Кавказ-уникальный регион мира, с многовековой историей, культурным наследием, традициями, необычно живописной и разнообразной природой. Кавказские горы явили свету не только отважных воителей таких, как имам Шамиль. Этот край богат замечательными учеными и философами, писателями и поэтами, деятелями искусств.
Дагестан подарил миру аварского поэта Расула Гамзатова. Из чеченцев вышел Махмуд Эсамбаев(1924-2000). Имя этого выдающегося танцора знают миллионы людей на всей планете.
В Индии его боготворили за «Золотого бога», в Мексике приходили в восторг от «Хорабио тапатио» и в благодарность танцору пели «Подмосковные вечера», колумбийцы помогали ему разучить «Бамбуко», бразильцы - освоить «Макумбу». Его понимали в каждой стране: он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его родном языке.
В детстве, когда Махмуду, было 7 лет, отец часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор из села Старые Атаги, поражал всех своим талантом. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он кружился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог бесконечно, видимо тяга к танцам передалась ему с молоком матери, как это принято считать у народов Кавказа.
Но отец Махмуда был категорически против, чтобы у мальчика сложилась артистическая судьба: он наказывал мальчика, запирал в доме, бил, запрещал ему работать в цирковой труппе. Отец рассуждал, что хореография - это развлечение, а не мужское занятие, которым можно прокормить семью. Но уже тогда будущий всемирно известный танцор, наперекор воле отца, решил стать настоящим артистом.
"Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью", - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца».
Началась Великая Отечественная война и Махмуд оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от него разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что «ногу спасли чудом и танцевать он не сможет». Для любого человека вердикт хирурга был окончанием карьеры, но не для Махмуда. Его сила воли и настойчивая работа над собой помогли не только справиться с недугом, но и вернуться на сцену.
Но в феврале 1944 нагрянула новая беда: началась депортация народов Кавказа. Семью Эсамбаевых отправляют в Среднюю Азию, в Киргизию. Здесь он устраивается в труппу Киргизского театра и становится его солистом.
Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии».
Он был первым танцором, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. Но Махмуда больше интересуют народные танцы. Эсамбаев, как и Игорь Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную. Так в концертной программе Эсамбаева появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его знаменитых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами».
Юрий Григорьевич вспоминал: «На афише пишут: «Танцы народов мира», а надо бы «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева. Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра-это, я бы сказал, маленький законченный балет».
В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи, и Эсамбаеву очень хотелось продемонстрировать свой талант на нем. Но возраст не позволял ему сделать. К этому времени ему уже исполнилось 33 года. Но он добивается, чтобы его включили в состав. За сутки до начала конкурса Махмуд подхватил грипп.
Вот как об этом пишет друг танцовщика Алауди Мусаев в книге: «Махмуд Эсамбаев»:
«Температура поднялась до тридцати девяти градусов. Тут Нина (жена) сразу взяла ситуацию в свои опытные руки, устроила мужу ингаляцию и через каждые три часа колола пенициллин. Утром Махмуд был так слаб, что едва поднялся с кровати. Но отступать было нельзя. И они втроем (жена и дочка поддерживали Махмуда с обеих сторон) отправились на конкурс. Войдя в холл, где гудела толпа, говорящая едва не на всех языках мира, Махмуд, как старый боевой конь, вдруг стряхнулся, выпрямился и превратился в того удивительного танцора, которого жена Нина всегда видела на сцене».
В трудной борьбе Эсамбаев становится победителем конкурса. Ему присудили одну золотую и две серебряных медали.
О нем заговорили в мире. Он совершает турне по всему земному шару. Репертуар расширяется, он включил в него узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». Приходит слава, известность, возможность создать свой коллектив. Путь оказался тернистым, но Эсамбаев достиг звезд.
Будучи студенткой Кемеровского института культуры, я случайно попала на концерт Эсамбаева в Кузбассе. То, что происходило на сцене восхищало, завораживало, казалось, что на сцене не человек, потому что человеку невозможно воспроизвести такие движения. Талант Махмуда Эсамбаева творил чудеса.
Татьяна Юрьевна Фирсова библиотекарь отдела городской абонемент