В провинциальных музеях порой можно встретить очень любопытные вещи.
Есть в станице Привольная Каневского района Краснодарского края картинная галерея. Сейчас в галерее более полутора тысяч экспонатов. А открылась она в 1983 году, можно сказать, совершенно незапланированно.
Всё началось с картины краснодарского художника-самоучки Ивана Тимофеевича Пищика "Вековой дуб", которую он подарил администрации станицы в связи со столетием Привольной.
Затем последовали дары от Союза художников СССР. Пять лет с 1983 по 1988 годы в станице Привольной ежегодно проводились международные творческие мастерские, в которых принимали участие художники со всего света – от Европы до Индокитая, от Сибири до Центральной Америки. Участники этих интернациональных мастерских оставили в галерее более 350 работ. Таким образом, в Привольненской галерее сейчас представлен широкий спектр произведений мастеров, принадлежащих к разным школам и направлениям. В девяти залах галереи помимо картин и рисунков экспонируются также скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства: стекло, керамика, фарфор, текстильные изделия.
Сейчас Привольненская галерея является, по сути, уникальным музеем, настоящим искусствоведческим комплексом.
Увы, я лично в галерее пока не была и до недавних пор не знала о её существовании. Моё виртуальное знакомство с коллекцией кубанского музея началось со случайно увиденной серии рисунков, автором которых является А. Каналес — именно так указано в сопроводительной информации к рисункам, которая довольно скудна. Кроме названия работ, первой буквы имени и фамилии автора, указан ещё и год создания — 1985-ый. Техника не указана, информация об авторе отсутствует.
А рисунки хороши! Самобытны и немного напоминают плакаты о счастливой жизни в СССР. Словно сложенные из мозаики — геометрических фигур, заполненных яркими насыщенными красками, позитивными, напоминающими о жарких странах. Чем-то похожи на фовистские работы, но не кричащие, не "дикие".
На части работ присутствует советская символика — серп и молот. Даже на изображении продавщицы фруктов.
Своеобразный гимн природе, её дарам — богатому урожаю.
Эти позитивные рисунки вызвали желание узнать об авторе побольше. Но увы, по запросу "А. Каналес" выдавалась информация об испанском футболисте, о танцовщике фламенко и хореографе, о писателе-авторе книги "Разорённые" и ещё много всего, совсем не относящегося к автору рисунков. Поиск по изображениям тоже оказался безрезультатным. И я уже почти отчаялась найти какую-нибудь информацию, как вдруг среди экспонатов Привольненской галереи нашлась репродукция, у которой автор указан не как "А. Каналес", а с именем — "Каналес Алехандро". У этой работы указан также источник поступления — симпозиум "Земля и люди". И работа эта, судя по репродукции, выполнена в другой технике. Это, видимо, уже не рисунок, а живописная работа.
Что такое симпозиум "Земля и люди", точно выяснить не удалось. Но думаю, что так в 1985 году была названа творческая мастерская художников разных стран, проводившаяся в Привольной. А вот имя помогло узнать о художнике побольше.
Алехандро Каналес (Alejandro Canales, 1945 — 1990 гг.) — художник из Никарагуа. К сожалению, его жизненный путь закончился в 1990 году.
А его работы (правда, немного) и сейчас продаются на аукционах. Например, представленные ниже.
Также Алехандро Каналес известен тем, что создавал муралы (рисунки на стенах) на домах в Никарагуа. Ниже приведены фото фрагментов мурала "Посвящение женщинам", который в 80-х годах можно было увидеть в Манагуа, в парке Луиса Альфонсо Веласкеса.
Фреска была написана во время кампании по борьбе с неграмотностью 1980 года, когда уровень грамотности в Никарагуа увеличился с 53% до 88%. «Посвящение женщинам» отмечает успех кампании по распространению грамотности и ту фундаментальную роль, которую женщины сыграли как учителя и «бригадисты» в этом процессе социальных преобразований. Фрески показывают роль новой женщины в революционном обществе и то, как женщины участвовали в борьбе. Кроме того, нарисованные женщины с детьми символизируют плодородие и умение читать. У одной из женщин на фреске есть книга с цитатой: «Las masas hicieron la revolucion», что означает «Массы совершили революцию». Фотография Дэвида Шварца, колледж Олбрайт, 1981 год.
А представленный ниже плакат с изображением сборщика кофе хранится в США, в Оклендском музее Калифорнии.
Вот такая репродукция тоже нашлась на просторах сети. К сожалению, без названия и года создания. Но указаны материалы: бумага и темпера.
В 1994 году в Никарагуа была выпущена почтовая марка с рисунком Каналеса "Песнь мира".
Эти факты свидетельствуют, что Алехандро Каналес был довольно известным художником.
Но вернёмся в Привольненскую картинную галерею. Досмотрим коллекцию работ Алехандро Каналеса, которыми она располагает и может гордиться.
Следующие два рисунка созданы в 1982 году, ещё до открытия Привольненской картинной галереи. И любопытно, каким образом они поступили в музей. Возможно, художник привёз их с собой, когда участвовал в творческой мастерской, и подарил галерее вместе с рисунками, созданными во время проведения мастерской. А возможно, что эти рисунки были первыми из работ Алехандро Каналеса, поступившими в галерею. Также может быть, что они были подарены кем-то из коллекционеров, а потом, готовясь проводить творческую мастерскую, организаторы решили пригласить поучаствовать в ней никарагуанского художника.
Увы, как развивались события, узнать сейчас сложно. Но как бы то ни было, работы Каналеса обогатили собрание Привольненской картинной галереи, являются одной из его "изюминок". И, возможно, что галерея является единственным музеем России, имеющим в своей коллекции работы этого никарагуанского художника.