Найти в Дзене

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: снаружи и внутри

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! После многокилометровых похождений по Петербургу, а также посещения Русского музея в Михайловском дворце, мы вышли на Исаакиевскую площадь. А как мы сюда пришли – Вы можете прочитать по этой ссылке, если еще не читали. Кроме Исаакиевского собора, в честь которого и названа площадь, первое, что бросается в глаза – это конная статуя на высоком пьедестале в центре площади. Это памятник императору всероссийскому Николаю I.

Император Николай I

Император Николай I изображен крепко сидящем на вздыбленном коне, что сильно напоминает памятник Петру I на Сенатской площади. Но главное отличие этого памятника от Медного всадника – это постамент, там – просто кусок гранита, а здесь он сильно украшен различными скульптурами и барельефами. В первую очередь это аллегорические фигуры богинь Веры, Мудрости, Правосудия и Силы. Говорят, что лица этих фигур имеют большое сходство с чертами жены и дочерей императора. Памятник этот был воздвигнут в 1859 году, на следующий год после освящения Исаакиевского собора. И не зря его здесь поставили, ведь именно Николай I сыграл очень важную роль в создании собора.

Идем в Исаакиевский собор

Вот к собору мы теперь и направляемся, а пока мы к нему идем, я Вам немного расскажу из истории его создания. Собор преподобного Исаакия Далматского, такое полное его название, строился с 1818 до 1864 года, хотя освящен был в 1858 году. Но это уже четвертая версия храма, если можно так сказать, на этом месте и под одним и тем же названием. Первые два строились еще при Петре I, в самом первом – деревянном Петр I венчался в 1712 году с Екатериной Алексеевной. А заложен он был в день Святого Исаакия Далматского в 1710 году по указу Петра Первого для работающих на адмиралтейских верфях, потому что Петр I родился в день памяти этого святого и очень его почитал.

Фото автора
Фото автора

Но эта церковь простояла недолго, из-за ее ветхости было принято решение построить новую – каменную. Строили ее 12 лет под руководством разных зодчих петровской эпохи, которые менялись один за другим. Как бы то ни было, а новую церковь достроили в 1728 году. Однако, после нескольких пожаров от ударов молний, здание церкви пришло в негодность. Его долго пытались ремонтировать и реконструировать, но в итоге разобрали в 1763 году.

Фото автора
Фото автора

Уже при Екатерине II началось проектирование и строительство нового (третьего) собора, в 1768 году был торжественно заложен первый камень. Проекты были разные, но императрица одобрила проект Антонио Ринальди, который предусматривал постройку пятиглавого собора с высокой колокольней. Однако, до смерти Екатерины он успел только подвести здание под карниз, а когда вступил на престол Павел I, Ринальди уехал из страны. Достраивать собор было поручено архитектору Винченцо Бренне, но из-за нехватки материалов ему пришлось исказить и значительно упростить проект. Вместо пяти куполов, остался только один, да и высоту колокольни пришлось уменьшить. Здание получилось приземистым и невзрачным, и стало объектом шуток и эпиграмм, за которые, по слухам, кое-кого даже ссылали в Сибирь. Тем не менее, в 1802 году собор был достроен и освящен.

Фото автора
Фото автора

Уже в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку храма, но все проекты, которые предоставлялись императору Александру I, отвергались им, потому что они все предполагали строительство нового собора, а император хотел перестроить старый. Так продолжалось до 1816 года, пока императору не показали наброски будущего проекта Огюста Монферрана, недавно приехавшего из Франции. Они Александру I понравились и к 1818 году Монферраном был разработан проект, предусматривающий сохранение большей части старого собора. В этом же году началось строительство фундамента, а на следующий год, после долгих обсуждений проекта, состоялась торжественная закладка нового собора, но с началом строительства приходилось на ходу менять и дополнять разные детали проекта, к тому же сам проект вызывал критику со стороны других архитекторов, и обсуждения дальнейшего хода строительства могли растягиваться на года.

Фото автора
Фото автора

Начавшись при Александре I, строительство собора длилось весь долгий срок правления Николая I, а закончилось при Александре II. В итоге, от старого собора Ринальди практически ничего не осталось. Тот собор, который мы видим сейчас, это творение, вымученное десятилетиями и выстраданное сотнями жертв его строителей. По разным оценкам в строительстве было занято за все это время около 400 тысяч человек. Для самого Монферрана это стало главной работой его жизни. Через месяц с небольшим, после освящения в 1858 году, он скончался, ходили слухи, что ему это было предсказано каким-то прорицателем, поэтому он умышленно затягивал строительство, но это только слухи. Тем не менее, собор получился грандиозный!

Фото автора
Фото автора

Мы много раз проходили со всех сторон этого собора, даже поднимались на его колоннаду (там смотровая площадка), и каждый раз не устаешь радоваться и восхищаться такому грандиозному и красивейшему сооружению, а подойдя ближе, во множестве статуй и рельефов находишь что-то новое. Монферрану удалось собрать воедино творения самых талантливых скульпторов того времени с его архитектурными решениями.

Фото автора
Фото автора

В этот раз мы не стали обходить собор со всех сторон, но я нашел фотографии Исаакия, сделанные мной в разное время с разных ракурсов.

Заходим внутрь

А бюст-портрет самого Монферрана мы увидим внутри собора, вот туда мы и направляемся. Купив билеты в кассе при входе и просканировав их штрих-код, проходим через турникет. Войдя внутрь, перед нами открывается вся палитра красок, обильно украшенная золотом, в живописных, мозаичных и скульптурных работах великих мастеров XIX века. Первые несколько секунд глаза разбегаются и не знаешь с чего начать, а потом наши взгляды сами собой поднимаются вверх на верхнюю часть стен и своды подкупольного пространства. Кроме обилия скульптур, позолоченных и не только, в Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века – более 150 панно и картин.

Фото автора
Фото автора

Над оформлением интерьеров собора трудились многие известные художники, например, Федор Антонович Бруни и Карл Павлович Брюллов, чьи работы мы не так давно видели в Русском музее, а также такие скульпторы, как Иван Петрович Витали и Николай Степанович Пименов. А самое главное, что под руководством Монферрана живописные и скульптурные изображения удалось совместить и они дополняют друг друга. Яркий пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи – это барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Скульптуры ангелов – это работа Витали и его учеников.

Немного оторвавшись от купола и сводов, мы идем по кругу, пытаясь осмотреть все более досконально, насколько это возможно при большом стечении народа. Кроме того, что этот собор с 1928 года и по сей день является музеем, с 1990 года в нем возобновлены церковные службы. Получилось так, что во время службы мы в собор и зашли, поэтому одновременно туристические группы с гидами перемещались дружной толпой по собору, а другие люди стояли перед алтарем, молились и слушали церковные песнопения, кстати, красиво пели.

Однако, вернемся к убранству храма. А очень важную роль в убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П. Витали. Начнем с западных, над ними начертано: «Кресту Твоему поклоняемся», под надписью помещен рельеф – «Воздвижение Честного Животворящего Креста». А рельефы на дверных полотнах посвящены житию святых апостолов Петра и Павла.

Кстати, иконы этих святых, изображенных в полный рост художником Тимофеем Матвеевичем Неффом в 1847 году, находятся с двух сторон от западных врат. Кроме них, чуть дальше, установлена такая же икона «Святой Исаакий», написанная тем же художником.

Затем мы опять переводим взгляды на стены и своды храма, а после подходим к одному музейному экспонату – это модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины, изготовленную в 1826 году. А возводили эти четыре портика с колоннами со всех сторон собора, вопреки общепринятой практике, до постройки стен собора. Такое решение архитектора Монферрана обуславливалось сложностью установки гранитных колонн, каждая из которых была 17-метровой длины, диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн.

Затем мы идем дальше и видим очень необычный бюст того самого создателя этого грандиозного шедевра – Огюста Монферрана, исполненного русским скульптором итало-швейцарского происхождения Антоном Егоровичем Фолетти – учеником все того же Витали. А необычность этого бюста заключается в том, что он выполнен из тех же сортов мрамора, гранита, порфира, сланца и кварцита, которые использовались при строительстве собора.

Фото автора
Фото автора

Дальше мы направляемся в сторону алтаря и продолжаем любоваться удивительным сочетанием архитектуры, скульптуры и живописи этого собора. Теперь обратим внимание именно на живопись. Рассказать про каждый шедевр в этом соборе – это нереально, здесь собрано 105 росписей и 71 картина, их создали замечательные живописцы, сумевшие объединить основы русской академической школы с европейскими художественными традициями. Расскажу лишь о том, на что я больше всего обратил внимание. Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни, в том числе «Страшный суд».

Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора Василия Козьмича Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, все это рассматривалось Синодом и утверждалось лично императором Николаем I. Согласно распределению работ величайший художник Карл Павлович Брюллов должен был расписать плафон главного купола, и сферическая композиция в его исполнении «Богоматерь в окружении святых» является самой грандиозной по своим размерам (816 квадратных метров).

Фото автора
Фото автора

Важнейшее место в живописном цикле храма занимают «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек» Евгения Александровича Плюшара над северными дверями и «Нагорная проповедь» кисти Петра Васильевича Басина над южными дверями, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола.

Теперь мы опускаем свои взгляды от купола и сводов верхней части храма в нижнюю. Здесь, кроме росписей на стенах и колоннах, установлено еще несколько очень интересных работ. Вот самая новая из них – это «Спас» Александра Михайловича Крылова, выполненная в 2023 году. Примечательна она тем, что изготовлена из натурального балтийского янтаря.

Фото автора
Фото автора

Смотрим дальше и видим две мозаичные картины под одним названием и с одинаковым сюжетом – «Тайная вечеря». Обе они выполнены в Мозаичной мастерской Академии художеств в начале XX века, только первая – с оригинала Николая Аполлоновича Майкова, а вторая – с оригинала итальянского художника Хозрое Дузи.

Но здесь есть и другие мозаичные произведения, выполненные из смальты в той же мастерской и примерно в то же время, например «Рождество Богородицы» и «Вознесение Господне» по оригиналам Тимофея Матвеевича Неффа.

Теперь возвращаемся к дверям, вернее подходим к следующим – это Большие южные двери площадью 42 квадратных метра, а весом более 20 тонн. Надпись над ними гласит: «Исполни Слава Господня Храм», а ниже надписи установлен рельеф – «Торжество освящения Иерусалимского храма». Сами же двери украшены многофигурными рельефами работы все того же Витали на тему жития Святого Владимира Киевского и Александра Невского.

Фото автора
Фото автора

Ну и остались еще одни – это Большие северные двери, такого же масштаба и украшенные также скульптором Витали, только надпись над северной дверью гласит: «Кесарева Кесареви Божия Богови», а под ней рельеф – «Христос объясняет поданную Ему монету». Ну а посвящены «Северные врата» Святым Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому.

Фото автора
Фото автора

Ну и еще несколько живописных икон. Первая – икона «Богородица с младенцем», написанная Тимофеем Неффом маслом на холсте. И две иконы французского живописца немецкого происхождения Карла Карловича Штейбена, написанные им также маслом на холсте в начале 50-х годов XIX века: «Распятие» и «Положение во гроб».

Вот так, как смогли, мы рассмотрели внутреннее убранство Исаакиевского собора, а теперь нам остается направиться к еще одной двери – на выход, а выходит она в сторону Сенатской площади на Адмиралтейский проспект. По нему мы затем и направимся, в очередной раз попрощавшись с Исаакиевским собором, но это будет уже другая история.

Фото автора
Фото автора

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!