«Десантники — это молнии, летящие с неба», — так утверждал один из главных героев ленты «Голубые молнии», которая вышла в прокат в 1979 году практически одновременно с картиной «Точка отсчёта», посвящённой той же теме. Оба фильма в целом неплохо были приняты, хотя и заметно уступили вышедшему чуть ранее приключенческому фильму «В зоне особого внимания» (1978) (который, давайте честно признаем, вообще кто-то когда-то сможет обойти). Представляя «Голубые молнии», журнал «Советский экран» писал:
«Авторы показывают нам современных воинов-десантников, рассказывают об их нравственной закалке и верности присяге, об их упорстве, мужестве, воле к победе, о способности самостоятельно принимать решения в критическую минуту…».
Правда, эти лестные характеристики относятся не ко всем героям фильма, по крайней мере, на момент завязки сюжета.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Родился фильм из одноимённого романа Александра Кулешова. Писатель опубликовал роман в начале семидесятых, и он быстро стал популярным благодаря захватывающему динамичному сюжету и хорошо выписанным персонажам. Роман буквально просился на экран и довольно скоро было принято решение о его экранизации.
Сценарий попросили написать самого Кулешова, но поскольку опыта у него в сценарном деле не было, в напарники ему дали Кирилла Рапопорта, очень опытного автора, уже не раз соприкасавшегося с военной тематикой.
Кстати, Раппорт неоднократно сотрудничал с Борисом Васильевым, для которого война была ключевой темой в творчестве. В 1978 году сценарий был готов, будущий фильм перенял название у литературной основы. Режиссёром стал Исаак Шмарук, кинематографист именитый и зрелый.
Ему к моменту съёмок уже почти 70, при этом «Голубые молнии» — картина о молодых и адресована как раз молодым людям.
Сюжет «Голубых молний» в общем-то не оригинален. Толя Ручьёв вынужден пойти в армию, хотя будущее ему представлялось несколько иным. Толя хорошо знает английский, он мастер спорта по теннису (даже полушутливо-полусерьёзно именуется «надеждой советского тенниса»), но, увы, не сумел поступить в МИМО (да, в фильме название звучит именно так). Так что теперь ему придётся провести какое-то время в армии. Конечно, привыкшему к хорошей жизни с поездками за границу парню в армии нелегко: рядом люди совсем иного круга (замполит даже не знает, что такое МИМО!), нужно подчиняться дисциплине и соблюдать субординацию, а ещё бесконечно тренироваться.
Первый прыжок с парашютом для Анатолия оборачивается разочарованием: он не сумел заставить себя прыгнуть, единственный из своего подразделения.
Ему даже нечего рассказать старшему сержанту Кравченко. Тане Кравченко, очаровательной, хоть и строгой медсестре, с которой Анатолий познакомился на медосмотре. А ведь — парашютистка, член армейской сборной, хоть и привела её к этому спорту трагедия. Пройдя через приключения и испытания Анатолий Ручьёв станет, разумеется, настоящим десантником. Не без помощи замполита Копылова, прапорщика Луценко и боевых товарищей.
Роль новобранцев получили молодые актёры, которые, справедливости ради, были всё же чуть старше персонажей. Так, Анатолия Ручьёва сыграл Андрей Градов, 24-летний малоизвестный артист, впервые получивший главную роль. Другими начинающими десантниками стали Виктор Бутов, Василий Очеретяный, Анатолий Матешко и Сергей Подгорный, тоже уже не 18-летние.
Сергей Подгорный, в отличие от коллег, уже был знаменитостью: в 1973 году он снимался у Леонида Быкова в драме «В бой идут одни “старики”» и роль молодого лётчика Виктора Щедронова, он же Смуглянка, его дебют на экране, навсегда осталась визитной карточкой Подгорного.
Роли наставников новобранцев получили именитые актёры. Замполита Копылова, который хоть и относится к новобранцам требовательно, но всё же чуть ли не по-отечески заботится о них, сыграл Юрий Каморный.
Как часто бывало и в других картинах, Юрий Каморный и здесь продемонстрировал вокальный дар и исполнил песни. А роль колоритного прапорщика Луценко блестяще сыграл Константин Степанков.
Несмотря на то, что этот образ второстепенный, Луценко запомнился не меньше главных персонажей и в целом это едва ли не лучший персонаж в фильме.
В роли медсестры с красивыми серыми глазами Тани Кравченко — Олеся Жулина, две другие, очень скупые, женские роли сыграли Галина Долгозвяга (военврач, начальница Тани) и Марианна Стриженова (мать Толи Ручьёва).
В феврале 1979 года «Голубые молнии» вышли в прокат. Критика в целом была благодушна, хотя образ перевоспитавшегося в армии Ручьёва многие сочли схематичным. Отчасти искусственным называли и замполита Копылова — слишком уж безупречным педагогом он выглядел, а сюжетный поворот с драмой во время лесного пожара и некоторым зрителям показался излишеством. Однако в общем «Голубые молнии» собрали отзывы тёплые и наверняка многих молодых людей заставили задуматься о службе в десантных войсках. Собственно, это и была главная цель фильма — увлечь молодёжь армейской темой.
А какие фильмы об армии кажутся удачными и правдивыми вам? И объясните, пожалуйста, что не так с прапорщиком Луценко? Почему он в возрасте под 50 всё ещё прапорщик? Или такое возможно?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: