Найти тему
Жорик – историк

30 мая — возвращение в СССР Александра Куприна

Спектакль под названием «Возвращение» удался на славу. 30 мая 1937 года на Белорусском вокзале столицы с поезда сошел немолодой, осунувшийся от болезни Александр Куприн. Его встречали с цветами и вспышками фотокамер, а он, казалось, вообще не понимал, где находится и кто все эти люди. У Куприна уже три года как прогрессировал рак пищевода, и на фоне заболевания возникли проблемы с памятью. Существует мнение, что супруга Куприна Елизавета Морицовна, понимая отчаянное положение семьи (денег на врачей катастрофически не хватало), обратилась к послу СССР во Франции Владимиру Потемкину.

Куприн с супругой в Москве
Куприн с супругой в Москве

Выслушав жену Куприна и оценив положение дел, Потемкин написал докладную записку на имя Сталина, где сделал вывод, что Куприн «едва ли способен написать что-нибудь, но с точки зрения политической, возвращение его представляет для нас кое-какой интерес».

Сталин разрешил, наложив резолюцию: «Куприна впустить на родину можно». Вождь безусловно был осведомлен, что Александр Иванович в своих статьях называл Россию «вонючей ночлежкой, где играют на человеческую жизнь мечеными картами - убийцы, воры и сутенеры». Наверняка он знал, что революцию Куприн окрестил «омерзительной кровавой кашей», а вместо аббревиатуры СССР издевательски писал "Сррр..."

Тем не менее Сталин Куприна простил. Почему? Да потому что ему был нужен спектакль «Возвращение», и приезд Куприна на родину был только первой его частью.

На Белорусском вокзале еще недавно кричавший про Куприна, что он «не наш», организовал торжественный митинг Александр Фадеев. «Дорогой Александр Иванович! Поздравляю вас с возвращением на родину!». Биографы пишут, что Куприн глянул на Фадеева сквозь затемненные очки и с каменным лицом спросил: «А вы кто такой?..» Обиженный глава Союза писателей СССР сконфужено отошел к своему лимузину, а историки до сих пор гадают: Куприн просто ломал комедию или в самом деле не узнал Фадеева.

Поручик Куприн в 1914 году
Поручик Куприн в 1914 году

Вторая часть спектакля «Возвращение» полна восторженных здравиц, написанных Куприным. «С чувством огромной радости я вернулся на родину»... «Я готов был идти в Москву по шпалам»... «Я бесконечно признателен советскому правительству, давшему мне возможность вернуться». Ни одно слово в этих статьях и интервью не принадлежало Куприну — от начала и до конца все это было придумано журналистами.

А сам же писатель фактически приехал на родину умирать. Его смерть случилась чуть больше, чем через год — перед раком, да на последней его стадии, советская медицина была бессильна.