Глава 7. Дар дев
Небольшой дождик прошёл, и земля под лучами солнца источала пар. Мы миновали Чуровское, за ним Чаромское и притормозили на горе, поражённые увиденным. В небе ясно просматривались силуэты неземного города.
– Это точно не Череповец и не Санкт-Петербург, – изрекла Виктория.
– Под небом голубым есть город золотой… – пропел Сомовед.
– Это знамение! – воскликнул Прохор. – Мы движемся в правильном направлении. Наги откроют нам свою тайну и подарят эликсир бессмертия! Это открывает такие горизонты…, – начал он и замолчал.
– Направление может и правильное, но дороги хреновые, – пожаловался гуру Сомы. – Хорошо, что у меня вездеход.
Повосхищавшись этим необычным для нас (но нередким для здешних мест) явлением, мы продолжили свой путь.
– Горицы – это село в Кирилловском районе Вологодской области, расположенное на берегу реки Шексны. Название связано с обилием гор в окрестностях села: Маура, Никитская, Городок, Сандырева, Старое кладбище. Село Горицы впервые упоминается в письменных источниках в 16-м веке под названием Девичья Гора, по другим данным Древняя гора. В 1544 году был основан Воскресенский Горицкий монастырь, к тому времени в деревне уже существовали Воскресенская и Введенская церкви, – рассказывала нам Мария Владимировна. – В 1963 году при наполнении Шекснинского водохранилища уровень воды в Шексне поднялся, и прибрежная часть села оказалась затоплена. Прибрежные холмы превратились в острова.
– Говорят, в этот монастырь цариц ссылали? – поинтересовалась Вика.
– Основала монастырь княгиня Ефросинья Старицкая, вдова удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Потом после доноса княгиню насильно постригли в монахини под именем Евдокии и сослали в основанную ею обитель. Вместе с ней здесь под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урожденная княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, брата Ивана Грозного. В 1569 году они были убиты, по одной из версий, утоплены в Шексне опричниками царя. Их останки почитаются как святые мощи. В 1575 году Иван IV заключил в монастырь под именем Дарьи свою четвертую жену Анну Котловскую. В 91-м году, после убийства царевича Дмитрия, туда сослана его мать – Мария Нагая, под именем Марфы. В 1606 году Лжедмитрий выслал в обитель Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, постриженную под именем Ольги. После опалы Александра Меньшикова туда сослали Варвару Арсеньеву, нареченную Варсонофией. Потом, по слухам, в Горицы угодила несостоявшаяся жена Петра II – Екатерина Долгорукая. Монастырь на протяжении веков был местом ссылки цариц и знатных женщин.
– А что известно про святой источник? – вернула я мысли Маши к цели поездки.
– Вблизи Женского Горицкого монастыря расположен святой источник во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Интересна его история. За водой из обители приходилось ходить к реке Шексне и носить её, поднимаясь на гору. Пытались копать колодцы, но воды не находили. Однажды одна благочестивая старица шла полем и, по промыслу Божию, отвалила камень, а из-под него забил родник обильным потоком. Случилось чудо в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери, при игуменье Маврикии, которая обустроила водопровод и каменную часовню рядом с Воскресенской церковью. Над самим колодцем сделана деревянная часовня. Множество людей приходит в монастырь за вкусной и целительной водой.
– И от чего исцеляет эта вода? – спросил Прохор.
– Мне знакомая рассказывала, что её дочь страдала аллергическим дерматитом с рождения. Они испробовали все средства традиционной медицины, но тщетно. В результате, по совету бабушки, поехали в Горицы, набрали там воды и искупали девочку, с тех пор проблемы с кожей исчезли.
Добравшись до святого источника, мы набрали волшебной водицы. Я даже умыла ей лицо, вдруг превращусь в писаную красавицу.
Дальше наш курс лежал в деревню Владычнево.
– Родник «Смоленской» иконы Божией Матери «Одигитрия» один из самых известных и почитаемых на Вологодчине святых источников. Он находится в лесу в местечке Еленга, на границе Кирилловского и Вологодского районов, в семи километрах от деревни Владычнево. Ранее здесь находился Малый Кириллов и Кирилловский-Большеельминский погост. Около Владышнево, так ранее называли деревню, сейчас течёт река Еленга (Елены-река). По преданию, передаваемом из уст в уста, несколько веков назад жители, ныне не существующей, деревни Еленга увидали незнакомую женщину в червонных одеждах. Незнакомка прошла, не останавливаясь, через деревню и присела в поле отдохнуть на большой камень, потом отправилась вглубь леса, почти не касаясь земли, через непролазное болото. Обеспокоенные селяне отправились за ней и увидели тропу среди болота, которая привела их к иконе. Местная жительница Елена приподняла икону Божией Матери, и из земли вырвался родник. А на камне до сих пор виден след Пресвятой Богородицы, – поведала нам Маруся. – На самом деле, в том месте три источника, мы посетим их все по очереди.
– А от каких недугов вода родника помогает? – поинтересовалась Виктория.
– В эти места привозили своих жён русские цари. Иван Грозный считал, что появлением на свет обязан воде здешних источников, которую употребляла его мать – Елена Глинская. С Владычной слободой связана местная традиция, именующая три родника около неё святыми, и приписывающая им способность излечивать бесплодие. Об этом я прочла в статье Крайняка Любима Вадимовича. Он несколько лет назад готовил к публикации материалы о святых источниках Русского Севера, мне повезло лично с ним встретиться. Своими глазами видела тетрадь в синей обложке, в которую он всё интересное по теме записывал, – Маша показала руками размер тетради.
– Любим Вадимович опубликовал свои исследования? – меня охватил поисковый азарт.
– Кажется, нет.
– А может с ним встретиться? – предложил Прохор.
– Давайте попробуем, адрес я знаю, – согласилась подруга.
Продолжение следует...
С.Конанцева "Гиперборейский паразит"