Хотя события в Грузии кажутся внутренним противостоянием гражданского общества, разделенного на государственников и прозападников, на самом деле все сложнее.
Пресловутый закон об иноагентах, который ограничивает деятельность НПО и СМИ с большой долей иностранного капитала, нужен Грузии не для защиты собственной государственности. Предыдущие 35 лет они об этом почему-то не думали. Он нужен для того, чтобы Грузия была выбрана основным направлением маршрута Шелкового пути (или коридора Восток-Запад), который активно продвигает Китай.
Коридор
В 2023 году окончательно выяснилось два факта:
- Армения не собирается сворачивать с пути западной ориентации.
- Она не будет отказываться от контроля за Зангезурским коридором.
То есть, Запад будет контролировать движение товаров по нему.
После этого отпала надобность сохранять сепаратистский режим в Карабахе, который существовал после 2020 года, исключительно, как возможность давления по Зангезуру. А на повестку дня встал вопрос откуда вести этот участок.
Кстати, если рассмотреть глобально протесты в Армении, то они тоже о Зенгезуре. Только пешки уровня кочарянов и католикосов этого не понимают.
Вариантов обхода Армении два: Иран и Грузия. И оба неудовлетворительны на сегодняшний момент.
- Иран непредсказуем и слишком велик. Он может начать собственную игру по ограничению прохода грузов. К тому же, у него не все гладко с тюркскими странами через которые проходит основная часть коридора.
- Грузия в этом смысле идеальна — небольшая страна с отличными отношениями с соседями по коридору. Но есть большая загвоздка в широком присутствии в стране прозападных сил. Не простых граждан, а агентов западного влияния под маркой НПО.
Это фактически тот же контроль и угроза провокаций.
Ирану, который делал все, чтобы коридор не прошел через Армению, теперь приходится конкурировать с соперником на которого у него намного меньше влияния.
Китай
Китай главный инициатор, выгодополучатель и спонсор глобального проекта Востока-Запад.
Россия конечно тоже в нем кровно заинтересована, но как в региональном проекте. К тому же, учитывая ее специфические отношения с Грузией и итак увеличивающуюся зависимость от коварного Ирана, РФ не участвует в выборе маршрута.
Похоже что в этом вопросе все решают китайцы. И они выбрали — Грузию.
Грузино-китайские отношения
Не смотря на огромное расстояние между двумя странами, они успешно сотрудничают в экономике.
Например, на втором месте по экспорту грузинского вина стоит Китай (почти 10 млн. бутылок в год), а сама КНР находится на четвертом месте в грузинском импорте.
Между странами есть соглашение о свободной торговле, Китайская компания купила 75%-ную долю свободной индустриальной зоны Поти рядом и т.д.
Летом 2023 года между Китаем и Грузии был введен безвизовый режим.
Или вот, сегодняшнее:
То есть Китай активно работает в грузинском направлении. Готовит инфраструктуру, чтобы грузы шли не только на Запад через Турцию, но и севернее, в страны черноморского региона.
Западные прокси
Правительство Грузии понимает перспективы связанные прохождением маршрута Шелкового пути через территорию страны, поэтому как только все решилось с Арменией, стало продвигать вопрос о иноагентах.
Это не пророссийская инициатива, как считают некоторые говорящие головы на ТВ, но у РФ отличный шанс возвратить Грузию в лоно дружественных стран.
Она уже встраивается в новую систему (или ось) мира, где ей по любому придется сотрудничать с Россией. Осталось дело за малым — показать Тбилиси, что Москва признает территориальную целостность Грузии.
И Запад исчезнет из страны. Даже в заявлениях ее лидеров.
Кстати Китай и Грузия официально заявляли, что признают территориальную целостность друг друга.