Найти в Дзене
Яблоки для Евы

Анна Орловская: "В каждой картине заключена тайна"

Вы знаете, сколько оттенков зелёного использовал в своих картинах Анри Руссо? В виде кого изобразил Уинстона Черчилля художник Сазерленд – ангела или бульдога? Как Борис Кустодиев умудрился запечатлеть на своей картине двух нобелевских лауреатов одновременно?

Анна Орловская из Санкт-Петербурга - точно знает ответы на эти (и многие другие) вопросы. В своём сообществе «Детектив в мире искусства» она обсуждает с подписчиками загадки известных и не очень произведений живописи, заново открывает незаслуженно забытых художников, помогает понять, как жили и творили люди в другие времена. Специально для нашей рубрики «Разговоры о вашем» Анна рассказала о том, как увлечение искусством стало для неё частью жизни.

Фото из личного архива Анны Орловской
Фото из личного архива Анны Орловской

Анна, мы тоже решили начать наш разговор с неожиданного вопроса... Кто вы?

– На самом деле, такой, кажется, простой вопрос – а поставил в тупик почти на сутки. Пожалуй, я – журналистка. Как и на работе, в жизни мне свойственны любопытство, неспособность сидеть спокойно и неуёмное желание поболтать.

То есть, вы в первую очередь определяете себя через профессиональную самореализацию?

– Почти 10 юбилейных лет жизни я отдала (и отдаю) художественной редакции телеканала «Санкт-Петербург». Работа корреспондентом, а сейчас ещё и одним из авторов программы «Культурная эволюция» – это даже не столько работа, сколько образ жизни. Теперь мне сложно представить себя в музее, театре, галерее и где-либо ещё без съёмочной группы. Более того, даже как-то неуютно. Карьеристка я или нет – ответить на этот вопрос, наверное, было бы проще человеку со стороны, но без профессиональной самореализации определённо я не была бы полноценно счастлива.

Фото из личного архива Анны Орловской
Фото из личного архива Анны Орловской

А семья?..

– Семья есть. Это моё ценное оберегаемое сокровище.

Что (или кто) привело вас в тему искусства?

– Любви и уважению к искусству я обязана маме и… Ивану Ивановичу Шишкину. Мама листала со мной, совсем маленькой, музейные каталоги с шикарными иллюстрациями и говорила: «Смотри, какие ткани! Какие лица! Как фото, да? А это всё художники кистями и красками создают!»

А ещё на дачной веранде у бабушки нашлась совсем небольшая репродукция «Корабельной рощи» Ивана Шишкина. Помню, я как-то смахнула с неё толстый слой пыли, и обнажились освещенные солнцем стволы сосен. Эффект был потрясающий. Я почувствовала себя кладоискателем, случайно нашедшим сокровище.

«Корабельная роща» Ивана Шишкина
«Корабельная роща» Ивана Шишкина

Повлияло на меня и то, что я родилась и выросла за Полярным кругом. Суровая природа вокруг явно способствовала тяге к созерцанию ещё в детстве. А история жизненных векторов даже по-своему скучна: ещё лет в 12, а может, и раньше, смотря какой-то новостной сюжет по телевизору, поняла, что хочу стать журналистом, и ни разу не изменила своей цели.

В чём сила и смысл искусства лично для вас?

– Искусство всегда способно вызвать детский восторг. Это ценное свойство, ведь детский восторг прекрасен своей искренностью. Вспомните, как малыши восхищаются чем-то в первый раз. Взрослым сложно, наверное, и невозможно испытать те же эмоции. А живопись обладает какими-то магическими свойствами. Изучая её, я чаще обычного говорю: «Ого!».

Фото из личного архива Анны Орловской
Фото из личного архива Анны Орловской

Как вы думаете, есть ли «женское» искусство, «женская» живопись? Если да, то что делает её особенной?

– Основываясь на личных ощущениях, смею предположить, что есть. Женская живопись, по большей части, (взять даже в пример работы Берты Моризо или Зинаиды Серебряковой) как будто более нежная. Обволакивающая. Она излучает особый свет. Ещё в этом контексте хотелось бы пару слов сказать о Саре Биффен, художнице Викторианской эпохи, родившейся без рук и ног. Сложно выразить словами ощущения, но и её работы особенны энергетически. Кажется, что, если прикоснуться рукой к любой из картин – она будут согревать вашу руку.

