Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Я просыпаюсь, чтоб заснуть, И сплю, чтоб вечно просыпаться». Ко дню рождения русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855).

Оглавление

 

 

«Звуки итальянские, что за чудотворец этот Батюшков!», - искренне восхищался Александр Сергеевич Пушкин романтическими творениями своего недальнего предшественника. Но чем являлась поэзия для самого Батюшкова?  В одном из писем к Жуковскому поэт как бы невзначай заметил: «Вяземский послал тебе мои элегии. Бога ради не читай их никому и списков не давай». Свои стихи Константин Николаевич считал глубоко личными размышлениями, не предназначенными для публикации. Откуда же такое нечестолюбие?

Он был пятым ребенком в старинной дворянской семье Батюшковых, ведущей свою историю с XVI века. Отца, Николая Львовича, еще в юности постигла опала, совершенно незаслуженная – его подозревали в заговоре против Екатерины II, посему проживало семейство в поместье под Вологдой, в отдалении от столиц. Но цепь несчастий будущего поэта невольно потянулась от любимой матушки, Александры Григорьевны, признанной семейными лекарями сумасшедшей. Из пятерых детей наследственное заболевание досталось  Константину и его старшей сестре Александре...

Пока же ничто не омрачало детства мальчика – счастливые беспечные деньки в родовом поместье плавно сменились  на процесс обучения в петербургских пансионах, а затем юноша продолжил образование нетрадиционно – в семье своего двоюродного дяди Михаила Никитича Муравьева. Ох, и не прост был дядюшка – сенатор, деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, а в дополнение к многочисленным регалиям  –  основоположник жанра лёгкой поэзии в России. Он-то и привил племяннику любовь к литературе, помог и на первых этапах самоопределения – устроил на скромные должности в министерство народного просвещения, а затем письмоводителем в канцелярию Московского университета. В сослуживцах у юноши оказались русский поэт и публицист Иван Петрович Пнин  и переводчик «Илиады» Николай Иванович Гнедич. Под должным впечатлением Батюшков и сам решился попробовать свои силы в стихосложении, опубликовав в журнале «Новости русской литературы» ироничное «Послание к стихам моим»:

Всяк пишет для себя: зачем же не писать?
Дым славы, хоть пустой, любезен нам, приятен;
Глас разума — увы! — к несчастию, не внятен.
Поэты есть у нас, есть скучные врали;
Они не вверх летят, не к небу, но к земли.
Давно я сам в себе, давно уже признался,
Что в мире, в тишине мой век бы провождался,
Когда б проклятый Феб мне не вскружил весь ум;
Я презрел бы тогда и славы тщетный шум
И жил бы так, как хан во славном Кашемире,
Не мысля о стихах, о музах и о лире.
Но нет… Стихи мои, без вас нельзя мне жить,
И дня без рифм, без стоп не можно проводить!
Портрет Константина Николаевича Батюшкова. 1815г.
Художник Кипренский О.А.
Портрет Константина Николаевича Батюшкова. 1815г.
Художник Кипренский О.А.

В двадцатилетнем возрасте Батюшков начинает военную карьеру – устоять было невозможно, за полгода Наполеон перекроил карту Центральной Европы до неузнаваемости, понемногу подбираясь к России. Поэт участвует в сражениях русско-прусско-французской войны, в мае 1807 года получает тяжелое ранение под битве под Гейльсбергом и награду – орден Святой Анны третьей степени. В 1808 году герой отправляется на войну со Швецией, по  окончании которой решает сделать перерыв – отдохнуть в Ярославском имении у своих сестер Варвары и Александры. Каникулы омрачились наступлением первых признаков наследственного психического заболевания, в письме своему другу Николаю Гнедичу Батюшков  с душевным содроганием пишет: «если я проживу еще лет десять, то, наверное, сойду с ума».

Но природа смилостивилась над поэтом, подарив ему еще несколько лет света и радости. Он едет в Москву, знакомится с Петром Вяземским, дядей Пушкина Василием Львовичем, историком Николаем Карамзиным, гостит у того в имении Остафьево – литературном центре Москвы.

В 1812 году начинается война с Наполеоном, и Батюшков вновь идёт выполнять свой офицерский и гражданский долг, в качестве адъютанта генерала Раевского проходит путь до Парижа, за личное мужество в Лейпцигской битве получает еще один орден святой Анны, статусом выше - второй степени. В этом же сражении он теряет близкого и давнего товарища - полковника лейб-гвардии Ивана Петина, посвятив ему одно из лучших своих стихотворений «Тень друга»:

Всё спало вкруг меня под кровом тишины.
Стихии грозные казалися безмолвны.
При свете облаком подёрнутой луны,
Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,
Но сладостный покой бежал моих очей,
И всё душа за призраком летела,
Всё гостя горнего остановить хотела:
Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!

По возвращении в Россию поэт трудится в Императорской публичной библиотеке, рядом с баснописцем Иваном Крыловым, переходит на дипломатическую службу в Неаполе, ужасается восстанию карбонариев. Душевное заболевание угнетает Батюшкова все больше, накрывая время от времени с головой, но он находит силы бороться, обращается к Богу, став истинно верующим человеком, ищет спасения в творчестве, готовит издание собрания своих сочинений «Опыты в стихах и прозе». 

-3

Но после возвращения из Италии в 1821 году жизнь его все больше  «превращается в историю болезни», врачи рекомендовали лечение в Крыму, где Батюшков несколько раз покушался на самоубийство, полностью сжёг свою библиотеку, кроме Евангелия,  и вскоре был отправлен с сопровождающими в Петербург, затем в психиатрическую клинику в Саксонию. Лишь патриархальная Москва сумела принести некоторое облегчение страдальцу, припадки его почти прекратились, дни и ночи стали тихими и спокойными.  В одно из недолгих просветлений Батюшков написал Вяземскому: «Что писать мне и что говорить о стихах моих? Я похож на человека, который не дошел до цели, а нес на голове сосуд, чем-то наполненный. Поди узнай теперь, что в нем было?».

Пять лет Батюшков прожил в Москве. В 1830 году его навестил А. С. Пушкин, которого он ожидаемо не узнал. Под гнетущим впечатлением от удручающего состояния поэта, Пушкин написал стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума»:

Не дай мне бог сойти с ума. 
Нет, легче посох в сума; 
Нет, легче труд и глад. 
Не то, чтоб разумом моим 
Я дорожил; не то, чтоб с ним 
Расстаться был не рад: 
Когда б оставили меня 
На воле, как бы резво я 
Пустился в темный лес! 
Я пел бы в пламенном бреду, 
Я забывался бы в чаду 
Нестройных, чудных грез.

 

Оставшиеся двадцать два года Батюшков просуществовал в доме своего опекуна, где и скончался в 1855 году. Его похоронили в Спасо-Прилуцком монастыре, на  родной Вологодчине.

 

Могила Константина Николаевича Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре
Могила Константина Николаевича Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре

Константин Батюшков «Мой гений»

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью твоей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный,

Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой — любовью

В утеху дан разлуке он;

Засну ль? — приникнет к изголовью

И усладит печальный сон. 

Константин Батюшков «Пробуждение»

Зефир последний свеял сон

С ресниц, окованных мечтами,

Но я — не к счастью пробужден

Зефира тихими крылами.

Ни сладость розовых лучей

Предтечи утреннего Феба,

Ни кроткий блеск лазури неба,

Ни запах, веющий с полей,

Ни быстрый лёт коня ретива

По скату бархатных лугов,

И гончих лай, и звон рогов

Вокруг пустынного залива —

Ничто души не веселит,

Души, встревоженной мечтами,

И гордый ум не победит

Любви — холодными словами.      

Константин Батюшков «Разлука»

Напрасно покидал страну моих отцов,

Друзей души, блестящие искусства

И в шуме грозных битв, под тению шатров

Старался усыпить встревоженные чувства.

Ах! небо чуждое не лечит сердца ран!

Напрасно я скитался

Из края в край, и грозный океан

За мной роптал и волновался;

Напрасно от брегов пленительных Невы

Отторженный судьбою,

Я снова посещал развалины Москвы,

Москвы, где я дышал свободою прямою!

Напрасно я спешил от северных степей,

Холодным солнцем освещенных,

В страну, где Тирас бьет излучистой струей,

Сверкая между гор, Церерой позлащенных.

Напрасно: всюду мысль преследует одна

О милой, сердцу незабвенной,

И где бы не бывал, со мной везде она,

Которой имя для меня священно,

Которой взор один лазоревых очей

Все - неба на земле - блаженства отверзает,

И слово, звук один, прелестный звук речей,

Меня мертвит и оживляет.                                                                                             

Константин Батюшков «Надежда»

Мой дух! доверенность к творцу!

Мужайся; будь в терпеньи камень.

Не он ли к лучшему концу

Меня провел сквозь бранный пламень?

На поле смерти чья рука

Меня таинственно спасала

И жадный крови меч врага,

И град свинцовый отражала?

Кто, кто мне силу дал сносить

Труды, и глад, и непогоду,-

И силу — в бедстве сохранить

Души возвышенной свободу?

Кто вел меня от юных дней

К добру стезею потаенной

И в буре пламенных страстей

Мой был вожатый неизменной?

Он! Он! Его все дар благой!

Он есть источник чувств высоких,

Любви к изящному прямой

И мыслей чистых и глубоких!

Все дар его, и краше всех

Даров — надежда лучшей жизни!

Когда ж узрю спокойный брег,

Страну желанную отчизны?

Когда струей небесных благ

Я утолю любви желанье,

Земную ризу брошу в прах

И обновлю существованье?

 

Пармен Петрович Забелло. Бюст Константина Николаевича Батюшкова. Мрамор. 67,5 × 45 × 33 см.
 ГМИИ им. А. С. Пушкина
Пармен Петрович Забелло. Бюст Константина Николаевича Батюшкова. Мрамор. 67,5 × 45 × 33 см.
 ГМИИ им. А. С. Пушкина

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги! 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть наслаждение и в дикости лесов, 

Есть радость на приморском бреге, 

И есть гармония в сем говоре валов, 

Дробящихся в пустынном беге. 

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, 

Для сердца ты всего дороже! 

С тобой, владычица, привык я забывать 

И то, чем был, как был моложе,

И то, чем ныне стал под холодом годов. 

Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов, 

И как молчать об них — не знаю.