Найти тему
Мир глазами историка

С сохой-то вы поспешили: индустриализация без кровавых потрясений

В одном из цехов Путиловского завода. Фото с сайта "Википедия"
В одном из цехов Путиловского завода. Фото с сайта "Википедия"

Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой.
(фраза, которую Черчилль У. не говорил)

Самая знаменитая фраза, которую в массы пустил якобы искренний антикоммунист Уинстон Черчилль, на самом деле никогда им публично не произносилась. Но с лёгкой руки несколько менее известной героини перестроечных дискуссий преподавателя знаменитой питерской Техноложки Нины Андреевой фраза стала популярной. Та в своём знаменитом письме в редакцию газеты "Советская Россия", которое было опубликовано под заголовком "Не могу поступиться принципами", вольно процитировала фразу от имени Черчилля о роли Сталина И. В. в развитии страны.

Он принял Россию с сохой, а оставил оснащённой атомным оружием.

Существует довольно устойчивое мнение о том, что если бы в 1917 году Российская империя не претерпела бы геополитическую катастрофу, Россия в любом её виде погрязла бы в безнадёжной научно-технологической отсталости, выбраться из которой было бы почти невозможно. Зато из-за этой отсталости России, в любом случае, грозила бы утрата суверенитета, вначале экономического, а потом и политического. А вот благодаря разрушительному созиданию революции и гению вождя коммунистов последовательного ленинца Сталина И. В. в России совершилось экономическое чудо индустриализации. Дальше попробуем разобраться, насколько этот тезис соответствует истине.

Строительство гиганта Первой пятилетки Днепровской ГЭС. Фото с юбилейного сайта к 100-летию газеты "Известия"
Строительство гиганта Первой пятилетки Днепровской ГЭС. Фото с юбилейного сайта к 100-летию газеты "Известия"

Масштабная индустриализация в СССР началась в 1928 году реализацией первого пятилетнего плана развития экономики. То есть через 11 лет после октябрьского вооружённого переворота, последовавшей за ним гражданской войны и масштабной деиндустриализации. Как ни странно, практически до самого конца проекта Советский Союз успехи и достижения материального производства сопоставляли с 1913 годом, последним мирным годом перед Первой мировой войной и последовавшими революционными событиями. Бесспорно, масштабы сталинской индустриализации были огромны, бесспорно и то, что в тех условиях провести индустриализацию высокими темпами и объёмами без огромных потерь было вряд ли возможно. Условия могли быть хуже и жертвы больше, если бы не умелое использование сложившейся с началом Великой депрессии ("В чём секрет спасшего Америку курса президента Рузвельта") мировой конъюнктуры. Вопрос, однако, не в этом, а в том, что, во-первых, Россия накануне революции вовсе не была безнадёжно отсталой страной, во-вторых, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война нанесли по индустриальному развитию страны огромной силы удар.

Копия таблицы из книги Вайнштейн А. Л. Народное богатство и народно-хозяйственное накопление предреволюционной России. М. Госстатиздат, 1960
Копия таблицы из книги Вайнштейн А. Л. Народное богатство и народно-хозяйственное накопление предреволюционной России. М. Госстатиздат, 1960

Тезис о сохе, мягко говоря, не корректен. Проводившиеся в СССР историко-статистические исследования как, например, монография Вайнштейна А. Л. "Народное богатство и народно-хозяйственное накопление предреволюционной России", показывали, что темпы роста экономики в период промышленного подъёма 1911 - 1913 годов были не ниже темпов роста советской экономики в период подъёма второй половины 1960-х - начала 1970-х в связи с проведением так называемой косыгинской реформы. Хотя и существенно отставали от темпов роста в первые пятилетки. Гражданская война и иностранная интервенция привели к почти полной деиндустриализации — из строя выбыло до 80% прозводственных мощностей. Это одна из причин отставания СССР от развитых стран, это та самая "соха", с которой "принял" Россию Сталин И. В. Но, справедливости ради, надо признать, что Иосиф Виссарионович и сам руку приложил к доведению России до "сохи", являясь одной из значимых фигур в русской революции. Так что пришлось исправлять то, что сам натворил.

