Выдающийся советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн рассматривает личность как субъект жизни, который способен активно преобразовывать бытие.
«Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни»
Личность едина, имеет свои индивидуальные и только ей свойственные особенности, которые отличают её, как от других людей, так и могут быть разные проявления, разные черты внутри неë самой.
Рубинштейн пишет в "Основах общей психологии", что художники, которые изображали злодеев злодеями без единой светлой черты или добрых людей чистыми ангелами, не добивались правдивости своих картин.
Сергей Леонидович формулирует триединство в структуре личности :
1. Направленность личности - определяет, что я хочу.
Какие у человека динамические тенденции, направленные на деятельность. В то же время сама деятельность влияет на формирование мотивов с постановкой целей и задач.
Направленность личности складывается из:
- тенденции влечения к чему-то;
- установок - каждая установка вырабатывает какую-то линию поведения;
- потребностей - то, что необходимо человеку для полноценной жизнедеятельности. Начиная от биологических потребностей (еда, кров, тепло, безопасность) , социальных (человек нуждается в другом человеке), заканчивая миром
"тончайших человеческих чувств - эстетических и моральных: восхищения, нежности, заботы, умиления..."
- интереса - сосредоточенность на определённом предмете. Интерес - мотив, который действует
"в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности".
- идеалов - могут проявляться как совокупность норм поведения, так и образов, на которые мы равняемся. Они вытекают из нашей идеологии и миросозерцания. И формируются под общественным влиянием.
2. Способности - что я могу?
Изначально у человека могут быть задатки. Но способности не сводятся к одной врождённости, хотя и значительно зависят от психофизиологических особенностей, психических процессов. Но также важны в их развитии и направленность (мотивация), и способность к обучению, к труду, и характер человека. А также складывающаяся цепочка жизненных событий.
3. Темперамент и характер - что я есть?
Стержень личности, основные и существенные еë качества, которые мы наблюдаем в поведении человека.
"Темперамент-это динамическая сторона психической деятельности индивида",
проявляющаяся в силе, подвижности и уравновешенности нервной системы.
Наличие сильного характера отличается определённостью: к жизни, выборам, поступкам, окружающему миру, ситуациям, людям.
Люди могут накладывать отпечаток на характер друг друга, обычно при долгом взаимодействии.
На формирование характера большое значение имеет воспитание, но и сам человек участвует в выработке своего характера.
Таким образом, когда к нам на терапию, консультирование приходит человек, то важно его запрос, проблему смотреть также исходя из составляющих структуры его личности: что он хочет, к чему стремится? Что может? И кто он есть?
Но все эти компоненты личности (по С. Л. Рубинштейна) невозможны без такой важной человеческой функции - самосознания.
Продолжение следует ...
©Танкова Оксана
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation ,
на очную консультацию по телефону +7 (988) 576-88-85
Перепечатка статей в инет-пространстве обязательно! разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru