Добрый день, товарищи. Сразу оговорюсь, что название статьи - не кликбейт, то есть полностью соответствует её содержанию.
Сегодня мы поговорим о невообразимом по тем временам проекте, который ну никак не умещается в рамки восприятия начала девятнадцатого века. Вам будет дано много пищи для размышления, будьте к этому готовы.
Что ж, начинаю историю...
29-е августа 1834 года. В пятидесяти километрах от Санкт-Петербурга берег Невы оцепили войска. И вот цепь гвардейцев расступается, пропуская кортеж императора Николая I. В происходящее на берегу Невы были посвящены очень немногие, а сам император приехал, чтобы лично понаблюдать за испытаниями необычного секретного аппарата военного назначения. Когда император и его свита заняли свои места, странное сооружение спустили на воду. Прошло еще немного времени, и металлический цилиндр с башенками стал медленно погружаться на дно.
Николай I наблюдал за испытаниями первой в истории цельнометаллической подводной лодки.
На испытаниях 29-го августа 1834 года подлодка несколько раз погружалась под воду, а затем всплывала на поверхность. Император был в восторге, он рассчитывал, что в составе русского флота такой корабль станет грозным оружием.
- В ходе текущего выпуска я буду рассказывать о параллельно идущих событиях в мировой обстановке. И, будьте уверены, обе сюжетные линии в конце совсем не покажутся вам далёкими друг от друга.
В начале тридцатых годов XIX века крупнейшие европейские державы начали подготовку к борьбе за проливы Босфор и Дарданеллы. Победитель в этой борьбе получил бы, что очевидно, контроль над этими проливами , и, как следствие, стал бы одной из весьма влиятельных фигур на шахматной доске мировой политики.
Что до России... Хм. Для России этот вопрос был важен из соображений безопасности южных границ государства, постольку поскольку будь Босфор и Дарданеллы в недружественных руках, русский флот оказался бы попросту заперт в Черном море. А экономика? Посудите сами: значительная часть экспорта русского хлеба уходила за границу именно из черноморских портов.
Так, в 1833 году Россия и Османская империи заключили договор о мире дружбе и оборонительном союзе. Он был выгоден русской стороне: османы обязались закрывать проливы для прохода военных кораблей других стран по требованию России. Русские же корабли имели право свободно проходить их. Но! договором были недовольны англичане и французы. Русские дипломаты и военные считали, что в будущем спор о проливах наверняка закончится войной.
Так же считал и генерал-инженер Карл Шильдер. В 1834 году он предложил императору Николаю 1 проект, равного которому не было ни водном флоте мира.
Подводную лодку.
Он считал, что это оружие должно было свести на нет преимущества любого потенциального противника России. Более того, он надеялся, что массовое вооружение русского флота подводными лодками может в корне изменить военно-политическую ситуацию в Европе.
Но как ему тогда пришла в голову идея такого фантастического оружия?
Ещё в начале XVI века проект подводной лодки разрабатывал Леонардо да Винчи. Всплывала эта идея и в умах русских людей: в России по указанию Петра 1 подводную лодку (или потаенное судно) разрабатывал крестьянин-самоучка Ефим Никонов. Забавная была история, однако. Материала о ней не сказать чтобы много, но, если вас она заинтересовала, напишите мне весточку, и я расскажу о потаённом судне Никонова подробнее.
После Никонова, спустя целый век, русский ум вновь заинтересовался вопросом создания подводного корабля. Стоит ли говорить, что этот проект был ещё амбициознее. В первую очередь, по вооружению.
Дело в том, что в 1831 году Карл Шильдер узнал, что воспламенять порох можно с помощью электрического разряда. Об этом Карлу рассказал известный русский электротехник и друг Павел Шиллинг, который и открыл этот способ.
"Зачем ждать, когда корабль напорется на мину, если можно прицепить мину к кораблю и, отплыв на безопасное расстояние, подорвать ее электрическим разрядом через провод, идущий от нёё? Стало быть, нужно как-то незаметно суметь доставить мину к кораблю противника. Незаметно - значит под водой!"
Наверное, примерно такая цепочка умозаключений и привела Карла к планам спроектировать подводную лодку. С этим проектом изобретатель обратился к Николаю I, тот его одобрил, выделив тринадцать тысяч рублей из госбюджета (что равно стоимости примерно пятнадцати хороших домов в провинции в те времена).
Постройка лодки началась в марте 1834 года на судоверфи Александровского чугунолитейного завода, и проходила в обстановке строжайшей секретности, изобретатель регулярно отчитывался перед Николаем I, а в мае император сам посетил завод, чтобы увидеть практически законченную лодку.
