Дисклеймер: В данном посте не оправдывается поведение истинных лентяев и тунеядцев – статья призвана развеять заблуждения читателя относительно вольготности существования IT специалистов. Рассматривается феномен «лени» IT специалистов и дается обоснование подобного поведения.
Приведенные в тексте статьи цитаты из комментариев читателей не несут негативного посыла и призваны лишь дать представление о аудитории данного блога и убеждениях комментаторов. Автор ценит любого читателя, какую бы точку зрения он не излагал. Комментарии к статье, вне зависимости от эмоционального окраса, означают, что аудиторию волнует обсуждаемый вопрос и поднят он не зря.
Статья написана IT менеджером самого среднего звена, не имеющем никакого отношения к филологии. В тексте могут быть орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки. Автор честно проверяет правописание в MS Word, но забугорное ПО не всегда адекватно разбирается в тонкостях Русского языка. Если Вы заметили ошибку в тексте – укажите ее в комментарии – автор будет очень благодарен и сразу ее исправит.
В статье изложены заблуждения автора, основанные на его субъективном специфичном опыте, не претендующем на статистическую релевантность.
Качеству графики в этом посте нет оправдания, целью размещения данных графических материалов было иллюстрирование статьи "на коленке", а не надругательство над Вашим чувством прекрасного.
Мои благодарные читатели и почитатели не перестают меня радовать остроумными комментариями, регулярно подкидывая мне в них темы для очередных статей. На этот раз меня очень впечатлила сентенция «чОткий айтишник кто угодно, но точно не лентяй». Эту тему и хотелось бы в данный момент затронуть.
Нет – не термин «чОткий» - тут я даже не знаю о чем говорить, так как не понимаю его значения (если Вы в курсе – объясните мне недалекому). В полном тексте комментария к данной статье помимо явно негативного посыла и критического обсуждения мой внешности еще и был намек, что «чОтким» лично я не являюсь. И тут я с комментатором абсолютно согласен – я по роду деятельности и стилю поведения скорее весьма «мутный» индивид, что меня вполне устраивает.
Рассмотрим же мы вопрос «ленивых» ITшников. Вопрос это будоражит умы многих, так как зачастую страховой агент, в аврале наколачивающий печати на миллионе бланков по страхованию клеща, или честный работяга-фрезеровщик, вышедший из цеха на 10ти минутный перекур, недоумевают, почему эта ITшная хипота в стиле кэжуал расселась на газоне и мирно беседует, вместо того, чтоб идти работать.
И таки да – глянуть на этих ITшных дармоедов – так они только и делают, что распивают чаи, болтают за жизнь, да втыкают в мониторы (явно и в этом случае осуществляя деятельность, очень далекую от трудовой). Создается впечатление, что эти баловни судьбы получают деньги только за свое присутствие и спесивое отношение к остальным сотрудникам, а ведь они бывает еще и на удаленке «работают» (каждый из этих Ваших Интернетов прекрасно осведомлён о рабочих созвонах в трусах и прочих непотребствах, творимых ITшниками).
Так почему же мудрое руководство организаций подобный беспредел дозволяет, почему не погонит тунеядцев поганой метлой или не прикует к серверной стойке тросиком кенгсингтонского замка, заставив наконец работать? Почему у рабочего цеха пропуск забирают до окончания смены, а у IT менеджера свободный график?
Разберемся в этом вопросе обстоятельно, в первую очередь рассмотрев приступы «лени» в контексте специализации:
- Лентяй сисадмин – первый и самый распространенный пример «ленивого ITшника». Эти встречаются очень часто, некоторые из них даже умудряются алкогольные напитки распивать на рабочем месте, но руководство смотрит на это сквозь пальцы. Вопиющий произвол, особенно на фоне несчастных операционистов, перекладывающих бумажки весь день, не поднимая головы.
Все дело тут в специфике работы – хороший системный администратор в идеале должен достичь того уровня автоматизации, при котором его вмешательство в работу систем будет требоваться только при возникновении нештатной ситуации. У коварных сисадминов куча инструментов автоматического мониторинга и настройки оборудования и ПО, эти инструменты позволяют особо квалифицированным специалистам не участвовать в бизнес-процессах постоянно, лишь изредка производя корректирующие настройки. Так что, если Ваш работящий сисадмин всегда в аврале и весь в пене – отрубает постоянно интернет канал, что-то настраивает, перезагружает оборудование – подумайте, а действительно ли Вам с этим трудоголиком повезло.
