Что нам известно о Надежде Петровне Ламановой? К сожалению, в настоящее время имя женщины, оставившей глубокий след в российском искусстве, знакомо немногим. Между тем, ее вклад в мировое культурное наследие огромен, а талант признан далеко за пределами Российской Империи и Советского Союза.
Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижегородской губернии и была представительницей обедневшего дворянского рода. Первые уроки шитья девочка получала от матери, умевшей, несмотря на непростое финансовое положение семьи, быть образцом стиля, грации и изящества. Она создавала роскошные туалеты, не затрачивая на это больших средств.
После гимназии, в начале 80-х годов XIX века, Надежда перебралась в Москву, где прошла школу кройки и шитья у Ольги Суворовой. Первым местом работы юной портнихи стал Дом Моды мадам Войткевич (Санкт-Петербург). Талант и прекрасный вкус будущего модельера пришелся по душе взыскательным клиенткам предприятия.
Довольно быстро она смогла накопить приличную сумму денег, коей хватило для начала собственного дела. В 1885 году Надежда Петровна вернулась в Москву и открыла ателье на улице Дмитровка. Клиенты очень скоро признали ее профессионализм, талант, интуицию, чувство стиля и способность сочетать в своем творчестве строгие классические каноны и смелое следование законам современной моды.
Круг клиентов Ламановой был весьма широк: ее платья носили и аристократки, и представительницы прогрессивной интеллигенции, и театральная элита. Услугами Надежды Петровны пользовалась императрица Александра Федоровна, а в 1904 году модельер получила почетное звание Поставщик Двора Ея Императорского Величества.
Наряды, которые Н.П.Ламанова создавала для самой своей высокопоставленной клиентки, представляют собой истинные произведения искусства. Драгоценные материалы (шелк, бархат, муар, тюль и т.д.) щедро декорированы тончайшим кружевом, камнями и вышивкой ручной работы.
На каждое изделие уходило баснословное количество тканей, которые Надежда Петровна лично приобретала в Париже. Во время создания каждого элемента платья она брала в руки ножницы и смело отрезала все лишнее. Высокая мода не допускает ограничений во времени, материалах, декоре и фурнитуре! Все должно быть роскошно. Дорого. Богато. Уникально.
Ламанова никогда не делала эскизов, поскольку не умела рисовать. Вместо «рисунков» она создавала будущее платье прямо на теле клиентки. Подобные примерки превращались в многочасовую пытку, поскольку Надежда Петровна набрасывала ткань прямо на заказчицу и очень долго смотрела, где лучше отрезать, где – заколоть, на каком участке будет вышивка, оборка или драпировка. Затем она закрепляла нужные участки булавками и говорила, что снимать «черновик» будущего наряда необходимо предельно аккуратно, так как ни в коем случае нельзя сместить эти «метки».
Каждое посещение ателье Н.П.Ламановой превращалось для клиенток в многочасовое стояние в качестве манекена. Модельер применяла так называемый муляжный метод. Тем не менее, для любой из них восхитительный наряд от знаменитого Модного Дома был настолько желанным, что они готовы были так «позировать» ровно столько, сколько понадобится.
В Доме Моды Надежды Ламановой работало около 300 сотрудниц, каждая из которых отвечала лишь за свой, отдельно взятый «фрагмент» изготавливаемого изделия. Так, некоторые мастерицы занимались исключительно юбками, другие – только рукавами, третьи – корсажами и т.д.
Известные события 1917 года поделили жизнь Надежды Петровны, которой тогда было уже 56 лет, на «до и «после». Модельер, «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», во времена Российской Империи она никогда не имела проблем с финансированием и могла приобретать необходимое количество драгоценных материалов. Порой она покупала огромные партии, исчисляемые сотнями метров тончайшего, хрупкого полотна. Последствия Первой Мировой войны и Революции привели к тотальному дефициту в стране. Это отразилось, в том числе, и на швейном деле. Подходящих тканей не было, и шить приходилось из подручных средств. Но дворянское воспитание не позволило Ламановой упасть духом, она смогла приспособиться к тяжелым условиям и даже произвести фурор на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925). Потрясающие, изысканно-элегантные наряды, сшитые из совсем простых, скромных тканей и украшенные ручной вышивкой принесли своей создательнице Гран-При.
Еще в 1901 году Надежда Петровна освоила новый вид модного дела – стала создавать костюмы для театра. В течение сорока последующих лет, вплоть до самой смерти, она сотрудничала с Московским Художественным театром (МХТ). Во времена Советского Союза этот вид деятельности стал настоящей отдушиной для творческого человека, привыкшего работать с огромными кусками ткани, в лучших традициях haute couture. Дело в том, что промышленное производство одежды тогда начало осуществляться по ГОСТу. Это касалось, в том числе, количества используемых тканей. Соответственно, например, многослойные, пышные юбки шить было нельзя. Наглядно этот факт можно проследить по фильмам того периода, где платья модного тогда силуэта new look имеют однослойную юбку с подкладкой. Изделия для театральных постановок никакими стандартами не облагались – вот где можно было проявить фантазию!
В костюмах от Ламановой на сцену Художественного театра выходили герои спектаклей «Женитьба Фигаро», «Мертвые души», «Анна Каренина» и др. Сотрудничество Надежды Петровны со Студией Евгения Вахтангова привело к созданию нарядов для постановок «Принцессы Турандот», «Гамлета», «Коварства и любви», «Егора Булычева» и др.
Помимо сотрудничества с МХТ, Надежда Ламанова также шила костюмы для нескольких знаменитых фильмов. Среди ее работ – «Цирк» (режиссер Григорий Александров, 1936), «Александр Невский» (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938), «Аэлита» (режиссер Яков Протазанов, 1924) и др.
Как во времена Российской Империи, так и в Советском Союзе Надежда Петровна много занималась благотворительностью. В годы Первой Миртовой войны она отдала часть помещений своего Модного Дома под госпиталь.
Н.П.Ламанова прожила долгую жизнь, насыщенную событиями самого разного рода, от творческих до политических. Она пережила смену политического режима, войну и революцию, смогла не в самом юном возрасте (56 лет) перестроить свое дело и не только продолжить его, но и развиваться в разных направлениях. Умерла Надежда Петровна в 1941 году в возрасте 80 лет. Смерть ее окутана тайной. Известно, что она должна была уехать вместе с труппой Художественного театра в эвакуацию, но опоздала, и коллектив покинул столицу без нее. И это, согласно одной из версий, последний фрагмент жизни легендарной мастерицы.
Источник: http://modeart.ru/sobyt/estet/1097-puteshestvie-vpered-v-proshloe-v-pervyy-den-xii-sezona-estet-fashion-week.html