Как-то однажды вечером, во время карантина, благодаря Ютубу мы открыли для себя Дагестан. Нет, разумеется, географию в школе мы все учили, но даже и не подозревали что у нас в родной стране могут быть такие фантастические красоты. Причем про главную достопримечательность «Сулакский каньон» мы действительно услышали впервые.
Изучая другие красоты Дагестана, я поразился насколько завораживающим может быть наше будущее путешествие.
А потом наткнулся на фотографии горных сел и аулов на фоне местных вершин и по началу даже не поверил, что все это можно увидеть самому.
Вообще «Дагестан» и означает «горная страна». Скажу больше, все горы, которые я видел до этого, это были не горы (я, разумеется, не про высоту вершин, а про их потрясающую красоту).
А горный серпантин, по которому мне доводилось ездить в Крыму и Краснодарском крае, вообще теперь можно считать скоростным шоссе.
Что характерно, почти все родственники, друзья и знакомые были в ужасе от нашей идеи посетить Дагестан, да еще и на своем автомобиле. Все они почему-то пребывали в полной уверенности, что нас в лучшем случае ограбят, а машину угонят. А в худшем мы вообще сгинем без вести. Признаюсь, по началу и я не был уверен в своей безопасности, но чем больше мы читали на форумах про автопутешествие в страну гор, тем более нелепыми выглядели звучавшие предостережения.
Наконец, когда маршрут был уже определен, и пришла очередь бронировать жилье (да делать это лучше заранее, поскольку предложений не так и много), то мы были уже в полной уверенности, что нам не только ничего не угрожает, а скорее наоборот- нас ждет радушный прием. За всю нашу семейную жизнь, это стало самым предвкушаемым путешествием.
И вот, 10 июня в 16.00 после работы, прямо от моего офиса мы отправляемся в путь. У нас спланировано 2 ночевки и первая из них в Тамбове. Поэтому в районе Каширы уходим с М4 на трассу Р22- «Каспий».
Скажу сразу, поездка по этой дороге удовольствия не доставит. Приличных участков, где можно врубить круиз и немного расслабиться тут нет (точнее есть небольшой участок под самим Тамбовом). Мало того, очень мало мест для обгона, а там, где это разрешено правилами сделать это невозможно, потому как в попутном, так и во встречном направлении идет сплошной поток. Очень много фур и большегрузов. Я как-то насчитал целый паровозик из 14 автопоездов, следующих один за одним. И когда предоставляется возможность выполнить обгон приходится утапливать педаль газа. Но справедливости ради стоит сказать, что встречаются и отремонтированные участки, с карманами для обгонов.
В целом состояние дорожного полотна приемлемое, имеются места, где налеплены заплатки, но прям, чтобы встречались откровенные колдобины я не видел. АЗС по трассе хватает. Как крупных сетевых, так и местных.
К Тамбову подъезжаем уже в районе 22.00. Пока дождались, когда нам передадут ключи от объекта заселения (кстати, отдельный привет хозяевам, а ведь мы за час с точностью до минуты указали время нашего прибытия, тем не менее пришлось куковать под окнами почти 20 минут), время было уже к полуночи.
И мы даже не особо переживали, что квартира оказалась не та, что обещали в объявлении, и порядком убитая, и загаженная. Тем не менее выспались отлично и в 6.00 уже выезжаем.
Вообще, сам Тамбов нам скорее понравился. Даже просто передвигаясь по Советской улице, было на что посмотреть.
А свернув на Степана Разина, мы не смогли просто проехать мимо Спаса-Преображенского собора. Помимо храма тут расположен мемориал «Воинам-землякам», погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Буквально через несколько минут продолжаем свой путь, а то мы и так отстаем от графика. И получается, даже так и не выяснили, почему местный представитель семейства псовых находится с кем-то в дружеских отношениях. Но благо эта жанровая скульптура, была расположена на Рассказовском шоссе и мы, сделав небольшой крюк, остановились возле нее и, сделав несколько фотографий двигаемся дальше.
Через некоторое время возвращаемся на трассу «Каспий». Поначалу ехать было одно удовольствие, машин немного, а те редкие попутки, что нам встречались, любезно двигались. Но потом начались отрезки, на которых проводится ремонт и темп прилично упал. Причем что самое обидно, стоит знак обгон запрещен и ограничение скорости 40 км/ч. И часто встречается ДПС, так что приходится плестись.
Кроме того, очень много участков реверсивного движения. И на каждом таком светофоре приходилось стоять, наверное, минут по 5-10. А ближе к Волгограду проводился капитальный ремонт трассы, так что на длительной период про обгон можно забыть.
Вообще про Волгоград стоит рассказать отдельно (обязательно сделаю это как-нибудь) а сейчас вкратце скажу, что мы тут остановились на 2 ночи, потому как грех было не воспользоваться случаем и не посетить здешние места боевой славы.
Кроме того, нам еще удалось побывать в Музее-заповеднике «Старая Сарепта», где мы помимо всего прочего насладились звучанием органа.
А после познакомились с Анатолием, руководителем клуба военно-исторической реконструкции «Пехотинец», который пригласил нас к себе в небольшой музей на экскурсию. Где мы провели больше часа.
Следующим утром двигаемся в сторону Элисты. Граница республики находится буквально километрах в 50 от окраины Волгограда. И пейзаж довольно быстро меняется, переходя в бескрайние степи. Дорога в этой части хорошая, обгонять одно удовольствие (встречный поток видно за несколько километров). Но ехать скучно, поскольку вокруг ничего интересного. Хотя чего ожидать от степи.
По ходу движения возникла идея заехать в Элисту. Вообще, изначально мы не планировали посещать столицу Калмыкии, но как- то внезапно осознав, что это уникальный шанс посмотреть на буддийскую архитектуру, решили остановиться на пару часов.
В Элисте проживают представители практически всех основных мировых религий, но наибольшее число верующих являются буддистами. Это накладывает отпечаток на облик города: тут можно встретить пагоды, хурулы, скульптуры Будды и других почитаемых святых. Мы же начнем свой обзор с Пагоды Семи Дней.
Чуть в стороне от которой находятся южные ворота, а рядом с ними памятник Ленину. Скульптура вождя мирового пролетариата по соседствую с буддийской архитектурой смотрится очень необычно.
Если двигаться от пагоды по аллеи героев, то справой стороны мы увидим статую будды, и далее золотые ворота. 15-метровая арка золотистого цвета, поддерживаемая красными колоннами, несет в себе двойной смысл. На ней изображено двадцать восемь картин, которые отражают важнейшие вехи развития культуры калмыков. И, кроме того, центральная часть представляет собой символический порог, перешагнув который, каждый человек совершает духовное очищение, отбрасывая от себя нечистые помыслы и желания. За воротами идет белокаменная дорожка, символизирующая путь добродетели. Но мы по ней не пошли, поскольку спешили посмотреть главную достопримечательность Элисты и, наверное, все Калмыкии «Золотую обитель Будды Шакьямуни».
Один из крупнейших буддийских храмов Европы, расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова и имеет высоту 63 метра. Хурал вмещает в себе вторую по величине в России и Европе девятиметровую статую Будды. Кстати, самая крупная статуя Будды так же расположена в Калмыки в городе Лагань. Здание окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Внутрь хурала можно пройти, но там какая-то суета была, кроме того, категорически запрещена съемка, поэтому мы туда не пошли.
И духовной пище предпочли физическую. Ну, это я про то, что дети давно требовали обеда, да и мы тоже проголодались. Искали, разумеется, что поближе и хочу сказать, что, судя по отзывам выбор достаточно богат. Поскольку хотелось попробовать национальную кухню, наш выбор пал на ресторан «Тамерлан». Правда расположен он в каком-то честном секторе (мы даже как-то подумали, что не в ту сторону едем). Но Яндекс не подвел. Что касается самого заведения, то оценив уютный, стильный интерьер, мы сразу поняли, что выбор был сделан правильно, а вкусный и сытный обед (порции тут приличные) только подтвердил это.
Пообедав, двигаемся дальше. После Элисты пейзаж за окном не особо поменялся, разве что коровы на обочинах появились.
Что же касается качества дорожного полотна, то оно стало чуть по хуже. Особо убитый кусок ждал нас в комсомольском районе, где в добавок к этому начался ливень, сопровождавший нас до конечной точки. Эта самая крайняя точка находится в окрестностях Сулакского каньона.
Мы завтрашний день решили начать сразу с осмотра данной достопримечательности.
И все путеводители рекомендуют останавливаться в Поселки Дубки, что по соседству. Но даже за полгода не удалось найти там доступное жилье. Причем вне зависимости от цены и сервиса. Единственный вариант, был на противоположной части, где располагалось фермерское хозяйство «Родник» и сдавался гостевой дом. Вот туда мы и держим путь.
