В состав страны по данным статьи 65 Конституции Российской Федерации входит 89 регионов. В каждом из них уживаются десятки этносов. Проблема современности-отсутствие у молодёжи базовой информации об этнографии России.
Актуальность данной проблемы исходит от общества. Блогеры, комики, преподаватели, неравнодушные родители начали выходить в социальные сети с проблемой неосведомленности молодежи об истории народов России.
25 марта 2021 г Всероссийский центр исследования общественного мнения представил данные опроса об отношении россиян к данной проблеме. «Хотели бы, чтобы деятельность их детей/внуков была связана со сферой культуры народов»,- так ответило 45% россиян. Чаще этого хотели бы молодые россияне 18-34 лет (51-54%).
Единая и обязательная для изучения культура в рамках начального,общего и среднего образования - русская.
Крещение Руси,Династия Романовых,Поход Олега на Константинополь-список можно продолжать долго. Лишь об истории русского народа слышал каждый,сидя за партой в то время, как регионах нет ни предмета, ни факультатива, ни мероприятия об истории коренных народов.Тому стала свидетелем и я сама. За 11 лет обучения в школе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в учебную программу не былы включены предметы или факультативы, связанные с народами ханты и манси. Культура этноса на глазах стирается из памяти жителей.
В 2017 году бурную реакцию в республике Татарстан вызвал новый закон об отмене обязательного изучения татарского языка в регионе. Родной для коренных жителей язык стал факультативом, а не основной нагрузкой школьников.Для родителей учеников важно сохранить культуру и традиции народа. А в 2018 году добровольность изучения национальных языков была закреплена законодательно. Госдума приняла поправки в закон «Об образовании», согласно которым изучение родного языка и государственных языков возможно только с письменного согласия родителей.
В качестве главного аргумента президент России Владимир Путин заявил, что заставлять детей учить неродной язык недопустимо.
Своё мнение об этом вопросе высказал учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия №10 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" Надежда Александровна Опалько. «Я считаю, что в школьном образовании культура и история народов РФ изучены недостаточно. Этому вопросу уделяется мало времени, дети не знают культуру своего народа, а что уж говорить о культуре всех народов РФ. В школьную программу обязательно необходимо добавлять предметы, связанные с народами нашей страны, потому что каждый народ должен знать хотя бы свою культуру, но и, конечно же, разбираться в культуре других народов страны»,- считает Надежда Александровна. Её слова подтверждают наличие проблемы.
На данный момент на уроках обучают только истории русского народа,их языку,особенностям,но именно в этом возрасте зарождается травля сверстников иной национальности. Подобное происходит по причине нехватки информированности о подвигах,культуре и ценностях того народа.
Российская Федерация богата культурами и языками. Это ценность и достоинство страны. А неведение молодого поколения ведет к утрате культурного наследия.
Якутсткий стендап-комик Ньургун Атаков,ведущий шоу «Тюркский разговорник» высказался в социальных сетях о проблеме осведомленности людей о своем народе. «Якутия-это 1/5 России, но на истории России мы ее не учим», «О народах-соседях мы не знаем ничего», высказался Ньургун Атаков, подтвердив низкий уровень знания родной истории и ценностей.
Для проверки уровня знаний о культуре народов РФ взяты люди,закончившие школу в последние пять-десять лет. Был создан онлайн-опрос. Его прошли студенты высших учебных заведений двух разных регионов: Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Татарстан. 25 опрошенных-обучающиеся Сургутского государственного университета,еще 25- студенты Казанского государственного института культуры.
50-ти опрашиваемым было предложено ответить на два вопроса: «Достаточно ли изучены в школьной программе культура и история народов РФ?» и «Сколько народов из данного перечня вы знаете?» Было представлено 70 названий народов России.
На первый вопрос 63,8% ответило «нет», указывая комментариях желание изучения более углубленного курса истории народов.
На вопрос о количестве знакомых народов 38,3% студентов преимущественно выбрали ответ «30-40», 27,7% проголосовало за вариант «40-50», еще 17% за «20-30», 6,4% за «10-20», 1% за «все перечисленные», остальная часть отдала свой голос в графе «менее 10».
Вывод из данного онлайн опроса таков: о культурах народов РФ люди,получившие образование основное общее и среднее образование в ближайшем десятилетии не только не знают, но и никогда не слышали о них.
Рассмотрим обратную сторону. Воспоминаниями о школьных годах поделилась студентка группы 32105 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанского государственного института культуры» Дарья Николаева. Ее мнение оказалось оппозиционным: «Мне кажется в школе ученикам будет не интересно изучать народы России. В подростковом возрасте, когда разумно добавлять уроки по изучению истории народов, школьники занимаются подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому им не хватит времени на ещё один предмет и качество полученных знаний будет ухудшаться»,- поделилась Дарья.
Большая нагрузка школьников- так звучит одна из проблем отсутствия у детей знаний в данной сфере. Факультативы и мероприятия являются выходом из ситуации,дают возможность желающим изучать историю народов РФ,предоставляют право выбора ученикам получать знания в интересующей области.
Доцент,кандидат исторических наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанского государственного института культуры» Диляра Шамилевна Муфтахутдинова убеждена,что: « Укоренённость человека в своей культуре, положительный образ своего народа, сочетающийся с положительным отношением к другим этносам и культурам, зная об их истории, порождает позитивную как, этническую, так и гражданскую идентичность. В конечном итоге порождает устойчивое общество, что очень важно в нашем неспокойном мире. Незнание молодого поколения приводит к росту межэтнической напряженности, к деморализации и маргинализации общества. Одним из действенных способов исправления данного положения должно стать преподавание отечественной истории с использованием обновленных учебников».
В качестве аргумента преподаватель этнологии Диляра Шамилевна Муфтахутдинова приводит данные исследований этносоциологов Р.Н. Вагапова и Ф.Г. Вагапова,которые изучили осведомлённость студентов. «Проживая в полиэтническом и поликонфессиональном Приволжском федеральном округе, нижегородские студенты не смогли дать ни одной характеристики фактически соседям — чувашам (35%), удмуртам (40%), татарам (6%). А 20% студентов ассоциировали удмуртов с северными народами, употребляя лексемы «юрты», «олени», «оленеводы»,«чумы». Это говорит о весьма печальном факте: об отсутствии коммуникативных процессов в регионе и в стране в целом. Теле и радиоэфир заполняется новостями о победах никому не интересных заграничных спортивных клубов, потоком льется англоязычная музыка, еженедельно идут передачи подобные «Дому-2», разлагающие души нашей молодежи, а как развивается в культурном плане соседняя область или республика, никто не знает».
В 2024 году многовековая история народов России малоизученна в современном обществе,так как особенности регионов не преподаются в школах.
Если государство не примет меры, десятки национальных культур России останутся в тени одной лишь истории русского народа.
Эльвина Юнусова