У субмарины Шильдера были весьма скромные, для нас с вами, показатели, или ТТХ - тактико-технические характеристики. Длина - всего 6 м, ширина - полтора, глубина погружения 10-12 метров. Экипаж - максимум 10 подводников. Чтобы лодка погружалась, в нижней части корпуса специальную цистерну заполняли водой, открывая клапан. На глубине ее также удерживали 2 свинцовые гири общим весом около 80 пудов, это 1300 килограмм. Когда нужно было подняться наверх, воду откачивали насосом вручную.
И пусть сейчас такая конструкция кажется примитивной, но все - таки именно лодкой Карла Шильдера была бабушкой современных субмарин.
Что удивительно, уже в середине 30 годов 19 века аппарат Карла Шильдера тоже имел все неотъемлемые атрибуты современных субмарин: боевые рубки, внутреннюю связь, выдвижную медную трубу с зеркалами, (предок перископа).Смотровая труба, торчащая над водой, была размером с банан, что соответствовало желанию Карла не демаскировать подлодку.
Основной особенностью подводного корабля было его вооружение. На носу был установлен шест около двух метров длиной, на конце которого - гарпун и мина. От мины - длинный провод, идущий в корпус корабля. Задача такого снаряжения была проста: лодка под водой подплывала бы к днищу корабля, гарпунила мину к корпусу, отплывала на безопасное расстояние и активировала мину электрическим проводом от аккумуляторов в корабле.
Помимо этого изобретатель установил на подводную лодку пороховые ракеты. Гигантский шаг в будущее.
Да, проект Шильдера нес шесть ракет калибром 102 мм! Они находились в специальных трубах, герметично закрытых пробками. При стрельбе пробки выбивались, ракета, так же с помощью воспламенения электрическим током, запускалась в цель. Более того, огонь ракетами мог вестись как в одиночном режиме, так и залпами, при чем не только из надводного, но и из подводного положения.
Перед началом испытаний на Неве поставили несколько парусных шаланд-мишеней. Николай I с изумлением увидел, что из - под воды с громким шипением начали вылетать ракеты и, оставляя за собой огненный след, врезались в шаланды. На императора это зрелище произвело огромное впечатление. Но дальнейшей работы перенесли в крепость Кронштадт и неслучайно.
Император знал, что сведения о скором появлении у русского флота чудо-оружия дошли до иностранных спецслужб. На военно-морскую базу Кронштадт попасть иностранным агентам было бы гораздо сложнее, к тому же в штате лодку можно было испытывать в условиях открытого моря.
24 июля 1838 года на рейде Кронштадта прошли два испытания подлодки в присутствие Николая I. Подлодка спешно осуществила запуск ракет из подводного положения. Но была одна большая проблема. У подводников не было возможности держать курс на глубине, поэтому ими приходилось управлять самому конструктору: Шильдер надевал водонепроницаемый костюм, ботинки со свинцовыми подошвами вставал на палубу и отдавал команды через переговорный шланг экипажу корабля.
В 1839 году с одобрения Николая I Петербурге был создан комитет о подводных опытах, он должен был изучить, в том числе, возможность применения подводных лодок в будущих войнах. О том, что они уже не за горами, мало, кто сомневался.
Обстановка вокруг Средиземноморских проливов Босфор и дарданеллы накалялась. Николай I понимал, что к полномасштабному противостоянию против Великобритании и Франции, к которому наверняка бы присоединилась и Османская империя, Россия не готова. В Петербурге высказались за разрешение кризиса дипломатическим путем.
Как итог... 13 июля 1841 года Россия, Британия, Франция, Австрия и Пруссия подписали в Лондоне новую конвенцию о режиме судоходства через пролив. По ее условиям проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы в мирное время был закрыт для всех, таким образом Россия потеряла те преимущества которые она имела по предыдущему договору с Османской империей. Но, с другой стороны, конвенция гарантировала, что британские и французские военные корабли внезапно не появятся в Черном море.. Вот только о режиме судоходства в проливах в военное время конвенции не говорилось ничего. В будущем эта деталь сыграет для России весьма драматическую роль.
В стране начиналась постепенная модернизация флота. Да, пока он был парусным, но началась работа по введению в состав флота новых кораблей - пароходофрегатов. Они могли ходить как под парусами, так и с помощью парового двигателя, это было последнее слово в области кораблестроения. Но вот субмарин, подобных изобретению Карла, не было вообще ни в одном флоте мира. И шильдер не сомневался, что иностранные агенты будут пытаться раздобыть сведения о своем конкуренте - новой русской подлодке. Чтобы сбить их со следа, он предложил даже утопить свою субмарину.