Трамвай производства Путиловского завода на улице Большая Покровская в Нижнем Новгороде. Фото с сайта "Википедия"
Трамвай производства Путиловского завода на улице Большая Покровская в Нижнем Новгороде. Фото с сайта "Википедия"

И в упомянутой выше книге Вайнштейна, и в других исследованиях один из ключевых моментов — это иллюстрация отставания дореволюционной России от Северо-Американских Штатов. Правда, и в момент написания и издания книги лейтмотивом оставался лозунг "Догнать и перегнать Америку!". В плане же технологического перевооружения промышленности, на протяжении нескольких десятилетий до революции в России происходили довольно интересные события. То, что Россия находилась среди лидирующих стран мира по современному судостроению, даже у самых последовательных адептов ненависти к несоветской Родине вряд ли вызовет возражения. Показательной скорее будет история с распространением электрического трамвая в Российской империи. Кстати, среди основных разработчиков идеи городской электрической железной дороги был русский инженер Пироцкий Ф. А. В 1880-е в Германии пускают первый экспериментальный электрический трамвай. В 1886 году в США в г. Ричмонде штат Вирджиния пущено трамвайное движение по системе Спрэга, что считается началом классического электрического трамвая.

Скриншот страницы статьи Шпакова И. В. "Становление и развитие электрических городских железных дорог (трамвая) в городах Российской империи в конце XIX в." в издании Известия Алтайского государственного университета. 2010.
Скриншот страницы статьи Шпакова И. В. "Становление и развитие электрических городских железных дорог (трамвая) в городах Российской империи в конце XIX в." в издании Известия Алтайского государственного университета. 2010.

В июне 1892 года была пущена в эксплуатацию первая российская линия электрического трамвая в г. Киеве. Моторные вагоны для неё были изготовлены на Коломенском заводе. В 1896 году масштабное введение трамвайного электротранспорта началось в г. Нижнем Новгороде. Что интересно отметить, столица царской России г. Санкт-Петербург стал только 27-м городом-обладателем линии трамвая. Понятно, что здесь сказались лоббистские усилия владельцев трамваев на конной тяге (конки), всё-таки столичному бизнесу всегда легче было попадать в кабинеты высоких лиц. Но это объяснение было бы совершенно недостаточным, учитывая, что до 1917 года в России всё-таки было правовое государство. Просто, в отличие от СССР, не было такой практики, что всё хорошее должно быть в первую очередь, а иногда и исключительно в столице. В Советском Союзе вполне ожидаемо объявить Москву образцовым коммунистическим городом при невозможности построить коммунизм по всей стране. В Российской империи каждый крупный город был по-своему лидером в стране.

Аппарат Голубицкого П. М. (слева) и аппарат Гвоздева Е. И. Коллаж автора из фото на сайте журнала "Наука. Общество. Оборона"
Аппарат Голубицкого П. М. (слева) и аппарат Гвоздева Е. И. Коллаж автора из фото на сайте журнала "Наука. Общество. Оборона"

Другой замечательный пример — телефонизация в дореволюционной России. Общеизвестным фактом благодаря школьным учебникам не только по истории, но и по физике признаётся, что официальным изобретателем телефонного аппарата является американский инженер Белл А. Г. Но мимо всеобщего внимания ускользает тот факт, что помимо принципиальной модели устройства приёма и передачи человеческой речи на расстоянии, чьё авторство, кстати, небезуспешно оспаривалось, в разработке телефонной связи приняло участие множество учёных и инженеров, в том числе и из России: Морозов Ю. И., Махальский М., Охорович Ю., Вреден Р. Р., Голубицкий П. М., Игнатьев Г. Г., Гвоздев Е. И. и многие другие. Не только в Российской империи массово использовали отечественные телефонные аппараты, но и обеспечивали ими международные сети. В 1883 г. аппараты Голубицкого П. М. успешно прошли испытание во Франции на линии "Париж — Нанси". Комиссия французского морского министерства признала эти телефонные аппараты непревзойденными. Телефон Голубицкого П. М. работал на расстояние до 350 км, а телефон Белла — всего лишь около 10 км! Да и темпы телефонизации были относительно высоки. Только в 1876 году в г. Бостоне штат Массачусетс инженер Александр Грэхем Белл продемонстрировал работу своего телефона, а уже в 1879 году был совершён первый телефонный звонок из Санкт-Петербурга на железнодорожную станцию Малая Вишера. В июле 1882 года первые телефонные 'станции начали работать в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве и Риге. На 1 января 1916 г. в России уже насчитывалось 66 155 абонентов правительственной телефонной сети. Но, кроме того, проводилась телефонизация и частных лиц, и частных компаний.

Модель первого в мире четырёхмоторного самолёта "Русский витязь", выпускавшегося с 1913 года авиационным отделением (главный инженер Сикорский И. И.) завода "Руссо-Балт". Фото с сайта "ИСТОРИЯ.РФ"
Модель первого в мире четырёхмоторного самолёта "Русский витязь", выпускавшегося с 1913 года авиационным отделением (главный инженер Сикорский И. И.) завода "Руссо-Балт". Фото с сайта "ИСТОРИЯ.РФ"

О том, чего страна лишилась для продолжения индустриализации, лучше всего говорит пример изобретателя вертолёта Игоря Ивановича Сикорского. Свою первую действующую модель вертолёта Игорь Сикорский создал в 1908 году, когда ему было 19 лет. Поскольку система управления была ненадёжной, а грузоподъёмность крайне низкой, авиаконструктор переключился на самолёты. После принятия в 1912 на вооружение в русскую армию модели его аэроплана С-6, Сикорский И. И. был принят на должность главного инженера авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода ("Руссо-Балт"). Здесь с 1913 года начался выпуск первого в мире четырёхмоторного самолёта "Русский витязь". А во время Первой мировой войны был запущен в производство авиагигант "Илья Муромец", выпускавшийся до 1917 года. Кстати, в 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе был создан впервые в России автомобильный отдел. К сожалению, он не стал первым серьёзным предприятием отечественного автопрома. Сборка автомобилей велась довольно медленно, производство напоминало мастерскую, как и на автомобильных заводах других стран. Генри Форд начнёт эксперименты по созданию конвейерной линии только в 1913 году. Несмотря на недолгую жизнь автомобильной марки "Руссо-Балт", в предвоенные годы её автомобили в мире приобрели известность благодаря победам на различных конкурсных мероприятиях 1911 - 1913 годов.

Знаменитый автогонщик Нагель А. П. за рулём автомобиля "Руссо-Балт". Фото с сайта "Википедия"
Знаменитый автогонщик Нагель А. П. за рулём автомобиля "Руссо-Балт". Фото с сайта "Википедия"

Революции Игорь Сикорский не принял, даже февральской. В 1918 году он из Мурманска отплыл во Францию. После окончания Первой мировой войны он перебрался в США, где был вынужден работать учителем в вечерней школе. В 1923 году собрал команду авиаконструкторов и других специалистов в области авиации из русских эмигрантов. Они составили основу компании Sikorsky Aero Engineering (ныне Sikorsky Aircraft).

Игорь Сикорский в США. Фото с сайта ИСТОРИЯ. РФ
Игорь Сикорский в США. Фото с сайта ИСТОРИЯ. РФ

Что интересно, всё вышеперечисленное делалось в условиях относительно свободной конкуренции и без масштабной мобилизации народных сил и средств, чтобы доводить до карточек и повсеместного массового голода (то, как питались строители предприятий-флагманов первых пятилеток, никак близким к полноценному назвать нельзя). Конечно, и дореволюционная индустриализация проходила вовсе не безоблачно. Одной из самых больших проблем было запоздалое патентование разработок и изобретений. Другой проблемой был бюрократизм, помноженный на засилье мигрантов из Европы или их потомков в госструктурах. Ну, и привлечение иностранных инвестиций не только обеспечивало средства, но и создавало ситуацию зависимости. Но это были проблемы, в принципе, решаемые. Выход из последствий катастрофы Гражданской войны обходился слишком дорогой ценой, без чего можно было обойтись, не будь общество заражено синдромом революции.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.