Найти тему
СОАТЭ

Освоение выпуска «Малютки»

В редакцию свою статью прислал ветеран АО «СОАТЭ» А.П. Золотых, мы поговорили с Александром Парфирьевичем по телефону и из этого сложилась статья, которую мы публикуем.

В СССР со временем спрос на стиральные машины возрос со стороны сельского населения. Не все предприятия имели пресса для производства крупногабаритных деталей. СОАТЭ имел такую возможность и приступил к производству стиральной машины «Малютка».

Всё было хорошо, но электродвигатель для «Малютки» был покупной с малым объемом производства поставщика и это сдерживало рост выпуска стиральной машинки.

Со спадом выпуска основной продукции администрацией завода было принято решение собственном изготовлении двигателя. Проблемой оказалась намотка обмотки двигателя. В Харькове согласись разработать и изготовить оборудование сроком через полгода. Ручная намотка провода на шаблон оказалась физически тяжёлой. Поэтому перед конструкторами завода была поставлена задача об изготовлении собственного станка.

Сложность станка состояла в том, что начало каждой секции шаблона надо начинать с малых оборотов, перед окончанием намотки секции снизить обороты до нуля, и останавливать барабан в одном и том же месте. Никто не решался разработать такой станок.

Я вспомнил что есть шаговые двигатели, но для их управления требуется электронная схема. В библиотеке нашёл брошюру с описанием таких двигателей. Осталось разработать схему. Во время работы на заводе я каждый год выписывал журнал «Радио» и все статьи читал. Тут вспомнил, что была описана микросхема с регулируемой частой. Статью, изучил и это оказалось то, что нужно для станка.

Предложил начальнику конструкторского бюро С.И. Шубину. Он согласился, и предложил разработать механику станка.

Электронную схему чертить на доске было неудобно, пришлось переделать трафаретку для электронных значков и печатных плат. Документация была выполнена, сдана в цех. Я выполнил по журналу электрические схемы, а мой коллега Голованов - механические схемы, так мы и создали двигатель для этой стиральной машинки.

Не успели изготовить первый станок как был запущен второй. Отладка станков оказалась простой, и состояла в установке скорости разгона и торможения двигателя. Затем были изготовлены ещё два станка, а после ещё два станка.

Шесть станков работали в три смены, включая выходные дни. Слабым местом станков явился покупной провод шагового двигателя. Для быстрого ремонта станков был приобретён резервный.

Посетивший завод Дмитровоградский представитель осмотрел станок и заказал разработку и изготовление для них станка изменённой конструкции: с двумя шаговыми двигателями. Электронную схему выполнил я, механику станка было поручено выполнить А.А. Гладкову. Станок был изготовлен и передан заказчику.

После получения и установки Харьковских намоточных станков, два станка нашего завода были переоборудованы на другой электродвигатель с другими обмоточными данными.

Значительно позже два намоточных станка были переоборудованы для намотки якоря электробензонасоса, которые работают до настоящего времени.

11 октября 1995 года мне присвоили звание: «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Одновременно ещё один работник завода получил такое же звание, а ещё двое с другой интерпретацией.

А начинал я на АТЭ электриком третьего разряда в лаборатории отдела главного конструктора. Когда работал электриком, на заводе была высокочастотная электроустановка для припайки вольфрамовых пластинок к держателям резцов токарных станков. Это 1964 год.

Ее пробовали применить в производство, следуя инструкции, которая поступила вместе с ней от производителя. Когда включили в работу — она сгорела. И ее оставили в покое до того момента, когда появилась острая необходимость пайки вольфрамовых пластинок. Попросили меня разобраться в чем было дело. А я во время службы на флоте видел и работал на таких установках. Я посмотрел инструкцию и увидел там ошибку. После того, как восстановил электроустановку, то нормально включил согласно имеющейся у нее системы, и она стала действовать и приносить пользу всему заводу.