Люблю и Артемизию Джентилески. Её страстная живопись наполнена внутренней болью – в 19 лет она подверглась насилию со стороны Агостино Тасси, женатого коллеги её отца. Доказывая это на суде в 1612 году, Джентилески подверглась пытке в присутствии обидчика: её пальцы продели в кольца из металла, закручивающиеся при помощи струны. Потрясения серьёзно отразились на творчестве Джентилески: героини её полотен практически всегда либо испытывают насилие со стороны мужчин, либо борются с ним. «В душе женщины порой таится мужество Цезаря» - говорила художница.

Как у вас родилась идея детективного блога про искусство? Где вы берете информацию о загадках картин и художников?

– В каждой картине заключена тайна. Главное – хорошо поискать. Расследование всегда увлекательно. А вдвойне увлекательно раскрывать загадки с единомышленниками. Так, одним днём, родилась идея о создании сообщества. Мои единомышленники сейчас – это мои подписчики в группе Вконтакте «Детектив в мире искусства». Более 35 тысяч увлечённых читателей, многие из которых активно участвуют в процессе дискуссий. Это очень приятно!

Лучший источник новых знаний – всё ещё книги. И, признаться, более надежный источник, чем интернет. Стоит сказать, что в поиске информации мне также помогает основная работа: доступ к музейным собраниям и диалог с научными сотрудниками. Не могу не упомянуть прекрасных коллег из Государственного Эрмитажа. С особым теплом всегда вспоминаю Русский Музей – там мне очень уютно. МИСП, Marina Gisich gallery, Beriozka gallery… Все дорогие сердцу культурные институции перечислять очень долго.

Вы живёте и работаете в Петербурге. Этот удивительный город – важный участник ваших поисков в сфере искусства? Помогает ли он вам?

– Я бы сказала, что Петербург скорее позволяет исследовать его культурный внутренний мир. За всю жизнь не смогу познать и его четверти – настолько он сложен и обширен.

Фото из личного архива Анны Орловской
Фото из личного архива Анны Орловской

С духом какого художника вам хотелось бы пообщаться на спиритическом сеансе?

– С духом Хильмы аф Клинт – шведской художницы и «матери» абстракционизма. Она сама увлекалась спиритизмом, даже возглавляла спиритические кружки, а значит, в вопросе подкована. И, вероятно, не злилась бы, что её смели потревожить. К увлечению абстрактной живописью её привело именно увлечение оккультизмом. Именно во время вызова духов дама при участии подруг выводила на листах различные бесплотные формы из своих видений.

О чём бы вы спросили госпожу аф Клинт?

– Как ни странно, я не спросила бы её о живописи или собственной биографии. Расспросила бы о большом медитативном опыте. Как проходили её ритуалы? Кто и в каком обличии являлся перед ней и что говорил? А может, она из-за своего увлечения не раз бывала на грани гибели? Наверняка от рассказов смелой Хильмы бегали бы мурашки по коже.

Была ли какая-то история, связанная с конкретной картиной или конкретным художником, которая вас сильно потрясла?

– О, их так много. Первой на ум приходит, к сожалению, печальная история судьбы художника Геннадия Проваторова.

Он известен пронзительным циклом картин «Одинокие» о забытых людях и оставленных домах. Художник живёт этим, старается обратить внимание общественности на вымирание деревень, превращает второй этаж своего дома в действующий музей бытописания глубинок.

В феврале 2012 года Геннадий Проваторов почему-то сворачивает с протоптанной тропы и замерзает по дороге домой, не дойдя всего 300 метров до своего дома в деревне Селезёнкино. К тому моменту он был её единственным бессменным жителем.

Очень грустная история... А что вас поддерживает в трудные времена?

– Долгие объятия.

Ещё:

  • В рубрике "Разговоры о вашем" выходят беседы с женщинами, которым есть, о чём рассказать.

Не переключайтесь!

_____________________

  • Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.
  • У нас есть Телеграм-канал - там тоже хорошо и можно комментировать.