Об этом он пишет в секретном письме военному министру графу Чернышеву:
"Когда команда покинет субмарину, возлагаю на себя лично, выходя последним потопить лодку".
Нужно пояснить, что Шильдер хотел имитировать аварию во время испытаний, чем ввести в заблуждение возможных иностранных шпионов. Но, так или иначе, это предложение поддержки не нашло. Однако, информацию об испытаниях засекретили настолько, что далеко не каждый высший чин военного и морского ведомств знал о том, какие работы ведутся в Кронштадте.
В конце сентября 1840 года состоялись третье испытание. По расчетам Шильдера воздуха для экипажа должно было хватать на шесть часов пребывания под водой, это и решили проверить: лодка легла на дно и и провела на глубине половину от установленного времени- три часа. Как говорилось в отчете, после всплытия восемь членов экипажа доложили, что никакого стеснения воздуха не чувствовали. Это было еще одним важным достижением.
С другой стороны, главной проблемой субмарины по-прежнему оставалась крайне низкая скорость. В надводном положении корабль шёл под парусом, в подводном же четверо моряков вручную приводили в действие гребки, похожие на лапы водоплавающих птиц. Корабль развивал скорость до 700 м в час. Шильдер понимал, что это основная проблема, и работал над ней, он планировал установить гидрореактивный двигатель, который сам изобретатель называл водогоном, и питался бы он от электрических батарей.
А теперь отвлекитесь от повествования и просто представьте себе: в 1830-х годах, в мире парусных кораблей, ракетная подводная лодка на реактивном двигателе! Не звучит ли это как фантастика?
Но Шильдер был уверен, что построит корабль, это возможно. Инженер убеждал членов комитета подводных опытов, что работы по его проекту должна вестись постоянно, иначе Россия быстро утратит преимущество в этой области.
Но военный министр граф Чернышев сообщил членам комитета:
"Высочайше повелено дальнейшие опыты над подводной лодкой прекратить и вместе с тем обратить внимание на развитие подводных миниракет".
Главными причинами прекращения работ назывались низкая скорость лодки, ее недостаточная надежность. Для Шильдера это был тяжелый удар. По одной из версий закрыть проект императора убедил военный министр граф Чернышев. Он всегда был против всяких нововведений в армии, даже всерьез полагал, что штыковой бой намного эффективнее стрельбы. Без комментариев, товарищи. По другой версии Николай I сам решил не тратить государственные средства на этот проект, потому что понял: на доработку уйдет слишком много времени и сил, и в ближайшее время она не станет тем самым чудо-оружием, способным громить вражеские корабли. Да и действующий русский флот нуждался в глубокой модернизации, а значит, требовал больших расходов.
1853 год, октябрь. Началась крымская война. России пришлось сражаться с Британией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством, при этом Османы беспрепятственно пропустили военный флот союзников через проливы в Черное море, и в июне 1854 года русские корабли в Севастополя оказались заблокированы. Вскоре началась героическая оборона города, продолжавшаяся почти год.
Провести модернизацию армии и флота к началу войны так и не успели. В составе русской черноморской эскадры насчитывалось всего шесть пароходофрегатов, остальные корабли были парусными.
Россия потерпела в крымской войне поражение.
Карл Шильдер в чине инженера-генерала вернулся в армию. 11 июня 1854 года он был смертельно ранен.
"Ну а если бы тогда в 1841 году проект подводной лодки не свернули, могло бы это как-то - то повлиять на исход крымской войны?" - спросите вы.
К сожалению, уровень развития промышленности и техники в те годы не позволял значительно усовершенствовать субмарину, это была задача на гораздо более длительный срок. Разработки Карла Шильдера настолько опережали свое время, что его проект первой в мире ракетной подводной лодки реализовать было просто невозможно. Но история показала: Карл Шильдер двигался в правильном направлении. Во многом именно он рассчитал, как будут выглядеть и действовать подводные лодки будущего.
Эпилог
Масштабная программа модернизации военного флота началась в России уже после крымской войны, но технические условия для строительства боевых подводных кораблей появились только к началу XX века. Тогда подводные лодки и начали поступать на вооружение флотов крупнейших мировых держав, и во многом именно благодаря Карлу Андреевичу Шильдеру Россия снова оказалась лидером в этой области.
19 марта 1906 года император Николай II подписал указ о включении подводных лодок в состав военного флота. Сегодня эта дата в России отмечается как день моряка-подводника.