Алексей Фадеев, д.э.н., профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, — специально для канала @sevmorput
Перспективы российско-китайского сотрудничества в Арктике
Отдельного внимания заслуживают перспективы использования Северного морского пути в свете складывающей геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Заявления Израиля о полной блокаде Сектора Газа, присутствие военно-морского флота США в восточной части Средиземного моря, а также потенциальное вовлечение Египта в конфликт (напомним, через Египет проходит Суэцкий канал — главная мировая грузовая артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря) — факторы создающие значительные военные и транспортные риски, ведущие к повышению ставок фрахта, страховых премий, что, в конечном счете, будет сказываться на себестоимости перевозимой продукции и ослаблению ее позиций на мировых товарных рынках.
В свете данных событий использование КНР Севморпути для поставок сжиженного природного газа в страну для решения вопросов энергетической безопасности, а также транзит грузов из Китая в Европу — является более, чем перспективным решением, обеспечивающим скорость, экономическую выгоду и безопасность.
Экспорт СПГ из России в Китай в 2023 году вырос на 23%. И объем экспорта СПГ имеет тенденцию к росту, в том числе по объему транспортировки через СМП. Конфликт на Ближнем Востоке напрямую влияет на мировые логистические потоки. Так, стоимость грузоперевозок через Суэцкий канал — кратчайший действующий путь из Китая в Европу — в 2024 года выросла до $7 тыс. за контейнер, тогда как до начала ближневосточного кризиса составляла всего $750. Обходной путь вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, который сейчас активно используют как альтернативу, и длиннее по расстоянию, и дороже в среднем в полтора, а в отдельных случаях и в два раза, чем путь через Суэц.
В отличии от ближневосточных каналов, СМП лишен военных и логистических рисков. Если раньше считалось, что СМП на начальном этапе может претендовать на 10-15% трафика Суэцкого канала, то в свете текущей геополитической ситуации эта цифра может вырасти как минимум в два раза.
Китай является главным внешнеторговым партнером для порядка 140 стран, зарегистрированных в ООН. Очевидно, что необходимо обеспечение регулярных и безопасных поставок продукции из Азии к конечным потребителям, что может обеспечить именно СМП. Несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2023 год по арктическим морям было доставлено 36,254 млн тонн грузов с превышением целевого показателя более чем на 250 тыс. тонн. Транзитные перевозки на СМП также вышли на новый исторический максимум в 2023 году — 2,129 млн тонн грузов.
О востребованности северного коридора и заинтересованности в нем грузоперевозчиков говорят и данные Росатома, который является инфраструктурным оператором СМП. Всего в 2023 году было выписано 1,218 тыс. разрешений на движение судов в акватории СМП (в 2022 году — 1,163 тыс.), в том числе 115 — иностранным компаниям (в 2022 году — 55).
Интерес к транзитным перевозкам по СМП сохраняется. Успешный опыт международных транзитов доказывает эффективность морских перевозок грузов крупнотоннажными судами по СМП. Так, осенью 2023 года контейнеровоз «New New Polar Bear» (Гонконг) стал первым международным судном в новейшей истории РФ, которое прошло по СМП. Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput