Найти тему
Первый ярус

Гундарева называла его выскочкой. А он оказался выдающимся талантом. Константин Райкин: человек-энергетик

Народный артист РФ (1992 г.) Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки
Народный артист РФ (1992 г.) Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки

Наталья Гундарева считала его выскочкой. А сыграв в одном фильме с талантливым сыном гениального Райкина навсегда изменила свое мнение. Фильм "Труффальдино из Бергамо" позже стал своеобразной визитной карточкой Константина Аркадьевича, человека энергии урагана.

Его кипучая природа проявляется во всем. В повседневной жизни, когда с присущим азартом он откликается на резонансные общественные события. В творчестве, где каждая работа выстреливает, как праздничный фейерверк. Актерская игра всегда обсуждается и часто признается выдающейся.

Сегодня хочется поговорить о фееричном активе его творчества - режиссуре. Театральные работы Райкина ошеломляют взрывным эффектом. Какая же мегасила дарована человеку ! Мощь бьет ключом, на сцене все кипит и переливается, словно режиссер наделил своей энергией каждого актера.

Фильм "Труффальдино из  Бергамо" . Константин Райкин в роли заглавного героя. Фото - Яндекс-картинки
Фильм "Труффальдино из Бергамо" . Константин Райкин в роли заглавного героя. Фото - Яндекс-картинки

В театре, созданном отцом, Константин Райкин служит с 1981 года. В то время детище корифея советской сатиры именовалось Ленинградским театром миниатюр. В 1982-м вся труппа перебралась в Москву, на столичной сцене актер сыграл с Аркадием Исааковичем в двух спектаклях. А еще через пять лет народного артиста СССР не стало. Константин Аркадьевич принял фамильную эстафету и ныне является художественным руководителем Государственного театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина.

За это время он поставил почти три десятка спектаклей, многие из которых стали настоящим событием в театральном мире. Пожалуй, не каждый российский режиссер смог представить зрителю столько постановок мировой классики. Среди работ Райкина - интерпретации произведений Гоцци, Мольера, Гольдони, Шекспира, Шоу.

Пьесы Александра Николаевича Островского занимают в реестре его литературных пристрастий особое место. Константин Аркадьевич считает классика глубоким драматургом, чьи произведения по-настоящему театральны.

В творческом досье неординарного режиссера четыре постановки Островского - "Деньги" ( 2010 г., по пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын"), "Страна любви ( 2004 г., "Снегурочка"), "Гроза" ( 2022 г.).

Постановка пьесы А.Н. Островского "Доходное место". Режиссер К.А.Райкин. Фото - Яндекс-картинки
Постановка пьесы А.Н. Островского "Доходное место". Режиссер К.А.Райкин. Фото - Яндекс-картинки

Открыло череду представлений великого классика на сцене "Сатирикона" "Доходное место" . И такого Островского российский театр прежде, пожалуй, и не видел. После премьеры 2003 года спектакль шел в течение трех лет, затем был возобновлен в 2009-м и значился в афише еще четыре года.

Огромная удача, что в 2010-м зрителю была предложена видеоверсия сценической работы. Необыкновенно динамичный спектакль обрел буквально творческое бессмертие. При желании теперь в любой момент в You Tube можно пересмотреть одну из самых интересных театральных интерпретаций классической пьесы.

"Доходное место". Театр "Сатирикон". Фото - Яндекс-картинки
"Доходное место". Театр "Сатирикон". Фото - Яндекс-картинки

После размеренности постановки Малого театра и эксцентричности версии Ленкома спектакль "Сатирикона" кажется идеальным сплавом классики и новаторства. Хотя постановок "Доходного места" столько, что сравнивать дня не хватит.

Работа Райкина захватывает с первых минут, настолько сильна ее волевая атмосфера. Сцена "Сатирикона" предстает огромным танцполом, где каждый герой ведет свою партию. Пластика и драма сливаются в единое действие. За выразительностью жестов актера живут чувства и намерения его героя. Такой театр проповедовали в свое время Мейерхольд и Вахтангов, этой эстетике следует Райкин. Умноженная на неумную энергию режиссера, которая буквально прет и из каждого актера, она дает ошеломляющий эффект.

