Найти тему
6000 миль до Голливуда

Говорят, киллер не настоящий! Остросюжетная комедия на основе реальных событий.

("Я не киллер", Hit Man, 2023, США)

Любопытная традиция была у техасца Ричарда Линклейтера. Нет, не ходить под новый год с друзьями в баню (или кто знает, может, они и ходят), а более изысканная. То бишь раз в 9 лет сводить на экране парочку Итана Хоука и француженку Жюли Дельпи. В мелодраме с названием, что начинается со слова "Before...". В истории про одних и тех же героев, только в очередной раз постаревших тоже на 9 лет.
Как говорится, а чем таким особенным вы тешите себя и окружающих раз в девятилетку?

"- А ну держи меня! - Как держать?! - Нежно!"© Сами знаете, откуда цитата.
"- А ну держи меня! - Как держать?! - Нежно!"© Сами знаете, откуда цитата.

Именно так выглядят самые известные, многажды премированные фильмы Ричарда: "Перед рассветом", "...закатом" и "...полуночью" (1995, 2004, 2013). Однако в 2022-м его "перед'овая" традиция дала сбой. И никакого "Перед полуднем/обедом/сиестой, или т. п." его поклонники не получили. А ведь и Хоук, и Дельпи ребята всё ещё мелодрамогеничные, чьи герои в финале их третьей истории по-прежнему цвели и благоухали.

Зато осенью 2023-го Ричард огорошил нас вот этой экстравагантной историей. С не менее вычурным названием - "Hit Man". Которое вроде бы понятно, и в то же время странный пробел в нём загнал наших прокатчиков в тупик. И они, растерявшись, просто тиснули на российский постер отмазку "Это был не я!"... В смысле - "Я не киллер".
Впрочем, со смыслом картины сей заголовок тоже не расходится. А вот к её сюжету есть некоторые вопросы. Потому что его персонажи плоховато вписываются в рамки и мелодрамных, и комедийных, и чёрно-юморных. Хотя фильм явно старается быть и тем, и другим, и третьим.

"- А как пишется: Облигация или Аблигация?.. - "О"… Что?! Какая облигация?!"© ...
"- А как пишется: Облигация или Аблигация?.. - "О"… Что?! Какая облигация?!"© ...

Перво-наперво вызывает сомнение подработка главного героя Гэри Джонсона (Глен Пауэлл). Который по сценарию-то хороший парень, но вот на деле - матёрый "разводила".
Фишка в том, что по утрам Гэри читает лекции в колледже, а в остальное время подставляет людей под тюремные сроки. Точнее, работает внештатным сотрудником полиции, выдающим себя... за наемного убийцу. И если "кто-то кое-где у нас порой" вдруг начинал искать киллера - причем не бандиты, а насмотревшиеся боевиков, обычные граждане, - команда Джонсона брала этого наивного типа в оборот. После чего Гэри под видом киллера шёл с ним на встречу с микрофоном в кармане. И если "клиент" озвучивал желание кого-то грохнуть, а потом передавал Гэри деньги, тотчас налетали копы и вязали глупца.

Согласен: с одной стороны, работа нужная. Дискредитировать этот черный "рынок смерти" надо постоянно. А иначе много кого потянет заняться на нём активной "куплей-продажей".
Но, с другой стороны, раз уж "дружинники" вроде Джонсона САМИ искушали безмозглых сограждан нарушить закон, может, тогда и до суда/тюрьмы дело доводить не стоило? Чем моральное внушение плохо? Устроила бы полиция "клиентам" жесткую выволочку, напугала бы их до
уср... умопомрачения, в крайнем случае им на суде условный бы срок впаяли. Но бросать в тюрягу того, кого вы же и развели, как лоха - а самим вам потом не тошно?
Да не, всё у них тип-топ. Ведь на что только не пойдет сознательный гражданин, дабы повысить копам статистику раскрываемости!

Тем не менее, даже убежденный подлянщик Гэри однажды поступился своими принципами. Тогда, когда к ним в западню угодила красотка Мэдди (Адриа Архона), решившая заколбасить чужими руками своего тирана-бойфренда. Тут-то у Джонсона при очной встрече с ней и проснулась, вы не поверите, совесть, хотя дурнушек он уже упёк за решетку немало.
Совесть у Гэри проснулась заодно и в штанах - он в Мэдди попросту влюбился. Поэтому отговорил её и от "заказа", и вообще от желания убивать. Чем сорвал копам операцию и не украсил тюрьму новой смазливой зечкой, зато утешился тем, что совершил благородный поступок (жаль, не написал об этом в тюрьму своим предыдущим жертвам).

"- Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок."© ...
"- Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок."© ...

И Мэдди тоже успела втюриться в сердобольного "душегуба". Так что волею судьбы эти двое скоро опять сойдутся и закрутят роман уже по-взрослому.
Одна загвоздка: крутить роман в своем паспортном обличье зануды-педагога Гэри побоялся, ведь Мэдди влюбилась именно в него-киллера. А значит под личиной киллера он и продолжил с нею встречаться.
А потом их безоблачная лирика начнёт, как водится, осложняться разными нежданчиками и заморочками. На почве хронического вранья Гэри и столь же коварной натуры Мэдди. После чего сюжет переобуется из мелодрамы в триллер...

... И опять ввергнет вас в пучину сомнений.
Если без спойлеров: развязка фильма откроет глаза даже тем из вас, кто доселе зажмуривал их на спорные детали в характерах/поступках Гэри и Мэдди. Я плохо знаком с творчеством Линклейтера и не в курсе, работал ли он раньше в жанре чёрной комедии. Однако, судя по концовке "
Я не киллер", Ричард понятия не имеет о тонкостях и этических рамках такого юмора. Отчего в развязке, пытаясь нас рассмешить, он порет и вовсе несусветную дичь. Делая своих героев уже кончеными подонками без стыда и совести. Хотя мог бы шутя этого избежать, просто скорректировав их поведение в более человечную, а не ублюдочную сторону.

И запоздалое оправдание Линклейтера в титрах, что всё насилие в фильме - чистая фантазия, - и что оно не имеет отношения к биографии реального Гэри Джонсона, порождает финальный вопрос: А НАФИГА?
Ну вот нафига было сначала всё это "насилие" выдумывать, снимать, а потом снова отбеливать героев перед зрителями? Неужто при всем богатстве приёмов художественного кино нельзя было показать жизнь Гэри так, чтобы картина и остросюжетность не потеряла, и чтобы он под конец не мутировал в подонка? За которого Линклейтеру аж извиняться пришлось?
Странно всё это. Особенно для режиссера, знающего толк в романтических историях.

"- Шарапов, ты что, белены объелся?"© ...
"- Шарапов, ты что, белены объелся?"© ...

***

В общем, спору нет, "Я не киллер" - красиво снятое и сыгранное кино. Эмоционально лёгкое, динамичное и временами действительно забавное.
Вот только нехороший осадочек после него всё равно остается. По всем описанным выше причинам, - неожиданным эскападам для, казалось бы, опытного Ричарда Линклейтера.

Иными словами, если вы фанат его творчества, то в любом случае не пропустите его новую картину, какой бы они ни была.
Но если вы с ним не знакомы, и просто настроились на мелодраму или черно-юморную комедию, тут вам надо иметь в виду: местные персонажи нетипичны ни для той, ни для другой. А их сбитые моральные ориентиры у кое-кого из вас рискуют вызвать моральный дискомфорт а-ля "испанский стыд".
Впрочем, если Линклейтером так было задумано изначально - всё, понял, отстал, больше вопросов не имею.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):