Хорошо, когда есть люди, которые не просто читают, а еще подсказывают, что в какие-то годы были поезда еще и по вот таким направлениям. Сводные таблицы справочников грешат своей откровенной неполнотой, а искать что-то в отдельных таблицах - тут либо случайно можно что-то заметить, либо нужно целенаправленно знать, где искать.
В общем, в комментариях на одну статью встал вопрос о поезде Белгород - Ворожба. А раз вопрос встал, значит на него нужно найти ответ. Оттолкнулся я от возраста человека, который прислал этот комментарий. Раз ему сейчас 60, а воспоминания об этом поезде сохранились из детства, значит искать нужно в районе конца 60-х - начала 70-х гг. ХХ века. Таких справочников у меня два: за 1969 год и за 1974 год (на мой взгляд, этот последний грешит самым большим количеством неточностей из того, что мы уже посмотрели).
Итак, 1969 год. Белгород-Ворожба в справочнике не приводится, а вот Готня-Ворожба №265/266 - присутствует! Со станции Готня он отправлялся в 14:32. Открыли здесь вокзал еще в 1903 году. На станции сходилось множество направлений (Белгород, Сумы, Харьков, Льгов), а было еще и грузовое ответвление на станцию Ракитное, где находился свеклосахарный завод.
Сам поселок в настоящее время называется Пролетарский. В общем, с этой станции поезд следовал в направлении станции с не менее колоритным названием Басы. Это узловая станция в пределах города Сумы. Если я правильно понимаю, то это и есть старый вокзал в этом городе:
На 75 км у поезда уходило 2 часа 33 минуты. Ну чуть меньше 30 км/ч средняя скорость, и на том спасибо. Простояв на этой узловой станции 15 минут поезд прибывал на главный вокзал города Сумы (10 км), где стоял еще 12 минут. То есть в пределах города поезд находился более 40 минут.
А вот дальше там одно название интереснее другого. Через 14 минут после отправление из Сум будет Торопиловка. Кстати, и эта станция обязана своим появлением сахарному заводу.
Еще через 14 минут на пути оказывалась станция Головашевка. Это село недалеко от реки Сумка. В наши дни здесь проживает менее 500 человек.
В 18:24 поезд должен был прибывать на станцию Амбары, в 18:35 - Виры, а в 18:52 - Торохтяный. Одно название звучнее другого.
В 19:04 он оказывался на станции Белополье. Здесь вокзал уже поинтереснее:
Но он не идет ни в какое сравнение с вокзалом на станции Ворожба: (прибытие в 19:15)
Итого 139 км за 4 часа 43 минуты. Средняя скорость всё та же - 29,47 км/ч. Назад еще медленнее - на весь маршрут 5 часов 15 минут. Средняя 26,47 км/ч.
А вот в справочнике за 1974 год находится искомый поезд Белгород - Ворожба. Номер у него всё тот же № 265/266. Из Белгорода он отправлялся утром - в 09:10. В 11:50 оказывался на станции Готня, где стоял по совершенно непонятно мне причине 2 часа 50 минут (11:50-14:40). Ну а далее маршрут уже описанный выше. Прибывал же он в Ворожбу в 19:06. Считать среднюю здесь совершенно бессмысленно, поскольку трехчасовая стоянка ее просто "роняет".
В 80-е годы нумерация поезда сменилась на № 665/666. Ну прямо вот нечто дьявольское есть в этом номере, что вполне соответствует названию станции Ворожба. В 1983 году он отправлялся из Белгорода в 09:13, на станции Готня стоял 2 часа 57 минут, а в Ворожбу прибывал в 19:08 (график практически стабильный; +/- какие-то считанные минуты).
В 1987 году прибывал он на конечную станцию в 19:20. Вот только ходил он в этом году уже снова со станции Готня, откуда отправлялся в 15:00.
Ну а в 1995 году Белгород - Ворожба я уже не нахожу. есть Воронеж - Ворожба. Вечером в 19:09 поезд № 231 отправлялся из Воронежа, ночью в 02:37 был в Курске, а в 08:20 - в Ворожбе.
Вот такая история с этим направлением, которое я пропустил то ли на букву Б, то ли на букву В. Пошел Ачинск искать. Там тоже южные направления подсказали. Спасибо, что читаете!