Работа сценографа "Доходного места" тоже безукоризненно точна - пространство предельно лаконично, ничто не мешает вихрю сценического танца островских персонажей.

Вся мебель - в движении, столы и стулья на колесиках, все перемещается легко и стремительно. В финале так же молниеносно взмывает вверх.

Актеры облачены в добротные костюмы одной цветовой гаммы: бело-серо-черной. Чиновники одеты в темные одежды. И только центральный герой Жадов - в светлом пальто.

Жадов, артист Алексей Бардуков. Фото - Яндекс-картинки
Жадов, артист Алексей Бардуков. Фото - Яндекс-картинки

Он такой здесь один. Правдолюб, возможно, даже идеалист, идущий против течения порочного общества.

Драматург назвал свое произведение "Доходное место", напрямую указывая на источник обогащения. Мзда как непременное приложение к любой чиновничьей должности - наша вечная беда. Средство личного достатка вопреки устоям закона и чести.

Повествование о "гладких" взятках , на мой взгляд, довольно нудная пьеса. Ни затейливого сюжета, ни блеска острого авторского слова. Да и вековая тема раскрывается достаточно прямолинейно, мол, и без того ясно, что хорошо, а что плохо. О чем здесь судить!

И вдруг в постановке Райкина - настоящий фейерверк эмоций. Столько пластов жизни поднято, какая неожиданно интересная подача, так выпукло представлен каждый герой.

Аристарх Владимирыч Вышневский (Максим Аверин) и Василий Николаич Жадов (Алексей Бардуков). Фото - Яндекс-картинки
Аристарх Владимирыч Вышневский (Максим Аверин) и Василий Николаич Жадов (Алексей Бардуков). Фото - Яндекс-картинки

Искусство не должно отвечать на вопросы, иначе это диктат, считает Райкин. Сущность театра в обозначении проблематики - это один из творческих принципов режиссера. В его "Доходном месте" невозможно найти прямые ответы, не получается и симпатизировать какой-то одной философии.

Казалось бы, крайне сомнительна в смысле определения источников благополучия житейская доктрина высокого чиновника Вышневского (Максим Аверин). Но разве откажешь ему в благоразумии суждений о достойности жизни каждого человека?

Практически библейская истина о честности бытия. Ее проповедует юный Жадов, герой Алексея Бардукова. Почему же у него никак не получается воссоединить порядочность и безбедное существование? Отчего же немного жаль его глупенькую жену?! Ну должна быть у молоденькой женщины модная шляпка!

Деньги вряд ли достойны безумной страсти, но безответной любви они не прощают. И в этом ракурсе произведение Островского бессмертно. Почти два века прошло, а общество по-прежнему мечется в поисках золотой середины. Бедность, конечно, не порок, она - большое несчастье, недаром с бедой один корень. Взятки же - не маленький грешок, а преступление, о чем тут думать. И что же, нет честного пути к достатку?

Константин Райкин на сцене  Театра "Сатирикон". Спектакль " Человек из ресторана" по повести Ивана Шмелева, режиссер Егор Перегудов. Фото - Яндекс-картинки
Константин Райкин на сцене Театра "Сатирикон". Спектакль " Человек из ресторана" по повести Ивана Шмелева, режиссер Егор Перегудов. Фото - Яндекс-картинки

Райкину удалось создать на сцене представление, вовлекающее в размышления. Причем, рассуждать можно о самом разном. Почему порядочный человек так страдает, часто смешон и гоним обществом? Доколе порочность будет править миром? Когда люди научатся быть счастливыми, находя себе равных в браке? Равных по мироощущению. Наконец, просто обретут свойство жить своим умом!

Режиссер смог увлечь зрителя и чарующей красотой волнующего мира подмостков. Художественная форма в театре значит гораздо больше, нежели в том же кино. И Райкин - характерный сценический постановщик, тонко чувствующий пульс времени.

Если помнить, что искусство бывает классическим, современным и авангардным, то "Сатирикон" по-настоящему сегодняшний театр, где бесспорные вечные истины облекаются в новаторскую форму без улета в авангардные высоты.

Гастрольные показы спектакля "Гроза" по одноименной пьесе А.Н Островского. Режиссер Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки
Гастрольные показы спектакля "Гроза" по одноименной пьесе А.Н Островского. Режиссер Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки

Сегодня в афише театра значатся несколько работ художественного руководителя, в том числе последняя постановка А.Н. Островского - "Гроза".

В сентябре 2023-го состоялась премьера спектакля "Четыре тирана", интерпретация комедии Карло Гольдони.

Также в афише работа Райкина 2020 года - "Плутни Скапена". Спектакль по бессмертной комедии Мольера. Работа оценена критиками как "игровой театр высшего класса". А постановщик награжден премией зрительских симпатий "Звезда театрала".

"Плутни Скапена", режиссер Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки
"Плутни Скапена", режиссер Константин Райкин. Фото - Яндекс-картинки

В представлении массового зрителя имя Райкина чаше всего ассоциируется с образами, созданными в кино. О его многочисленных постановках знают гораздо меньше. А между тем, он создал свой театр, не похожий на миры других режиссеров, но с абсолютной точностью следующий лучшим традициям искусства, где в центре вечные истины добра и справедливости.

Разрушая порой в поисках свежих форм сценические стереотипы, режиссер Райкин остается верен своим главным принципам, великим в своей простоте - искренность и правда.

Константин Райкин на фестивале Александра Островского. Фото - Яндекс-картинки
Константин Райкин на фестивале Александра Островского. Фото - Яндекс-картинки

"Сатирикон"- Театр молодых. Режиссер выступает за постоянную ротацию, говоря житейским языком, "текучку кадров". Актерский костяк формируется эволюционно, остаются самые преданные. Почитаемые зрителем артисты - Наталия Вдовина, Владимир Большов, Денис Суханов. И это только начало списка, а продолжение достойно отдельного разговора.

Каждый большой театр нуждается и в собственной школе. Райкин создал такую в 2012 году. Выпускники Высшей школы сценических искусств, как правило, вливаются в прославленную труппу "Сатирикона". До ВШСИ Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХТ имени Чехова. Среди учеников мастера - Алексей Бардуков, Никита Ефремов, Глафира Тарханова и другие успешные молодые актеры.

Райкин прирожденный педагог. Он и сам убежден, что учительство - дар, который достался ему от матери.

Ректор Высшей школы сценических искусств профессор Константин Аркадьевич Райкин. Фото - Яндекс-картинки
Ректор Высшей школы сценических искусств профессор Константин Аркадьевич Райкин. Фото - Яндекс-картинки

Режиссер много рассуждает о природе таланта, утверждая при этом, что гораздо ценнее иметь сильный характер. Сочетание большого дара и могучей воли считает редкой удачей.

Сам же, родившись с хорошей серебряной ложкой во рту, гигантским трудом и сильным характером обратил свой дар в мастерство высшей пробы. Работы режиссера составляют золотую коллекцию "Сатирикона".

Сегодня он признанный авторитет театральной мысли, без всякой оглядки на гениальность отца. Режиссеру за 70 лет , и ему давно не надо доказывать свою самодостаточность.

Реплика Гундаревой, что Райкин - выскочка, на самом деле, весьма характерна для восприятия творчества людей из знаменитых семей. Практически все зрительские отзывы о режиссерских работах Райкина именно так и начинаются - неожиданно. Хотя почему неожиданно? Генетика наука точная. Отклонений не любит.

Народный артист РФ Константин Райкин с отцом, Константина народным артистом СССР Аркадием Райкиным. Фото - Яндекс-картинки
Народный артист РФ Константин Райкин с отцом, Константина народным артистом СССР Аркадием Райкиным. Фото - Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятного просмотра работ Константина Райкина и других талантливых актеров и режиссеров!

К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылки на другие публикации канала ниже:

Ссылка на You Tube-версию работы К.А. Райкина, о которой шла речь, здесь: