Найти тему

Кем, как и зачем лепятся в стране митрофанушки 3.«Ломать – не строить»

«Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим...»
Из письма ученицы 10 кл.

В то время, когда западные наши «друзья» и «учителя» усердно трудились на ниве российского образования, создавая для наших педагогов и их учеников всевозможные программы, методики, учебники и пособия, позволяющие приобщить российский народ к западноевропейским и американским ценностям, чтобы по-настоящему сделать Россию «цивилизованно демократической», у нас, оказывается, работала целая плеяда собственных ученых-педагогов и педагогов-практиков, способных без всякой внешней помощи внести значительный вклад в развитие современного образования. Более того, отвечая требованиям времени, качественно преобразовать всю систему обучения и воспитания в школах будущего.
Идеи качественного изменения преподавания в школах Советского Союза возникли еще к началу 70-х годов 20 века, чему способствовали повышенные требования к качеству образования в условиях экономического и социального развития страны. Стране нужны были высококлассные специалисты во всех областях народного хозяйства в связи с освоением территорий Сибири и Дальнего Востока, с развитием изучения космического пространства, укреплением обороноспособности страны.
В Москве, Ленинграде и крупных городах Советского Союза открываются экспериментальные центры и лаборатории по развитию образования, в работу которых были вовлечены высококлассные педагоги, психологи, деятели отечественной художественной культуры, которые в своих идеях и разработках опирались на учения К.Ушинского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, Л.Выготского.
К началу 80-х в СССР свои идеи и методики начали успешно внедрять в практику выдающиеся педагоги-новаторы: Амонашвили Шалва Александрович, Занков Леонид Владимирович, Лысенкова Софья Николаевна, Петерсон Людмила Георгиевна, Соловейчик Симон Львович, Шаталов Виктор Федорович, Ямбург Евгений Александрович и др.
Педагоги-новаторы разрабатывали современные программы обучения, создавали пособия, учебную литературу с учетом потребностей социума и актуальных тенденций социально-экономического развития, воплощали  цели и задачи обучения посредством творческого подхода, развивали у детей креативное мышление, способность к самостоятельной и лабильной деятельности. Базой методик и идей, предложенных учителями-новаторами, является идея того, что труд может и должен доставлять радость. А в основу новой современной педагогики лег принцип сотрудничества. Наставник должен создать для ребенка особую среду, где тот будет чувствовать уважение к себе и полное принятие педагогом его особенностей.
Так, например, народный учитель СССР В. Ф. Шаталов, автор оригинальной технологии интенсивного обучения, применил авторские методические материалы преимущественно в вербально-графической форме. То есть они имели формат рисунков, схем, благодаря которым удавалось объединить наглядную и смысловую информацию, облегчив как изложение, так и восприятие информации.
М.П.Щетинин предложил свою методику обучения и воспитания, в основе которой были заложены три принципа:
духовно нравственное развитие;
устремлённость к познанию;
любовь к труду.
Л.В.Занков предложил методику, в которой важное место в процессе обучения занимают дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск, в основе которого лежат наблюдение, сравнение, группировка, классификационная работа.
Ш.А. Амонашвили в своей работе «Школа жизни» предлагал отказаться от насаждения ограниченного объема знаний, предлагая ученику совместный поиск решения вместе с учителем.В его системе нет шаблонов, что позволяет педагогу не прекращать творческий поиск.
Не нужны были нам тогда, в конце 20 века, и сейчас западноевропейские и американские учения и образцы в области образования и культуры в целом. Система советского образования и воспитания, опиравшаяся на опыт выдающихся русских и советских педагогов-просветителей, была на порядок выше и эффективней западной, поскольку позволяла растить граждан, отличающихся стремлением к высоким морально-нравственным идеалам, которые имели место даже в маргинальной среде. (Нарушая и даже переступая советские законы, большая часть советских преступников все-таки имела представление о некоторых моральных принципах и правилах и хотя бы внешне старалась их соблюдать).
Советские учителя-новаторы и ученые в своих разработках и идеях не предлагали разрушать сложившуюся систему народного образования, а только лишь создавали наиболее эффективные методы и способы преподавания и воспитания в учебных заведениях, а также наполняли содержание учебных программ новым содержанием, наполненным материалом, соответствующим реалиям нового времени.
Если бы отечественные реформаторы, сидящие в высоких креслах, не следовали указаниям Запада, а обратились бы к достижениям российской педагогической школы, то, без всякого сомнения, такого безобразия, какое сейчас творится в российской образовательной системе, мы не наблюдали бы.
Движение педагогов-новаторов, охватившее страну в 80-90-е годы, всколыхнуло всю педагогическую общественность СССР, а затем и России. Преподаватели всей страны в основной своей массе устремились к поиску лучших методов, способов и средств ведения уроков и внеурочных мероприятий.
В то время я была включена в число преподавателей-экспериментаторов по внедрению в школы нового учебного предмета «Мировая художественная культура» (МХК), созданного ученым-педагогом Предтеченской Лией Михайловной. Мы изучали новый предмет на базе региональных институтов усовершенствования учителей и ЦИУУ (Центрального института усовершенствования учителей) в Москве. Деятельность этих учреждений по внедрению МХК (а также предметов «Музыка» и «ИЗО») курировалась АПН СССР. Наряду с изучением содержания и методики преподавания МХК, мы, слушатели курсов, детально изучали и внедряемые в школы страны предметы «Музыка» Д.Б. Кабалевского и «ИЗО» Б.М.Неменского. Мы учились и одновременно работали в школах, а по окончании учебы уже сами учили будущих преподавателей МХК, музыки и ИЗО.
Преподавание в школах этих новых предметов давали ошеломительные результаты, что привлекло огромное число последователей со стороны учителей страны. От желающих пройти курсы подготовки учителей МХК не было отбоя. Чтобы работа по внедрению МХК, музыки и ИЗО в школах края стала эффективней, я перешла работать в Краснодарский институт усовершенствования учителей, который имел собственную базовую экспериментальную школу. И сразу же принялась работать над программой будущего нового предмета, который содержал бы в себе несколько учебных дисциплин гуманитарно-эстетического цикла. Этот предмет, который я назвала «Мировая культура», в первую очередь, призван был значительно разгрузить учебную нагрузку учащихся, так как программное содержание этого предмета полностью исключало в будущем включение в учебный план новых школьных предметов, какими впоследствии оказались: «Обществознание», «Краеведение», «Основы религии», «ОБЖ» и другие. Предмет «Мировая культура» значительно разгрузил бы учебный план и не позволил бы сокращать сетку часов за счет базовых предметов: языки и литература, математика, история, география и дисциплины естественно-научного цикла. Все это возможно было за счет того, что планировался этот предмет как интегральный, то есть, вмещающий в себя сведения обо всех сферах культуры.
Поскольку данный предмет должен был дополняться еще уже внедряемыми в школы страны предметами «Музыка» и «ИЗО», то в 1988 году я привлекла к своей работе преподавателя музыки Григор Т.А.
И вот в 1990 году нами, преподавателями базово-экспериментальной школы №88 Краснодарского института усовершенствования учителей, в экспертную комиссию Краснодарской государственной академии культуры поступил пакет материалов проекта школьного учебного предмета «Мировая культура» для проведения изучения материалов проекта и вынесения экспертного решения в целях последующих действий по внедрению данного предмета в школах края, а в дальнейшем и в школах страны.
В состав комиссии вошли преподаватели культурологического профиля: кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и художественного образования КГАК Ведерников В.П., кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой теории и истории музыки КГАК Туравец В.К. и кандидат педагогических наук, доцент, член Союза композиторов РФ Целковников Б.М.