Я лично знавал одного настоящего спеца, который жил в серверной (так как давным-давно потерял документы), вообще не просыхал (потому как никого в серверную не пускал без полторашки пива), но при этом получал кучу денег, а директор лично носил ему дорогой коньяк… почему? – а потому что все работало, более того - человек был на шаг впереди всех хотелок работодателя. Замечательный был сисадмин – так бы и продолжил пьянствовать и радовать пользователей, если бы его не подкосил COVID.
Делаем вывод – хорош тот сисадмин, который не работает. И поверьте, эти «лентяи» образовавшееся свободное время тратят зачастую на самообразование, изучение современных технологий и модернизацию текущей инфраструктуры (ну чтоб еще меньше работать).
Смежные специализации вроде DevOps, администраторов баз данных и т.п. отнесем сюда же – алкоголя меньше, но принцип тот же.
- Лентяй эникейщик – специалисты технической поддержки тоже зачастую прохлаждаются на зависть пользователям. Работа техподдержки зависит от количества поступающих заявок – авралы чередуются с периодами вынужденных простоев. Если в подразделении поддержки идеально выстроены бизнес-процессы, уже проведена инвентаризация оборудования, профилактическая чистка всего парка техники и обновление ПО, то заняться в период простоев зачастую не чем.
И тут тоже действует правило, характерное для сисадминов – если поддержка отдыхает – значит все хорошо. Под отдыхом обычно понимается планирование профилактических работ в целях избежание авралов, подготовка и обновление инструментального софта, а также общение с пользователями. Сотрудники поддержки ввиду специфики своей работы имеют довольно развитые софт скиллы, а разговоры «за жизнь» с пользователями позволяют превентивно отреагировать на потребности потребителей услуги или решить задачи, которые имеют потенциал превращения в заявки.
Обратный случай – когда техподдержка всегда в аврале характерен либо для работы первой линии в крупных компаниях (там да – работа рассчитана по минутам, расписаны даже перерывы на поход в туалет – реально жалко людей, работающих в таких условиях), либо для низкоквалифицированных специалистов, не способных адекватно построить работу (ну тогда им следует обратиться к первоисточникам – покурить ITIL на предмет ITSM).
Смежные специализации вроде монтажников, наладчиков станков с ЧПУ и прочих – можно отнести в данную группу – эти люди работают от задачи и вынуждены терпеть периоды простоя.
- Лентяй программист – о – вот эти то даже выглядят лентяями – ручки беленькие и реальной работы не знавшие, все на стиле да на практиках. На самом деле склад ума программиста штука достаточно специфичная – эти специалисты регулярно решают сложные и нетривиальные задачи и для их решения за компьютером сидеть зачастую вовсе не обязательно.
Программист может на обеде разразиться инсайтом и, бросив все, убежать записывать код, пока логическую конструкцию не забыл. Или, лежа в отпуске на пляже, словить озарение и начать судорожно подключаться с телефона к рабочему ПК, чтоб вбить кусок кода в алгоритм решения задачи, терзающей его несколько месяцев. Вполне может оказаться, что милая девочка программист, сидящая напротив тебя на свидании, мечтательно улыбается не перспективе отношений с тобой, а тому, что только что придумала как с минимальными затратами ресурсов отпарсить пятимерную структуру данных.
Программисты зарабатывают интеллектуальным трудом, а не клацаньем по клавишам, поэтому оценить объем их лени довольно сложно. Если разработчик, лежа в гамаке, отрывает лепестки ромашки, то он не обязательно прокрастинирует – может он так визуализировал стек данных и в его голове все значительно печальнее, чем «любит – не любит». Хотя под такой идиллической картиной могут скрываться и муки выбора - грохнуть весь легаси софт конторы и переписать с нуля или все таки продолжать продираться сквозь дебри некоментированного древнего кода.
Всякие архитекторы, аналитики и прочие также могут работать без внешних проявлений – их рабочий инструмент мозг, а его за черепушкой не видно.
- Лентяй менеджер – эти делегаторы (делеГады, руковоДятелы, наЧайники) и есть самые большие лентяи – сами ничего не делают и только командуют, да еще на совещаниях языками чешут – воздух сотрясают.
Меня однажды спросили, чего это я на диване в рабочее время лежу – «о пользователях думаю» ответил я... Руководитель и правда может иногда сам не работать, а заниматься только координированием усилий команды, стратегическим и тактическим планированием, но это, к сожалению, тоже труд. Труд очень ресурсоемкий, ведь хороший руководитель должен не только быть компетентнее своих подчиненных, он должен правильно (вот прям по SMART) ставить задачи; заниматься не только собственным тайм менеджментом, но и своей команды; следить за дисциплиной, эмоциональным состоянием, отношениями в команде; оценивать эффективность специалистов, групп и команды в целом; заниматься мотивированием и развитием сотрудников. Спросите воспитателя детского сада – каково ему – так вот руководителю не легче.