После Элисты старайтесь, чтобы у вас всегда было как минимум полбака топлива- сетевых заправок тут почти нет, а все что нам встречалось, это закос под известные бренды. По поводу топлива, это в Дагестане вообще отдельная тема, и я вернусь к ней в последующих выпусках.
Но если вкратце, то в горах принимают только наличку, приличных заправок не так и много 95 есть не везде (а 98 я даже и не встречал) с дизелем тоже нужно быть аккуратнее. В приморской части проблем с этим нет. По части заправок, тут ситуация даже лучше, чем в Подмосковье. Из сетевых заправок рекомендую VNK, DTK, Asko, Fuel One.
Границу с Дагестаном прошли без проблем, но весь поток останавливают для проверки документов, и частичного осмотра багажа. Вообще полиции на дороге очень много. Точнее не на самих дорогах, а на границах поселков. Кое-где имеются прям, серьёзные блокпосты. Там как правило дежурят командированные сотрудники (я даже земляков из Псковской области встречал). Народ суровый, но вежливый. Никто не до кого не докапывается и не разводит. Просто проверка документов, но часто. Местная полиция более общительная, спрашивают: «Как Вам Дагестан? Нужна ли помощь? Знаете ли, куда ехать? И т.д.». А на одном из блокпостов мне местный ДПСник вместо "Сержант Мусаев" протянул руку и сказал: "Здравствуй, брат". Короче, общайтесь с людьми в погонах вежливо и они вам ответят тем же.
Когда мы подъехали к горам уже начали спускаться сумерки. И нам пришлось нарушить главное привило приезжих: «Не суйся в горы ночью». Второе правило: «Не суйся в горы в дождь».
Но это мы уже потом узнали, а главное поняли на своем опыте. Самое ужасное, что у нас эти два запрета сложились (кроме того, по словам местных, ливня, который только что прошел не было здесь лет 15). Итак, в тот момент, когда началась грунтовка с подъёмом в горы, уже было темно и шел дождь.
И на одном из подъемов машина начала елозить по глине, а далее совсем встала. Что самое обидное, хозяин нашего гостевого дома на связь не выходил, что было скажем так, «некрасиво» с его стороны, учитывая, что он знал, что мы на подъезде, и что такое дождь в горах, да еще ночью. В общем подняться у нас не получалось и хуже всего то, что задом по серпантину до места, где можно было взять разгон тоже не получалось спуститься, машину стаскивало в кювет. А развернуться было невозможно. Кстати, эта мысль была одной из первых, развернуться и ехать искать ночлег где-нибудь у подножия.
Но с божий помощью (хотя мы же в Дагестане), так что тут видимо, Аллах сжалился над путниками, нам удалось преодолеть этот подъем. С трудом, цепляясь за редкие булыжники и подталкиваемая Наташей, наша Шкода карабкалась вверх. Воняло горелым сцеплением, тревожно мигали все лампочки об ошибках, и машина в панике сообщала: «Отказ ЕСП, отказ АБС, неисправна тормозная система, неисправно рулевое управление, ошибка электроники».
В общем я уже с трудом помню, как мы преодолели подъем (у меня аж руки тряслись) и добрались до места ночлега. Где, кстати, еще минут 20 искали хозяина. Тот на связь по-прежнему не выходил, я обошел все хоз. постройки, но так и не нашел его. Пришлось стучаться в каждую дверь и спрашивать у постояльцев: «Где можно найти хозяев?». Интересно было даже, где хваленое «Кавказское гостеприимство». За очередной дверью хозяева нашлись, и мы наконец можем оценить свои хоромы. Хотя, собственно, оценивать нечего: 5 кроватей, печь (ночь сегодня обещает быть прохладной), небольшой столик.
Само-собой мы прекрасно осознавали, что придется жить в спартанских условиях, но других предложений не нашлось. Немного смущала цена. Потому как здесь явно не за что платить 5.000, но, как говорится тут без вариантов. Но самое главное, у нас единственный номер, где есть свой санузел, остальные пользуются общим.
Разумеется, горячее водоснабжение отсутствие как класс, но есть ведро и плита на печи, где можно нагреть воды. Здесь же и разогреем нехитрые остатки еды, что остались у нас в автохолодильнике. А походная посуда у нас всегда с собой.
В общем жизнь налаживается, и уже не с таким ужасом, вспоминается то, как мы добирались сюда. А на этом все. Восход солнца завтра в 4.13 и есть идея встретить его с видом на Сулакский каньон.
Так что все, на сегодня отбой…