Найти тему

Дом со зверями

Оглавление

В Москве есть несколько районов, обладающих особой притягательной силой, окруженные мифами и легендами. И один из них – Чистые пруды. В этом районе сохранилось много старинных красивых домов.

В начале XX столетия там был построен дом, вызвавший у москвичей много разговоров. Его быстро назвали «Дом со зверями». Если повернуть с улицы Покровка на четную сторону Чистопрудного бульвара, то взгляд невольно остановится на потрясающей красоте дома. В народе его назвали «Домом со зверями».

Чистые пруды. История названия

До конца XVII века Чистые пруды назвались Погаными. Их очисткой и облагораживанием занялись после того, как князь Александр Меньшиков купил земли в этом районе. Сейчас там стоят почтамт и биржа. Александр Данилович приказал «строжайше следить», чтобы в водоемы больше не сбрасывали мусор и прочие нечистоты.

Надо отметить, что о Поганых прудах в то время ходило много разных слухов и домыслов. Утверждают, что название произошло от латинского слова «paganus», что значит – языческий. До правления Петра I слово «поганый» не значило чего-то грязного или зловонного. Даже в конце XVII века на пруды приходили язычники, чтобы поклоняться своим богам.

Читайте также: Новодевичий монастырь

Есть более старая легенда, связанная с основанием Москвы. Когда-то этими землями владел боярин Степан Кучка. Но живописный район недалеко от Москвы приглянулся Юрию Долгорукому. По одной из версий, свита князя убила хозяина, потому что тот не оказал должного уважения, а тело бросили в пруд, с тех пор в народе этот пруд стали называть Поганым.

Самая популярная версия, что пруды получили свое первоначальное название от мясников, которые сбрасывали сюда отходы и испорченный товар. Они работали на Мясницкой улице, которая проходила рядом. Впрочем, это вряд ли, потому что за чистотой в Москве старались следить. А когда сюда решил переехать ближайший сподвижник Петра I светлейший князь Александр Меньшиков, то тут же решил, что улицу необходимо облагородить. Дело в том, что по ней часто проезжал царь со своей свитой, когда отправлялся в дворцовое село Преображенское. Кроме этого, по этой улице можно было доехать до Лефортово – Немецкой слободы, куда Петр Алексеевич тоже часто заезжал в гости. Одним словом, издревле этот тракт считался царским.

Читайте также: Теремной дворец

В последние годы появились исследования, где доказывается – название пруда произошло от поселившихся здесь иностранцев. Для русских той эпохи, все иноземцы были погаными, так как поклонялись другим богам. «Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников. Там у них был и собор». Здесь жило много англичан, шотландцев, ирландцев и прочих «немцев», приехавших в Россию на работу.

Современные Чистые пруды появились намного позже, во времена правления Екатерины Великой. В ее плане по благоустройству Москвы было нарисовано три пруда, но в итоге получилось сделать только один. Скорее всего реализовали задумку императрицы лишь после Отечественной войны 1812 года. После грандиозного пожара, в городе начали многое строить с «чистого листа».

В конце XIX – начале XX столетия Чистопрудный бульвар переживал время расцвета, здесь началось масштабное строительство. Район становился все популярнее среди местной элиты, поэтому москвичи, которым позволяло финансовое положение, хотели построить дом: доходный или самим там жить. Старые одно- и двухэтажные здания сносились, а вместо них быстро возводились уже современные.

При строительстве применяли, как бы сейчас сказали, новые технологии: несущие конструкции делались из железобетона, это позволяло строить просторные помещения с высокими потолками и без внутренних перегородок, как это было принято до этого. Это давало простор для творчества архитекторов и дизайнеров.

Но даже в этом ряду был один дом, который после того, как убрали строительные леса и заборы, вызвал восхищение всей Москвы. Острословы его быстро назвали «зверский дом» или «дом со зверями». Он был выстроен в 1908 – 1909 годах по заказу близлежащей церкви Живоначальной Троицы на Грязех.

Меценаты и строители «Дома со зверями»

Проектировал «дом со зверями» малоизвестный архитектор Лев (Леон) Кравецкий и инженер-строитель Петр Микини.

В Москве Кравецкий построил много доходных домов, два сохранились до наших дней (Подсосенский переулок №7 и Зубовский бульвар, д. 13). Наследие Микини немного больше, в основном он был исполнителем, а не архитектором.

Кстати, строительство доходных домов получило большое распространение именно в конце XIX века, в первую очередь это было связано с развитием капиталистических отношений и коренным изменением условий жизни в России. Русскую Православную церковь новые веяния тоже затронули, например, их доходы значительно снизились из-за уменьшения монастырских земель, отмены крепостного права и т.д. И в это же время, выросла стоимость жилья, особенно в крупных городах империи. Появилось много желающих снять хорошую квартиру, этаж или даже дом. Это было связано с тем, что все больше людей разных сословий хотели сменить свое местожительство, в городах было больше возможностей для реализации своих талантов и желаний. Было легче найти работу.

Строился доходный дом на средства, которые жертвовали этой церкви купцы. Основным вкладчиком была семья Оловяшниковых, живших недалеко от церкви Живоначальной Троицы на Грязех.

Эта семья оставила большой след в истории России. Еще в XVII веке они жили в Ярославской губернии и были монастырскими крестьянами. Земледелие в тех местах рискованное, поэтому Осип с сыновьями решил заняться литьем оловянных изделий. После реформ Петра I, когда он обложил большим налогом церкви, Спасо-Преображенский монастырь был вынужден искать дополнительные источники дохода, а литье Осипа пользовалось большим спросом в регионе. В итоге его освободили от крепостной зависимости, а по роду своих занятий получил сначала прозвище, а потом фамилию – Оловянишников. Внук основателя династии Федор Григорьевич, в 1766 году отлил свой первый колокол для Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Кроме этого семья занималась выпуском медной посуды и т.д. Бизнес процветал, вскоре семья перешла в другое сословие – купеческое, вступив в третью гильдию.

Колокольная продукция Оловянишниковых ценилась, потому что они уделяли большое внимание качеству, в договорах обязательным пунктом было прописано, чтобы колокола «звоном были хорошо отлиты». Кстати, бракованные колокола переливались за счет мастера. Первыми в стране на фабрике Оловянишниковых применили камертон, для настройки колоколов, теперь на звонницу можно было их вешать целыми наборами, – «колокольными фамилиями». Колокола гармонично подбирали по звуковым характеристикам, это давало возможность звонарям исполнять даже соответствующую музыку – колокольные перезвоны. К началу XX века эта была уже очень состоятельная семья, которая занималась не только колоколами, но и другими промыслами. И по тогдашней традиции православных купцов много занимались меценатством.

Терракотовый зверинец на фасаде дома

Лев Кравецкий спроектировал простой дом: прямоугольный, в пять этажей, с двумя подъездами и шатровой кровлей и никаких узоров, и лепнин им сначала не планировалось. Но среди других подобных домов, построенных в это время, архитектору захотелось как-то выделить его из общего строя модерновых зданий. Тогда у архитектора появилась идея – сделать оригинальную отделку фасада.

Отметим, в начале XX века в московской архитектуре появился новый тренд – все чаще в декоре зданий использовались старинные орнаменты и древнерусские узоры. Кравецкий, следуя модному течению решил украсить стены нового доходного дома на Покровке сказочными барельефами. Для создания декора пригласили художника Сергея Вашкова. Кстати, его кандидатуру предложили Оловянишниковы.

-2

Сергей Вашков окончил Императорское Строгановское училище технического рисования. Считал В.М. Васнецова своим учителям, хотя формально у него не учился. Ревностно продолжал русские народные традиции в различных направлениях своей творческой деятельности. Еще до окончания учебы Сергей Иванович уже работал на фабрике Оловянишниковых, которая производила церковную утварь, а в 1901 году стал художественным руководителем предприятия. Ему удалось оригинально сплести между собой традиционные техники: скань, филигрань, резьбу и чеканку, этим он создал свой художественный язык.

Митирополит Антониц как-то сказал:«Древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С. И. Вашковым, имя которого займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым».

Работая над эскизами Вашков вдохновлялся барельефами, украшавшие стены знаменитого Дмитровского собора во Владимире. Он справедливо полагал, что это жемчужина старинного русского зодчества. На его фасаде около 600 барельефов, изображающих святых, а еще реальных и мифических животных. Кстати, эту древнюю красоту мастеров открыли в XIX веке, когда проводили профессиональную реставрацию храма. Это стало настоящей сенсацией. До этого нечто похожее было только в храме Покрова на Нерли во Владимирской области.

Надо отметить, что архитекторы и художники, работавшие в стиле московского модерна, который начал развиваться в это время, очень бережно подходили к мотивам древнерусского зодчества. Они переиначивали мотивы допетровской Руси, привнося свои взгляды, но делали это аккуратно, стараясь сохранить многовековые традиции. Поэтому эти барельефы, отображающие раннехристианские и языческие корни русского искусства, попали в центр внимания художников и архитекторов.

Поэтому Вашков не занимался простым копированием работы старых мастеров. Их он подробно зарисовал в 1902 году, когда изучал в провинции древнее наследие, потом опубликовал несколько статей на эту тему.

-3

Художник взял сохранившиеся барельефы за основу, и потом начал создавать свои собственные, уникальные орнаменты, где переплелись фантастические и реальные животные: грифоны, львы, единороги, а еще птицы и растения и вообще какие-то неведомы создания, которые придумал сам художник. У него получилась очень тонкая стилизация народного искусства, но с позиций эпохи модернизма. Этот фантастический «ковер» выложили из терракотовых барельефов на третьем и четвертом этажах дома.

То есть барельефы были сделаны из обожженной глины, это разновидность неглазурованной керамики. Поэтому терракотовые изделия имеют матовую и слегка пористую поверхность, но в то же время – долговечны.

Фигуры получились подчеркнуто гротескными, имеющими масштабный вид, так что их хорошо было видно издалека. Но несмотря на нарочито увеличенные размеры, барельефы смотрятся легкими, воздушными и совершенно не отягощают внешний вид дома, а придают ему сказочный вид. Оба подъезда напоминали церковные порталы с церковной плетенкой в архивольтах, то есть выделение арочной дуги от плоскости стены. Во дворе стоял стилизованный под древность фонарь, на старых фотографиях его еще можно увидеть.

Цоколь был оформлен рустом, то есть накладкой из необработанного камня. Центр крыши был обрамлен ажурной решеткой. Над тремя арочными окнами, сделанными в левой части фасада, был размещен медальон с годом строительства в кириллической системе счета: «АЦИ». На втором этаже была симметричная пара балконов с выступающими колоннами и фигурной оградой. Перед зданием были установлены ажурные ворота, выполненные в той же художественной стилистике. Благодаря такой стилизации и единству в оформлении деталей искусствоведы относят «дом со зверями» к стилю модерн, но в то же время есть отсылка к идеям национального романтизма.

Надо отметить, что Сергей Иванович чисто архитектурой занимался редко, но то что сохранилось до сих пор вызывает интерес у исследователей и обычных людей. Например, церковь в подмосковном дачном поселке Клязьма. И жемчужина деревянного зодчества той поры – дача купца и мецената Ивана Афанасьевича Александренко. Дом был украшен восхитительной резьбой по дереву, где в затейливом узоре переплелись сказочные звери, птицы, рыбы и цветы. К сожалению, в 2003 году пожар уничтожил дом.

В жизнь эскизы художника были воплощены художественной артелью «Мурава». Работы этой артели были отлично известны в Москве, там работали выдающиеся художники: К. Митрохин, С. Коненков. Например, художники из «Муравы» принимали участие в оформлении дома Перцовой на Остоженке.

Сейчас мало кто задумывается, а как же церковь отреагировала на такой бестиарий на стенах подведомственного дома? А никто не возмущался, настолько красивыми получились стены.

Когда дом был достроен, то Сергей Вашков поселился в нем. Кстати, на первом этаже жили нуждающиеся прихожане, а верхние этажи сдавались. После революции квартиры стали коммунальными.

Кстати, мифическим зверям, живущим на стенах, сказочно повезло, и помогла вполне реальная организация ОСОВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В 1930-х годах большинство жильцов этого сдали нормы «Готов к ВПХО», то есть к химической обороне. За это власти прикрепили к стене знак «Крепи оборону СССР». В столице регулярно проходили учения ОСОВИАХИМА, которые великолепно описали Ильф и Петров в романе «Золотой теленок».

Этот почетный знак стал своеобразным оберегом на несколько лет. Во всяком случае, когда в стране разворачивалась борьба с буржуазным наследием, настенный бестиарий не тронули. А ведь в 30-е годы XX века Москва лишилась много интересных архитектурных памятников, новая власть старательно и целенаправленно пыталась избавиться от пережитков прошлого. Надо отдать должное жильцам, чтобы не повредить терракотовое чудо, они из двух вариантов значка выбрали самый маленький – 20 см в ширину и установили так, чтоб не повредить уникальные барельефы. Знак сохранился до сих пор.

В 1945 году было решено увеличить количество этажей, в городе не хватало жилья, немецкая авиация разрушила много домов, к тому же в Москву ехало много людей. Работу поручили архитектору Борису Львовичу Топазу. В результате «дом со зверями» вырос на два этажа. Но, к большому сожалению, он безвозвратно утратил часть барельефов и решетку крыши. Были демонтированы балконы и шатровая кровля. Впрочем, искусствоведы успокаивают, все могло быть печальнее, надстройка была выполнена деликатно, удалось сохранить значительную часть оригинального замысла автора. Даже попытались сделать некое подобие орнамента по теме, заложенной Вашковым, естественно, получилось не очень похоже, но ведь постарались.

Последние изменения дома произошли в 2000-х годах, его фасад выкрасили в голубовато-зеленый цвет, а барельефы стали белыми. Была отреставрирована лестница.

Советский кинематограф не обошел своим вниманием этот уникальный дом. Его можно увидеть в комедии «Подкидыш» (1939 г.), когда по сюжету фильма потерявшаяся девочка Наташа выходит из подъезда этого дома. А второй раз в «Покровский воротах» (1982 г.).

Сейчас это жилой дом, на первом этаже работают магазины, а с 1989 года в подвале расположился зоомагазин «Морской аквариум на Чистых прудах». В подъездах, на лестничных маршах до сих пор можно увидеть остатки былой сказки, сотворенной Вашковым.

Несколько лет назад на первом этаже вместо окна сделали дверь и пристроили лестницу, украшенную совами. Несмотря на усилия современных дизайнеров, в общий антураж, составленный Вашковым, эта переделка вписывается плохо. Внешний вид одного из красивейших зданий столицы был нарушен.

«Дом со зверями» числится в реестре объектов культурного наследия регионального значения.

Недавно портал мэра и Правительства Москвы сообщил, что здание по адресу «Чистопрудный бульвар дом 14 отремонтируют. Согласована проектная документация. Стены обработают защитными препаратами, отливы на балконах заменят, будет уложена новая плитка. Ограждение и другие металлические элементы будут очищены от коррозии и старой краски. Заменят электропроводку и систему водоснабжения, отремонтируют чердак и крышу. Кроме этого «в подъездах приведут в порядок полы вестибюлей и лестничных площадок, сами лестницы и перила, а также заменят почтовые ящики».

Как доехать до сказочного «Дома со зверями»

Посмотреть воочию чудесные барельефы с фантастическими зверями можно, если доехать до станций метро: «Чистые пруды», «Тургеневская» далее пройти около 10 мину пешком.

Расположен дом по адресу: Чистопрудный бульвар, д. 14, стр. 3.

Рекомендуем взять хороший фотоаппарат, чтоб запечатлеть загадки диковинного узора на стенах дома, оставленного нам художником Сергеем Вашковым. А потом, на досуге попытаться их разгадать.