В материалах представлены были:
1.Программа всего интегрального курса;
2.Программы отдельных дисциплин, вошедших в блок всего курса -
3.«Музыка 1 – 7 классы» – автор Д.Б.Кабалевский;
4.«Изобразительное искусство 1– 8 классы» – автор Б.М.Неменский;
5.«Валеология 1-4 кл.» – автор Ю.Шулепова и Т.Григор;
6.«Введение в историю культуры 5-6 классы» – авторы Ю.Шулепова и Т.Григор;
7.«История мировой культуры 7-10 классы» – автор Ю.Шулепова;
8. Спецкурс по изучению отечественной культуры – автор Ю.Шулепова.
9.Схемы, таблицы и иллюстративный материал к предметам «Введение в историю культуры» и «История мировой культуры»;
10.Планы и конспекты уроков, проведенных в экспериментальных классах;
11.Отзывы и оценки учащихся, студентов, преподавателей (в том числе, слушателей курсов повышения квалификации при КИУУ), методистов и представителей администраций школ.
Члены экспертной комиссии сами присутствовали на некоторых уроках, внеклассных занятиях и мероприятиях, проводимых в рамках предложенного предмета.
В результате тщательного изучения всех документов и проведения встреч и бесед с учащимися экспериментальных классов и родителями члены экспертной комиссии вынесли следующее решение (документ привожу частично):
«... Ознакомившись с данной работой, рецензенты из числа преподавателей Краснодарской государственной академии культуры сочли необходимым констатировать следующее:
В представленных нам материалах авторы широко и развернуто изложили свою концепцию и конкретное практическое решение проблемы культурологического и эстетического образования в общеобразовательной школе. В условиях современных преобразовательных процессов в нашей стране данная проблема выдвинулась в ряд первостепенных и неотложных. В связи с этим важно отметить и сам факт обращения авторов к проблеме, и весьма заслуживающий внимания путь, предложенный авторами к её решению, который представляется нам как достаточно простой и, вместе с тем, широкомасштабный, с одной стороны, с другой – осуществимый и практически приемлемый.
Главным достоинством данной работы, на наш взгляд, является наличие в программе четко выстроенной целенаправленной системы преподавания в школе культурологии и искусства. В основу данной системы заложен принцип интеграции, причем, интеграции в абсолютно новом в современной школе качестве. Суть этой интеграции заключается в создании блока школьных дисциплин эстетического цикла, не дублирующих, не заменяющих и не взаимоисключающих, а дополняющих и поддерживающих друг друга и концентрирующихся вокруг одной – культурологической.
Созданная на основе такой интеграции система позволяет успешно решать поставленную перед школой главную задачу – воспитать всесторонне развитую личность.
Логика системы, предложенной Шулеповой Ю.И. и Григор Т.А., проста и оригинальна, поскольку включает в себя традиционные школьные предметы «музыку» и «ИЗО» в 1-8 классах и новые культурологические предметы в 5-10 классах и устанавливают между ними теснейшие структурные, методологические и педагогические связи, что позволяет, с одной стороны, каждому предмету самостоятельно решать собственные педагогические и эстетические задачи, с другой – взаимодополнять выданные каждым из этих предметов знания, умения и навыки, создавая вместе целостную картину.
Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических, социальных, политических и других основ развития, вне взаимоотношений с различными явлениями общественной жизни. Эти соображения справедливо обусловили не только структуру, но и содержание всей программы, включающей самый широкий охват культурологических знаний.
Подкупает в предложенной программе внимание и доверие к учителю-практику, которому предстоит реализовать задуманное авторами и которому в программе представляется полная свобода для творческих поисков. Тематическая структура системы доминант программы позволяет учителю наполнять урок любым имеющимся у него материалом, сохраняя в целостности логику тематизма.
Можно было бы обратить особое внимание и на ряд других несомненных достоинств программы, каждое из которых могло бы стать предметом отдельного обсуждения и спора. Однако мы считаем необходимым в первую очередь дать ряд небольших замечаний и предложений, которые могли бы быть приняты авторами во внимание.
