Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, в котором московского мажора перевоспитали в ВДВ

«Десантники — это молнии, летящие с неба», — так утверждал один из главных героев ленты «Голубые молнии», которая вышла в прокат в 1979 году практически одновременно с картиной «Точка отсчёта», посвящённой той же теме. Оба фильма в целом неплохо были приняты, хотя и заметно уступили вышедшему чуть ранее приключенческому фильму «В зоне особого внимания» (1978) (который, давайте честно признаем, вообще кто-то когда-то сможет обойти). Представляя «Голубые молнии», журнал «Советский экран» писал:

«Авторы показывают нам современных воинов-десантников, рассказывают об их нравственной закалке и верности присяге, об их упорстве, мужестве, воле к победе, о способности самостоятельно принимать решения в критическую минуту…».

Правда, эти лестные характеристики относятся не ко всем героям фильма, по крайней мере, на момент завязки сюжета.

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Родился фильм из одноимённого романа Александра Кулешова. Писатель опубликовал роман в начале семидесятых, и он быстро стал популярным благодаря захватывающему динамичному сюжету и хорошо выписанным персонажам. Роман буквально просился на экран и довольно скоро было принято решение о его экранизации.

Сценарий попросили написать самого Кулешова, но поскольку опыта у него в сценарном деле не было, в напарники ему дали Кирилла Рапопорта, очень опытного автора, уже не раз соприкасавшегося с военной тематикой.

Кстати, Раппорт неоднократно сотрудничал с Борисом Васильевым, для которого война была ключевой темой в творчестве. В 1978 году сценарий был готов, будущий фильм перенял название у литературной основы. Режиссёром стал Исаак Шмарук, кинематографист именитый и зрелый.

Ему к моменту съёмок уже почти 70, при этом «Голубые молнии» — картина о молодых и адресована как раз молодым людям.

Сюжет «Голубых молний» в общем-то не оригинален. Толя Ручьёв вынужден пойти в армию, хотя будущее ему представлялось несколько иным. Толя хорошо знает английский, он мастер спорта по теннису (даже полушутливо-полусерьёзно именуется «надеждой советского тенниса»), но, увы, не сумел поступить в МИМО (да, в фильме название звучит именно так). Так что теперь ему придётся провести какое-то время в армии. Конечно, привыкшему к хорошей жизни с поездками за границу парню в армии нелегко: рядом люди совсем иного круга (замполит даже не знает, что такое МИМО!), нужно подчиняться дисциплине и соблюдать субординацию, а ещё бесконечно тренироваться.

Кадр из фильма. Юрий Каморный в роли гвардии лейтенанта Копылов и Андрей Градов в роли самоуверенного новобранца Ручьёва
Кадр из фильма. Юрий Каморный в роли гвардии лейтенанта Копылов и Андрей Градов в роли самоуверенного новобранца Ручьёва
Первый прыжок с парашютом для Анатолия оборачивается разочарованием: он не сумел заставить себя прыгнуть, единственный из своего подразделения.

Ему даже нечего рассказать старшему сержанту Кравченко. Тане Кравченко, очаровательной, хоть и строгой медсестре, с которой Анатолий познакомился на медосмотре. А ведь — парашютистка, член армейской сборной, хоть и привела её к этому спорту трагедия. Пройдя через приключения и испытания Анатолий Ручьёв станет, разумеется, настоящим десантником. Не без помощи замполита Копылова, прапорщика Луценко и боевых товарищей.

Кадр из фильма. Андрей Градов
Кадр из фильма. Андрей Градов

Роль новобранцев получили молодые актёры, которые, справедливости ради, были всё же чуть старше персонажей. Так, Анатолия Ручьёва сыграл Андрей Градов, 24-летний малоизвестный артист, впервые получивший главную роль. Другими начинающими десантниками стали Виктор Бутов, Василий Очеретяный, Анатолий Матешко и Сергей Подгорный, тоже уже не 18-летние.

Кадр из фильма. Анатолий Матешко
Кадр из фильма. Анатолий Матешко

Сергей Подгорный, в отличие от коллег, уже был знаменитостью: в 1973 году он снимался у Леонида Быкова в драме «В бой идут одни “старики”» и роль молодого лётчика Виктора Щедронова, он же Смуглянка, его дебют на экране, навсегда осталась визитной карточкой Подгорного.

Кадр из фильма. Сергей Подгорный
Кадр из фильма. Сергей Подгорный

Роли наставников новобранцев получили именитые актёры. Замполита Копылова, который хоть и относится к новобранцам требовательно, но всё же чуть ли не по-отечески заботится о них, сыграл Юрий Каморный.

Кадр из фильма. Юрий Каморный
Кадр из фильма. Юрий Каморный

Как часто бывало и в других картинах, Юрий Каморный и здесь продемонстрировал вокальный дар и исполнил песни. А роль колоритного прапорщика Луценко блестяще сыграл Константин Степанков.

Кадр из фильма. Константин Степанков
Кадр из фильма. Константин Степанков
Несмотря на то, что этот образ второстепенный, Луценко запомнился не меньше главных персонажей и в целом это едва ли не лучший персонаж в фильме.
Кадр из фильма. Олеся Жулина
Кадр из фильма. Олеся Жулина

В роли медсестры с красивыми серыми глазами Тани Кравченко — Олеся Жулина, две другие, очень скупые, женские роли сыграли Галина Долгозвяга (военврач, начальница Тани) и Марианна Стриженова (мать Толи Ручьёва).

В феврале 1979 года «Голубые молнии» вышли в прокат. Критика в целом была благодушна, хотя образ перевоспитавшегося в армии Ручьёва многие сочли схематичным. Отчасти искусственным называли и замполита Копылова — слишком уж безупречным педагогом он выглядел, а сюжетный поворот с драмой во время лесного пожара и некоторым зрителям показался излишеством. Однако в общем «Голубые молнии» собрали отзывы тёплые и наверняка многих молодых людей заставили задуматься о службе в десантных войсках. Собственно, это и была главная цель фильма — увлечь молодёжь армейской темой.

Кадр из фильма. Сергей Подгорный и Константин Степанков
Кадр из фильма. Сергей Подгорный и Константин Степанков

А какие фильмы об армии кажутся удачными и правдивыми вам? И объясните, пожалуйста, что не так с прапорщиком Луценко? Почему он в возрасте под 50 всё ещё прапорщик? Или такое возможно?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: