Наталья Гундарева считала его выскочкой. А сыграв в одном фильме с талантливым сыном гениального Райкина навсегда изменила свое мнение. Фильм "Труффальдино из Бергамо" позже стал своеобразной визитной карточкой Константина Аркадьевича, человека энергии урагана.
Его кипучая природа проявляется во всем. В повседневной жизни, когда с присущим азартом он откликается на резонансные общественные события. В творчестве, где каждая работа выстреливает, как праздничный фейерверк. Актерская игра всегда обсуждается и часто признается выдающейся.
Сегодня хочется поговорить о фееричном активе его творчества - режиссуре. Театральные работы Райкина ошеломляют взрывным эффектом. Какая же мегасила дарована человеку ! Мощь бьет ключом, на сцене все кипит и переливается, словно режиссер наделил своей энергией каждого актера.
В театре, созданном отцом, Константин Райкин служит с 1981 года. В то время детище корифея советской сатиры именовалось Ленинградским театром миниатюр. В 1982-м вся труппа перебралась в Москву, на столичной сцене актер сыграл с Аркадием Исааковичем в двух спектаклях. А еще через пять лет народного артиста СССР не стало. Константин Аркадьевич принял фамильную эстафету и ныне является художественным руководителем Государственного театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина.
За это время он поставил почти три десятка спектаклей, многие из которых стали настоящим событием в театральном мире. Пожалуй, не каждый российский режиссер смог представить зрителю столько постановок мировой классики. Среди работ Райкина - интерпретации произведений Гоцци, Мольера, Гольдони, Шекспира, Шоу.
Пьесы Александра Николаевича Островского занимают в реестре его литературных пристрастий особое место. Константин Аркадьевич считает классика глубоким драматургом, чьи произведения по-настоящему театральны.
В творческом досье неординарного режиссера четыре постановки Островского - "Деньги" ( 2010 г., по пьесе "Не было ни гроша, да вдруг алтын"), "Страна любви ( 2004 г., "Снегурочка"), "Гроза" ( 2022 г.).
Открыло череду представлений великого классика на сцене "Сатирикона" "Доходное место" . И такого Островского российский театр прежде, пожалуй, и не видел. После премьеры 2003 года спектакль шел в течение трех лет, затем был возобновлен в 2009-м и значился в афише еще четыре года.
Огромная удача, что в 2010-м зрителю была предложена видеоверсия сценической работы. Необыкновенно динамичный спектакль обрел буквально творческое бессмертие. При желании теперь в любой момент в You Tube можно пересмотреть одну из самых интересных театральных интерпретаций классической пьесы.
После размеренности постановки Малого театра и эксцентричности версии Ленкома спектакль "Сатирикона" кажется идеальным сплавом классики и новаторства. Хотя постановок "Доходного места" столько, что сравнивать дня не хватит.
Работа Райкина захватывает с первых минут, настолько сильна ее волевая атмосфера. Сцена "Сатирикона" предстает огромным танцполом, где каждый герой ведет свою партию. Пластика и драма сливаются в единое действие. За выразительностью жестов актера живут чувства и намерения его героя. Такой театр проповедовали в свое время Мейерхольд и Вахтангов, этой эстетике следует Райкин. Умноженная на неумную энергию режиссера, которая буквально прет и из каждого актера, она дает ошеломляющий эффект.
Работа сценографа "Доходного места" тоже безукоризненно точна - пространство предельно лаконично, ничто не мешает вихрю сценического танца островских персонажей.
Вся мебель - в движении, столы и стулья на колесиках, все перемещается легко и стремительно. В финале так же молниеносно взмывает вверх.
Актеры облачены в добротные костюмы одной цветовой гаммы: бело-серо-черной. Чиновники одеты в темные одежды. И только центральный герой Жадов - в светлом пальто.
Он такой здесь один. Правдолюб, возможно, даже идеалист, идущий против течения порочного общества.
Драматург назвал свое произведение "Доходное место", напрямую указывая на источник обогащения. Мзда как непременное приложение к любой чиновничьей должности - наша вечная беда. Средство личного достатка вопреки устоям закона и чести.
Повествование о "гладких" взятках , на мой взгляд, довольно нудная пьеса. Ни затейливого сюжета, ни блеска острого авторского слова. Да и вековая тема раскрывается достаточно прямолинейно, мол, и без того ясно, что хорошо, а что плохо. О чем здесь судить!
И вдруг в постановке Райкина - настоящий фейерверк эмоций. Столько пластов жизни поднято, какая неожиданно интересная подача, так выпукло представлен каждый герой.
Искусство не должно отвечать на вопросы, иначе это диктат, считает Райкин. Сущность театра в обозначении проблематики - это один из творческих принципов режиссера. В его "Доходном месте" невозможно найти прямые ответы, не получается и симпатизировать какой-то одной философии.
