Какое ваше самое раннее воспоминание?
Многие люди помнят себя приблизительно с четырех лет. Но это же не значит, что до этого времени вы не существовали? Вы же не разучились ходить или говорить? Не перестали узнавать своих близких? Так почему же мы не помним раннего детства?
Чаще всего, воспоминания из детства – словно вспышки света. Мало кто помнит этот период жизни в подробностях, только отдельными фрагментами. Для этого уже давно вывели термин — детская, младенческая или инфантильная амнезия. Само понятие «амнезия» означает состояние, при котором человек полностью или частично теряет память. (Из толкового словаря «Oxford Dictionary of English»).
Впервые понятие «детская амнезия» ввел Австрийский психиатр и невролог Зигмунд Фрейд.
На деле, многие исследователи уже давно задаются этим вопросом, но достоверного ответа так и нет.
Существует несколько основных теорий.
Попробуйте подумать над своей. Самое очевидное, что пришло вам в голову? Ответов множество.
«Лучше послушаем умных людей. Что там этот Фрейд говорил?»
Считается, что о детской амнезии Зигмунд Фрейд впервые упомянул в работе «Три очерка по теории сексуальности» 1905 года. Причем же тут это? Его теория такова: именно в возрасте 2-5 лет ребенок начинает узнавать себя и своё тело, что может доставить дискомфорт, беспокойство, переживания. Поэтому мы стараемся вытеснить этот период жизни из головы во избежание получения негативных эмоций, как травмирующее воспоминание.
Несмотря на то, что эту теорию так и не подтвердили,
и на данный момент она не имеет никакого веса, понятие «инфантильная амнезия» всё ещё широко используется.
«Нууууу, потому что они маленькие и ничего не понимают?»
И действительно, довольно небольшая и простая для осмысления теория: Отсутствие смыслового контекста.
В раннем детстве мы часто не способны создавать связанные и последовательные истории, что затрудняет запоминание событий. Но это совсем не объясняет отсутствие воспоминаний. Заучить и зазубрить, так или иначе, можно почти всё, вам лишь будет тяжелее запомнить то, что вы не понимаете.
«Да всё они помнят, просто говорить не хотят»
Наш мозг хранит бесчисленное количество информации. Он запоминает всё. Только эти воспоминания не всегда «доступны».
Возможно, проблема действительно лежит в отсутствии у детей языковых навыков. Проговаривая и повторяя информацию вслух, мы обновляем её. Она лучше укладывается и запоминается. Маленькие дети же ещё не полностью владеют речью и рассказать о своих ощущения тоже не могут, а соответственно информация хуже усваивается.
Эту теорию решила проверить Патриция Бауэр, профессор психологии и нейронауки из Университета Эмори в США. Вместе со своей коллегой, Мариной Ларкиной, они собрали две группы детей, равных между собой по возрасту (3 года). Первоначальная задача испытуемых первой группы – поделится с родителями и учеными впечатлениями о недавно пережитом ярком воспоминании. Поход в гости, театр кино, парк развлечений. Спустя четыре года, в семилетнем возрасте, детей снова попросили описать то событие. Участники восстановили в среднем 73% рассказанного ими ранее. Тоже самое опрашиваемых попросили сделать в возрасте восьми лет. Спустя год. На этот же раз, они восстановили лишь 37%. Вторую группу же описывать события просили только в восемь лет. Результаты исследования опровергли эту теорию. Обе группы детей помнили примерно одинаковый процент информации.
«Да чё им запоминать? Едят да спят»
Есть и такая версия. Всё происходящее с нами в детстве – довольно однообразно, рутинно, обыденно. И жизнь течет по одному расписанию. Но в этой теории слишком много глобальных погрешностей: А рождение не достаточно яркое событие? А поступление в детский сад не превращает жизнь в ещё больший «день сурка»? А разве мы не учимся чему то новому? К тому же, никакие эксперименты и научные исследования это утверждение не подтверждают, так что оно остается на уровне простой гипотезы.
«Ну там, короче, нейроны и они, короче. Ну короче…»
Короче. Теория заключается в том, что в этот период, новые нейронные связи в мозге ребенка формируются активно и разрушают уже существующие, а с ними и сформированные воспоминаний. Звучит довольно убедительно, но всё не так просто. Эта теория скорее описывает процесс забывания у взрослых людей с уже существующим большим количеством нейронных связей. К тому же, соседние нейроны тоже записывают информацию, соответственно, воспоминания стираются не полностью.
У детей скорость производства нейронов – клеток принимающих, перерабатывающих и хранящих информацию – выше за счёт
физиологии растущего мозга и его пластичности. Это означает его способность к изменениям и адаптации в ответ на новый опыт. Это способствует быстрой генерации и интеграции новых нейронных связей. Физический рост и развитие организма также сопровождаются активным образованием новых нейронных связей, необходимых для поддержания функций организма и мозга.
«А что-нибудь ещё более умное есть у вас?»
Одна из самых актуальных и подтвержденных теорий – незрелость мозга.
Запоминание – сложный процесс, да не один. Разная память имеет разный механизм формирования. И классифицируют её по разным критериям.
Например, классификация по сенсорным системам - системам восприятия.
- Зрительная (визуальная) память
- Моторная (кинестетическая) память
- Звуковая (аудиальная) память.
По организации запоминания:
- Декларативная память (эпизодическая и семантическая память)
- Имплицитная память
Эпизодическая память - память о каком-то конкретном событии. Эпизоде нашей жизни. Можно сказать, что она отвечает на вопрос «что?» Что растет у вас в цветочном горшке на окне? Вероятно, вы мысленно представили цветочный горшок. Каменный, глиняный или же керамический. Какой он на ощупь, его цвет? То есть информация о наших собственных переживаниях, чувствах и событиях.
Семантическая память - память хранящая обобщений знания о мире. Факты, понятия, идеи. Так же отвечает на вопрос «Что?»
Вопрос: Что такое цветочный горшок?
Ответом на вопрос является определение - что такое цветочные горшки в целом.
Декларативная, или как её называют – эксплицитная память, объединяет эпизодическую и семантическую память в одну систему. Что-то, что можно сознательно вспомнить и выразить словами.
Имплицитная память - наоборот. Что-то неосознаваемое нами в повседневной жизни, тем не менее, важное для взаимодействии нас с внешней средой. Проще говоря, даже если вы не самый продвинутый и бывалый садовод, поливая растения в том самом горшке, вы вряд ли задумаетесь, как лучше ухватится за ручку лейки или под каким углом её наклонить.
Обе эти системы относятся к долговременной памяти.
Именно это и является следующим типом классификации.
По временным характеристикам:
- Долговременная память
- Кратковременная память
Кратковременная память - исходя из названия, отвечает за запоминание информации лишь на короткое время - около 30 секунд. Нам незачем помнить производителя этого порядком надоевшего горшка.
Долговременная память же - память хранящая информацию неограниченное количество времени. Возможно, вы не вспомните производителя, но вспомните подоконник, на котором стоит горшок, погоду за окном в день посадки, рядом стоящую лейку или саму этикетку.
Без долговременной памяти каждый наш день начинался бы с попытки осознать кто мы есть, как встать с кровати и выключить надоедливый будильник.
Вернее сказать, звенящий круглый шар с непонятными чёрными загогулинами. Ведь вы не вспомните, что такое будильник.
Совокупность наших воспоминаний, фактически, и определяет, кто мы есть. Мы помним информацию о себе: пол, возраст, внешность и дату рождения. Где живем, учимся, работаем. Что любим, а что нет.
Наша реакция на многое, также зависит от того, как мы действовали в похожей ситуации ранее. Это называют опытом.
Процесс формирования кратковременной и долгосрочной памяти кардинально отличаются. Разберем механизм работы долгосрочной памяти. Ведь именно она позволяет нам запоминать события на длительное количество времени.
Обобщая алгоритм формирования долгосрочных воспоминаний, его можно разделить на несколько этапов
1. Запоминание информации:
- Кодирование: информация обрабатывается в мозге. Сохраняется в определенной форме. Проще - восприятие через органы чувств.
- После кодирования информация должна быть закреплена в мозге через процесс консолидации. Иначе говоря - процесс перехода из кратковременной памяти в долговременную. В этот момент связи между нейронами укрепляются, формируются новые синапсы (место контакта между двумя нейронами) и устойчивые нейронные связи.
2. Хранение информации:
Долговременные воспоминания хранятся в гиппокампе (часть коры головного мозга). Информация сохраняется в виде сетей активированных нейронов. Чем чаще и интенсивнее информация повторяется, тем крепче становятся нейронные связи и тем лучше информация сохраняется в памяти.
3. Восстановление информации:
Когда мы пытаемся вспомнить информацию, активируются те же нейронные сети, которые были активированы при кодировании и хранении воспоминаний.
Описывая этот механизм, создание долгосрочных воспоминаний связано с активацией определенных областей мозга, укреплением нейронных связей и повторением информации. В данном процессе важную роль играет гиппокамп.
Как уже можно было заметить, формирование памяти – процесс не из лёгких. И происходит он вплоть до 20 с лишним лет.
Усредненную таблицу можно представить так:
- 0 – 1 год. Ребенок запоминает события только в течение коротких периодов времени. При этом, с каждым месяцем жизни, интервал хранения информации увеличивается.
- 1 — 2 года. Ребенок начинает запоминать информацию и события на более длительное время.
- 2 — 3 года. Улучшается память на факты и события (декларативная память)
- 4 — 7 лет. Формируется проспективная память. Память о намерениях и планах.
- 8 — 10 лет. Ребенок лучше запоминает факты и то как объекты расположены в пространстве
- 10 — 12 лет. Улучшается долговременная память
- 13 — 21 год. Улучшаются рабочая память. Рабочая память помогает нам следить за информацией, принимать решения, решать задачи и обучаться.
Не стоит забывать, что способность к запоминанию и длительность удержания информации у детей может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей, степени внимания и интереса к информации, а также от воздействия внешних факторов, например, стресса. Не полное сходство с таблицей, является нормой.
Возвращаясь к теории. Во время раннего детства мозг находится в процессе развития, и нейронные связи еще не полностью сформированы. Это может затруднять сохранение долгосрочных воспоминаний. Гиппокамп формируется именно в возрасте от 2 до 3 лет.
На данный момент существует множество различных теорий. Это всё ещё остается объектом исследований и дискуссий среди ученых. В данной статье мы лишь рассказываем о самых популярных. Хочется надеяться, что вскоре, в этой области, нас ждет множество увлекательных открытий!