И может выглядим мы на конференциях такими счастливыми да расслабленными, но внутри мы постоянно работаем – думаем, как поспособствовать бизнесу (или нескольким бизнесам) в развитии, при этом обеспечив комфортные условия работы своим подчиненным.
Тяжелее всего топ менеджменту – это понятно – тут и задачи глобальнее и ответственность больше, но и у прочих менеджеров – начальников групп (тимлидов), мастеров, руководителей отделов и департаментов рабочие задачи схожие.
Теперь предлагаю рассмотреть зависимость «лени» от квалификации IT специалиста. Начинающие и низкоквалифицированные сотрудники зачастую самые «работящие» - их опыта и компетенций недостаточно для грамотного построения бизнес-процессов, тайм менеджмента и приоритезации задач – вот потому они и пашут денно и нощно. Человек же погруженный в бизнес, имеющий в бэкграунде кучу успешно решенных рабочих кейсов, знающий персонал фирмы и умело маршрутизирующий запросы поневоле начнет «лениться».
В пример могу привести одно из своих предыдущих мест работы – когда я пришел в отдел IT он состоял из шести человек. Пришел я рядовым сотрудником, но постепенно вырос до руководителя и начал оптимизировать деятельность. В результате мы сократили время обработки заявок (путем регламентирования взаимодействия с пользователями и создания базы знаний), уменьшили затраты на IT (путем анализа рынка поставщиков оборудования и услуг, переводом на аутсорс части задач и сокращением ФОТ), в итоге довели поддержку филиальной сети из 50ти точек с 350 рабочими местами и 1000 пользователей до ситуации, когда по концу дня количество заявок в Helpdesk системе всегда было равно нулю. Отдел я также оптимизировал всего до двух (включая меня) человек и начал скучать – в нашей терминологии «лениться». Для развлечения я устраивал рейды в районы, регулярные фото инвентаризации всего оборудования, начал уделять больше времени своему бизнесу и сторонним проектам – руководству пришлось как-то меня занимать. С этой целью мне дополнительно делегировали управление отделом АХО, но и там в итоге мне стало скучно (вообще работа хозяйственных отделов значительно проще чем IT – логистика, эксплуотационка, обслуживание – места для творчества немного, а для автоматизации простор). Когда я сообщил к руководству, что готов взять на себя еще больший объем задач за разумные деньги, так как не загружен полностью, мне сказали замечательную фразу «мы тебе платим за выполняемые задачи, а не за уровень компетенций». И у меня было два пути – продолжать скучать с невостребованными компетенциями и невысокой зарплатой или переходить на один из моих смежных проектов (благо я никогда в жизни не работал только в одной организации). Как бы приятно и удобно мне не было на данном рабочем месте (там был свободный график, машина с водителем и можно было не работать), я решил, что самореализация и драйв важнее (хотя по командировкам в районы скучаю до сих пор)…
Вывод – субъективное ощущение «лености» IT специалиста зависит от его уровня компетенций и степени загруженности задачами, если уровень компетенций позволяет быстро реализовывать требуемый объем задач, то специалист поневоле начинает скучать и «лениться». При этом «лень» эта зачастую проявляется в оптимизации рабочих бизнес-процессов, самообразовании или коммуникации с потребителем IT услуги, но со стороны это все выглядит как блажь скучающего ITшника.
Чего Вам больше хочется – ITшника трудоголика, не успевающего помогать бизнесу, или «лентяя», которому завидует остальной персонал – решать Вам (или Вашему руководству). Я выбираю «лентяев» - поэтому моя команда эффективна и работаем мы в удовольствие.
P.S. Если вы видите счастливых ITшников на травке – лучше не трогайте, а то вспомнят о Вас – вначале еще сильней работать придется, объясняя для чего Вы здесь и в чем смысл Вашей работы, а потом не придется работать вообще – так как эти вдохновенные оптимизаторы заменят Вас ПО или робототехникой, выполняющей тот же функционал, а то и вообще упростят и удешевят бизнес процесс, исключив Ваши производственные операции за ненадобностью.
P.P.S. Хочется подытожить сие повествование метким комментарием одного из моих дорогих подписчиков «Да, собрать бы всю эту шушеру и отправить в совхозы. Картошку копать, без трахтура. Максимальная польза человечеству».