Во-первых, нам кажется, что включив в систему своего интегрального блока школьные дисциплины «музыка» и «ИЗО», авторы несправедливо обошли вниманием предмет «литература», изучающий значительную часть художественной культуры.
Во-вторых, на наш взгляд, библиотечно-библиографические знания представлены в программе несправедливо мало (всего 5 часов в 6-м классе), в то время как работе с книгами следует уделить особо пристальное внимание. Опыт подобной работы уже есть.
Нам кажется, что есть смысл авторам подумать над тем, как можно было бы в старших классах параллельно с курсом истории мировой культуры заложить в программу курс практического занятия искусством. В младших классах и в среднем звене эту задачу выполняют предметы «музыка» и ИЗО»
Следует особо отметить, что, предложив свою оригинальную систему, авторы сумели бережно сохранить концептуальные идеи своих гениальных предшественников, работающих над проблемами эстетического образования – Д.Б.Кабалевского, Б.М. Неменского, Л.М.Предтеченской, создавших в свое время замечательные школьные программы. И поэтому было бы несправедливым предполагать, что авторы в данном случае дерзнули посягнуть на авторитеты. Здесь следует утверждать, что Шулепова и Григор, опираясь на имеющийся опыт, создали и применили на практике собственное решение проблемы культурологического и эстетического образования.
В представленной работе особое внимание заслуживает обоснованное обращение авторов к проблеме взаимосвязи культуры с природой и включение в систему культурологического образования учебного предмета о природе человека, его жизнедеятельности и здоровом образе жизни. Особенно важно, что этот предмет не только предваряет систематический курс собственно культурологического предмета, но введен именно в тот самый период обучения школьников, когда дети 7-10 лет переживают наибольшую потребность в осознании собственных физических ощущений, своего здоровья и своих эмоциональных восприятий.
Без всякого преувеличения следует заявить, что при имеющихся некоторых недоработках данная работа заслуживает одобрения и самого пристального внимания со стороны народного образования. Программу следует готовить для внедрения в школы».
Подписи: Ведерников В.П.
Туравец Н.Р.
Целковников Б.М.

Факсимиле 1-й страницы рецензии на "Программу..."
Факсимиле 1-й страницы рецензии на "Программу..."

Надо сказать, что предлагаемый новый учебный курс «Мировая культура» разрабатывался и экспериментально проверялся нами, авторами, на практике задолго до предъявления материалов в экспертную комиссию. В 1986 году в одной из школ Краснодарского края я взялась вести факультативный курс МХК (»Мировая художественная культура»), созданный автором Л.М.Предтеченской. Этот предмет только начинался внедряться в школы края и страны. Предназначенный для учащихся 8, 9 и 10 классов общеобразовательных школ он быстро завоевал большой интерес со стороны учителей, ведущих факультатив, и среди учащихся, посещающих факультатив. Работая со старшеклассниками, я пришла к убеждению, что художественная культура, как, собственно, и вся культура, должна стать предметом изучения уже в младших классах, чтобы к окончанию школы молодые люди имели полное представление не только о развитии художественной культуры, но и всей мировой культуры в полном объеме. Тогда же я принялась не только набирать материал к будущей программе, но и частично проводить внеклассные мероприятия по МХК как в старших классах, так и в 5-7-х.
К 1988 году уже была сформирована общая концепция и структура будущего интегрального курса. В то же время по приглашению методиста Краснодарского института усовершенствования учителей я перешла туда работать, причем, сразу же в базово-экспериментальную школу при институте. Позже эта школа была преобразована в гимназию. Это давало мне возможность совмещать теорию с практикой непосредственно в классах школы.
Хочется выразить огромную благодарность руководителям школ: директору Красносельской СШ №14 Тимашевского района Сулим А.И. , директору гимназии №88 г. Краснодара Шаталовой Л.П., директору СШ № 3 г. Краснодара Чабаненко В.Г., которые нашли возможность поставить в расписание уроки по мировой культуре. Авторы «Программы...» благодаря внедрению в этих школах предметов интегрального курса имели возможность не только практически осуществлять свои идеи и разработки, но и представлять их на суд педагогической общественности. Только за три года с 1991 по 1994 гг. было проведено свыше 140 открытых уроков в гимназии №88 для слушателей курсов повышения квалификации учителей в КИУУ.
О том, что интегральный курс «Мировая культура» не только получил неподдельный интерес и широкое признание со стороны педагогов края, но и уверенно заявил о своем праве на жизнь в стенах российских школ свидетельствуют многочисленные отзывы в «Журнале отзывов и предложений», которые оставили педагоги, посетившие открытые уроки. Привожу в качестве доказательства лишь некоторые отзывы:
«Я восхищена всем, что происходит на уроках «Введения в историю культуры» преподавателей Шулеповой Ю.И. и Григор Т.А. Мечтаю как можно скорей приобрести их программу и работать по ней. Как только программа по «Введению...» и музыке будет издана, прошу сообщить мне по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос Приморский, Христолюбовой Н.П.»
«Открытый урок позволил убедиться, что учитель ищущий, высококвалифицированный, поставивший главной своей целью формирование личности. Большой диапазон знаний позволяет учителю увлечь учащихся и музыкой, и литературой, и ИЗО. Экскурсии, встречи с родителями, лекции, встречи на классных часах позволяют эстетическое воспитание сделать системой. . Каменев В.В., методист».
«Геленджик, ул.Горького, д.65, Игнатиади М.К.. Все, что вы делаете – это здорово! Я с нетерпением жду выхода в свет вашу чудесную программу. Очень прошу, сообщите, когда это случится! Успехов вам и терпения!»
«Сочи, Ц68, а/я 182, ул Донская, 100/а, Ильичева Наталия Павловна. Очень прошу, не забудьте обо мне, когда издадите программы по музыке и МХК. Я восхищена Вами и Вашими трудами! Спасибо!

-3

Но для нас, создателей «Программы...» и учителей, ведущих свой предмет, гораздо важнее была оценка учащихся, которым мы предлагали свои уроки. Мы ведь общались с ними постоянно на самых обычных уроках, не только на открытых. Правда, свои открытые для всех желающих уроки мы специально не готовили, как это обычно в школах бывает. Ведь нам нужна была объективная оценка нашей деятельности, а не отчетные показатели. И все-таки дети – наиболее искренние и правдивые судьи.
«Мне очень нравится урок МХК... Я всегда жду этот урок с нетерпением... Антон Бакалов, 5-в».
«Лучший урок в моей жизни – это МХК! Мне он нравится. Тут очень легко, и всегда ждешь его с нетерпением. Юлия Ивановна не ставит двойки, даже если что-нибудь не знаешь. И очень радостно, когда получишь «5». Как будто получил награду... Пусть МХК будет и в старших классах вместо чего-нибудь другого. Почему-то иностранный 3 раза, а МХК – один. Он тоже важный. Мойченков Саша, 5 класс».
«Мне нравятся всякие задания по МХК. Особенно, если что-нибудь сочинишь. Или придумаешь какую-нибудь сценку. Мы показываем на уроках всякие пантомимы. Было очень смешно... Я люблю этот предмет и учителей, которые ведут этот предмет. Шаповал Ксения, 6 класс».
«Уроки МХК, по-моему, замечательные уроки. Сколько нового, захватывающе интересного узнаем мы! И мне бы хотелось, чтобы этот предмет был введен во всех школах... 8 класс, Логинова Светлана.»
«... Мне хочется и дома рассказывать, что я узнала на уроке. Я помню, что мы учили в начале года, хотя у нас нет учебников... Белецкая Ирина, 6-б класс».
«Я никогда не думал, что смогу когда-нибудь что-нибудь сочинить: песню или сказку, например. Теперь я убедился, что смогу. И это все из-за уроков мировой культуры. Мне нравится особенно, когда мы играем или отгадываем... Флоровский Юрий, 6-в».
«Музыка, ИЗО, литература, кино, театр, общение, природа и человек – все это «Мировая культура». Мне нравится этот предмет и кабинет, где есть все, что должно быть в современной школе: видео, аудио, музыка, слайды. Особенно поражают картины. Хорошо, что они выполнены самой учительницей. Сразу видно, как надо работать, сколько нужно труда и терпения. И, конечно, умения. Хочется делать так же. Предмет легкий и серьезный. Я бы хотел его изучать дальше. Павленко Михаил, 7-б класс».
«Когда-нибудь наступит время, и уроки по «Введению...», какие дает Юлия Ивановна, будут вести во всех школах. Тогда, наверное, не будет такого беспредела, какой творится сейчас. Я лично очень довольна, что мне посчастливилось учиться у такой учительницы... Гладченко Аня, 7 класс».

-4

Их десятки, этих отзывов, из которых можно было бы собрать целую книгу. А еще были записи, которые оставляли учащиеся и студенты средних специальных учебных заведений, представители молодежных организаций города, края и даже из других регионов страны, которые приезжали на семинары, организованные Краснодарским институтом усовершенствования учителей.
«Уезжаем с чувством сожаления, что семинар оказался таким коротким. Один день – это очень мало для таких мероприятий. Огромное спасибо преподавателю МХК Шулеповой Ю.И. Это мастер!.. Приходится только удивляться, как можно в полтора часа уложить такой огромный объем – 3 века музыкальной культуры! И все это легко, свободно, на одном дыхании... Преподаватели и учащиеся Северского КПУ».
«Мы – молодежь города Горького, утверждаем, что лекции такого познавательного характера просто необходимы потому, что мы, обожатели рок-музыки, почти ничего не знаем о ней, а подчас и не хотим знать больше того, что знаем. О рок-музыке нужно знать больше, разбираться в ней, а не только замыкаться на пресловутом хард-роке, и как его называют – «металле».... Учащиеся СПТУ №39 г. Горького. 1987 год».
«1987 г. Мы, учащиеся Армавирского юридического техникума, выражаем огромную благодарность всем тем, кто организовал нам эту удивительную встречу с искусством и с человеком, который несет искусство в массы. Мы ехали сюда с неохотой. Теперь с такой же неохотой уезжаем отсюда. Здесь все прекрасно: кабинет, атмосфера общения, богатейший художественный материал и чудесный преподаватель, превосходно знающий свой предмет и владеющий методикой ведения занятия. Спасибо всем за уроки прекрасного! Хотелось бы приехать сюда еще. Студенты АЮТ. Армавир.»
Многочисленные положительные отзывы, встречи, письма и просьбы о скорейшей публикации «Программы..» и материалов к ней для неотложного внедрения предмета «Мировая культура» в школах края, хотя бы в качестве факультативного урока, вселяли нам уверенность в том, что мы делаем нужное дело и идем в верном направлении в деле нравственно-эстетического образования и воспитания в стенах школы. Мы торопились как можно скорее закончить наш проект, чтобы поскорее оправдать ожидания по-настоящему работающих учителей. Когда получили на руки экспертный вердикт, естественно, отправили весь материал вместе с решением экспертов в краевой отдел народного образования. Вот тогда и начались наши хождения по мукам, то есть, по кабинетам. Но сначала один очень и высоко уважаемый чиновник предложил мне маленькую сделку, которая заключалась в том, чтобы мы сделали его нашим соавтором, приписав к нашим фамилиям его. Всего-навсего одна строка – и работа тут же будет отправлена в печать. Мы не пошли на это. Решили добиваться своего без его помощи. И продолжали вести уроки, накапливать материал, совершенствовать методику преподавания предмета. В 1996 году нам пришлось покинуть экспериментальную гимназию при институте и перейти в обычную городскую среднюю школу, так как чиновники обвинили нас в том, что предъявленная нами «Программа...» рассчитана не на уровень общеобразовательных школ, а на уровень элитных, какой посчитали экспериментальную гимназию при ИУУ. В новой средней школе № 3 г. Краснодара нам пришлось заново включаться в эксперимент с новыми (уже обычными) классами. Создавать новый кабинет, новое техническое оснащение, оборудование и наглядность. Но и здесь к концу первого же учебного года учащиеся экспериментальных классов показали блестящие результаты в знаниях, умениях и навыках, предусмотренных программой курса. Следующий год был еще более успешный. К нам на стажировку напросились студенты Краснодарской академии культуры и Краснодарского музыкально-педагогического училища, которые очень помогли нам в организации в школе внеклассных мероприятий в рамках МК.
Чиновники от образования продолжали все так же чинить всевозможные препятствия, которые не позволяли продвинуть наше детище за рамки приютившей нас школы. При этом усиленно давили на директора, предоставившего нам площадку для эксперимента. Ему пришлось урезать нам часы. Это очень сильно ударило по карману как раз в самые тяжелые годы развала страны (конец девяностых).
В самом начале 2000-го года чиновница Краснодарского методического центра напрямую заявила мне, что наша программа никогда не будет признана и внедрена в школах края. Таково указание сверху. Свою позицию выразила предельно четко:
«Ну что вы все куда-то суетесь? Неужели вы всерьёз полагаете, что вся эта ваша писанина кому-то нужна? На Западе этой вашей романтикой никто не занимается, а учат по-настоящему. И живут лучше нас».
В это же время по-настоящему стали шельмовать новаторские идеи М. Щетинина (его уникальная школа находилась в нашем крае), потом взялись за Никитиных, Занкова, Амонашвили, Шаталова. Дольше всех продержались каким-то чудом разработки Лысенковой Софьи Николаевны и Петерсон Людмилы Георгиевны. Сейчас, по слухам, и их программы и методики изымают из школ.
Я положила «Программу...» и все материалы в стол и уволилась из школы на пенсию по выслуге. Моя коллега, Григор Т.А., проработала в этой школе учителем музыки еще год и тоже уволилась.
Какое-то время по нашей программе работали на свой страх и риск ряд учителей в школах города, часто обращались к нам за помощью в проведении того или иного урока. Мы делились сохранившимися у нас иллюстративными материалами, записями музыки, таблицами и схемами. Но и верные нам энтузиасты тоже долго не удержались на нашей программе. Их принуждали работать по уже внедренной в школах страны программе МХК Л.М.Предтеченской. А потом от коллег я стала узнавать, что постепенно и эту, утвержденную Министерством РФ программу, стали вытеснять из школ под предлогом нехватки специалистов. Вместо поставленных в сетку часов МХК стали проводить дополнительные уроки математики, русского языка и других предметов, мотивируя тем, что эти предметы важнее какой-то Мировой художественной культуры. Вслед за этим предметом в немилость попали и традиционные предметы «Музыка» и «ИЗО». Опять же, нет специалистов.
В 1-4 классах музыку и ИЗО во многих школах теперь обязаны вести учителя начальных классов, которые абсолютно не готовы к преподаванию этих предметов. А потому часы, отведенные музыке и ИЗО, они приспособились замещать другими дисциплинами, чаще всего математикой и русским языком. В среднем звене эти предметы берутся вести географы, историки, математики и т.п. – все, кому не хватает для заработка ставки или полторы. В лучшем случае на так называемых уроках «музыки» учитель включает какую-нибудь популярную запись популярного артиста, и дети балдеют под музыку.
Что называется: «Картина маслом».