Казалось бы, крайне сомнительна в смысле определения источников благополучия житейская доктрина высокого чиновника Вышневского (Максим Аверин). Но разве откажешь ему в благоразумии суждений о достойности жизни каждого человека?
Практически библейская истина о честности бытия. Ее проповедует юный Жадов, герой Алексея Бардукова. Почему же у него никак не получается воссоединить порядочность и безбедное существование? Отчего же немного жаль его глупенькую жену?! Ну должна быть у молоденькой женщины модная шляпка!
Деньги вряд ли достойны безумной страсти, но безответной любви они не прощают. И в этом ракурсе произведение Островского бессмертно. Почти два века прошло, а общество по-прежнему мечется в поисках золотой середины. Бедность, конечно, не порок, она - большое несчастье, недаром с бедой один корень. Взятки же - не маленький грешок, а преступление, о чем тут думать. И что же, нет честного пути к достатку?
Райкину удалось создать на сцене представление, вовлекающее в размышления. Причем, рассуждать можно о самом разном. Почему порядочный человек так страдает, часто смешон и гоним обществом? Доколе порочность будет править миром? Когда люди научатся быть счастливыми, находя себе равных в браке? Равных по мироощущению. Наконец, просто обретут свойство жить своим умом!
Режиссер смог увлечь зрителя и чарующей красотой волнующего мира подмостков. Художественная форма в театре значит гораздо больше, нежели в том же кино. И Райкин - характерный сценический постановщик, тонко чувствующий пульс времени.
Если помнить, что искусство бывает классическим, современным и авангардным, то "Сатирикон" по-настоящему сегодняшний театр, где бесспорные вечные истины облекаются в новаторскую форму без улета в авангардные высоты.
Сегодня в афише театра значатся несколько работ художественного руководителя, в том числе последняя постановка А.Н. Островского - "Гроза".
В сентябре 2023-го состоялась премьера спектакля "Четыре тирана", интерпретация комедии Карло Гольдони.
Также в афише работа Райкина 2020 года - "Плутни Скапена". Спектакль по бессмертной комедии Мольера. Работа оценена критиками как "игровой театр высшего класса". А постановщик награжден премией зрительских симпатий "Звезда театрала".
В представлении массового зрителя имя Райкина чаше всего ассоциируется с образами, созданными в кино. О его многочисленных постановках знают гораздо меньше. А между тем, он создал свой театр, не похожий на миры других режиссеров, но с абсолютной точностью следующий лучшим традициям искусства, где в центре вечные истины добра и справедливости.
Разрушая порой в поисках свежих форм сценические стереотипы, режиссер Райкин остается верен своим главным принципам, великим в своей простоте - искренность и правда.
"Сатирикон"- Театр молодых. Режиссер выступает за постоянную ротацию, говоря житейским языком, "текучку кадров". Актерский костяк формируется эволюционно, остаются самые преданные. Почитаемые зрителем артисты - Наталия Вдовина, Владимир Большов, Денис Суханов. И это только начало списка, а продолжение достойно отдельного разговора.
Каждый большой театр нуждается и в собственной школе. Райкин создал такую в 2012 году. Выпускники Высшей школы сценических искусств, как правило, вливаются в прославленную труппу "Сатирикона". До ВШСИ Константин Аркадьевич преподавал в Школе-студии МХТ имени Чехова. Среди учеников мастера - Алексей Бардуков, Никита Ефремов, Глафира Тарханова и другие успешные молодые актеры.
Райкин прирожденный педагог. Он и сам убежден, что учительство - дар, который достался ему от матери.
Режиссер много рассуждает о природе таланта, утверждая при этом, что гораздо ценнее иметь сильный характер. Сочетание большого дара и могучей воли считает редкой удачей.
Сам же, родившись с хорошей серебряной ложкой во рту, гигантским трудом и сильным характером обратил свой дар в мастерство высшей пробы. Работы режиссера составляют золотую коллекцию "Сатирикона".
Сегодня он признанный авторитет театральной мысли, без всякой оглядки на гениальность отца. Режиссеру за 70 лет , и ему давно не надо доказывать свою самодостаточность.
Реплика Гундаревой, что Райкин - выскочка, на самом деле, весьма характерна для восприятия творчества людей из знаменитых семей. Практически все зрительские отзывы о режиссерских работах Райкина именно так и начинаются - неожиданно. Хотя почему неожиданно? Генетика наука точная. Отклонений не любит.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятного просмотра работ Константина Райкина и других талантливых актеров и режиссеров!
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылки на другие публикации канала ниже:
Ссылка на You Tube-версию работы К.А. Райкина, о которой шла речь, здесь: