Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Вклад советских учёных в развитие психологии-8. Структура личности С. Л. Рубинштейна.

Выдающийся советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн рассматривает личность как субъект жизни, который способен активно преобразовывать бытие.

«Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни»

Личность едина, имеет свои индивидуальные и только ей свойственные особенности, которые отличают её, как от других людей, так и могут быть разные проявления, разные черты внутри неë самой.

Рубинштейн пишет в "Основах общей психологии", что художники, которые изображали злодеев злодеями без единой светлой черты или добрых людей чистыми ангелами, не добивались правдивости своих картин.

Сергей Леонидович формулирует триединство в структуре личности :

1. Направленность личности - определяет, что я хочу.

Какие у человека динамические тенденции, направленные на деятельность. В то же время сама деятельность влияет на формирование мотивов с постановкой целей и задач.

Направленность личности складывается из:

- тенденции влечения к чему-то;

- установок - каждая установка вырабатывает какую-то линию поведения;

- потребностей - то, что необходимо человеку для полноценной жизнедеятельности. Начиная от биологических потребностей (еда, кров, тепло, безопасность) , социальных (человек нуждается в другом человеке), заканчивая миром

"тончайших человеческих чувств - эстетических и моральных: восхищения, нежности, заботы, умиления..."

- интереса - сосредоточенность на определённом предмете. Интерес - мотив, который действует

"в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности".

- идеалов - могут проявляться как совокупность норм поведения, так и образов, на которые мы равняемся. Они вытекают из нашей идеологии и миросозерцания. И формируются под общественным влиянием.

2. Способности - что я могу?

Изначально у человека могут быть задатки. Но способности не сводятся к одной врождённости, хотя и значительно зависят от психофизиологических особенностей, психических процессов. Но также важны в их развитии и направленность (мотивация), и способность к обучению, к труду, и характер человека. А также складывающаяся цепочка жизненных событий.

3. Темперамент и характер - что я есть?

Стержень личности, основные и существенные еë качества, которые мы наблюдаем в поведении человека.

"Темперамент-это динамическая сторона психической деятельности индивида",

проявляющаяся в силе, подвижности и уравновешенности нервной системы.

Наличие сильного характера отличается определённостью: к жизни, выборам, поступкам, окружающему миру, ситуациям, людям.

Люди могут накладывать отпечаток на характер друг друга, обычно при долгом взаимодействии.

На формирование характера большое значение имеет воспитание, но и сам человек участвует в выработке своего характера.

Таким образом, когда к нам на терапию, консультирование приходит человек, то важно его запрос, проблему смотреть также исходя из составляющих структуры его личности: что он хочет, к чему стремится? Что может? И кто он есть?

Но все эти компоненты личности (по С. Л. Рубинштейна) невозможны без такой важной человеческой функции - самосознания.

Продолжение следует ...

©Танкова Оксана

Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation ,

на очную консультацию по телефону +7 (988) 576-88-85

Перепечатка статей в инет-пространстве обязательно! разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.

Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru