Помню, как Дима в возрасте 5-6 лет ругал, на чем свет стоит, своего детсадовского друга Пашу. Он говорил, что Паша ему вовсе не друг, он плохой, его обижает, и даже запрещал говорить об этом Паше.
Но Паша притягивал Диму, как магнитом, и в садике продолжались конфликты и драки, а Дима очень из-за этого переживал.
Дима с Пашей просто не умел договариваться. Но стоило несколько раз взять в руки кукол-мальчиков и проиграть разные ситуации, где дети вступают в коммуникацию, уступают друг другу, кто первый будет играть с игрушкой, и уже через пару недель, конфликты, чудесным образом, прекратились. Мальчики стали вместе играть и подружились по-настоящему.
Даже у некоторых нормотипичных детей страдает простое понимание словесного взаимодействия с другими людьми, а тут особый случай. Всему нужно учить!
Сегодня Диму нужно учить справляться с нежелательным поведением, признавать и исправлять свои ошибки
Недавно он поделился под пристальным взглядом моей камеры, что его лишили права кататься на любимом велосипеде. Он понимает, за что его наказали, но, совершенно не знает, как вернуть себе это право, поэтому так странно улыбается.
Мама с папой ждали, когда мальчик осознает свои ошибки и начнет их исправлять. Но здесь так не работает!
Димка знает за что наказан, но у него не хватит воли исправлять положение. В этой ситуации не стоит давить. Может закрепиться установка: «Бессмысленно стараться, все равно ничего не получится!» Лучше организовать условия для воспитания волевых качеств: дисциплины, выдержки, организованности, самоконтроля.
Как воспитывать волевые качества
1. Очень важно научится регулировать произвольность.
Для этого необходимо сформировать у ребенка понятие «правило», научить понимать причины и следствия событий. В этом помогут сюжетные игры, игры по правилам, в том числе спортивные игры.
2. Не менее важно научить ребенка понимать чувства и эмоции других людей и собственные эмоциональные реакции.
Для этого нужно объяснять ребенку какие эмоции и чувства вызывают у взрослого те или иные события или поступки людей и учить анализировать его собственные чувства и их причины. Ведь улыбка на лице Димы по печальному поводу как раз и говорит нам о его эмоциональной незрелости.
Маме можно говорить ребенку, что она устала или недовольна поступком сына, но делать это нужно спокойно, короткими предложениями, без перехода на личность.
Хорошо использовать фразу типа:
«Ты меня огорчил своим поступком.... Тебе нужно научиться... »
Если нужно, чтобы ребенок извинился, то помогите ему это сделать, дайте образец фразы» и даже, при необходимости, проиграйте ее на куклах.
3. Умение управлять своим телом должно стоять на первом месте, т.к. это базовая потребность любого организма.
Но над этим Диме и его родителям ещё предстоит не мало потрудиться.
Только лечебная физкультура и спорт может помочь укрепить мышцы, организовать целенаправленные движения, научиться слышать счёт и держать ритм, преодолевать трудности и добиваться результатов.
Поэтому перед уходом на каникулы я пригласила на занятие Диму вместе с мамой.
Вместе мы выполнили комплекс ЛФК с гимнастическими палками. Захватили массаж стоп по помощи теннисного мяча, палки и, даже, деревянной кухонной скалки. Дима поначалу отнёсся к этой затее крайне скептически. Он всегда начинает с этой эмоции. Но вскоре раззадорился и решил показать маме драку на палках.
Слово «драка» заменили «боем на палках» и добавили мотивации: «Бой, как обычно, в самом конце! Если постараешься выполнять все упражнения правильно, то покажешь и объяснишь маме все сам».
Дима, конечно, старался, но ... пока саморегуляция не всегда позволяла ему не торопиться и слушать счёт. К концу комплекса Дима вошёл в ритм и сам продемонстрировал маме приемы боя.
На каникулы ушел с главным заданием - делать регулярно физзарядку и самомассаж, путешествовать с родителями и немного заниматься чтением и письмом. При этих условиях ключ от подвала, где хранится велосипед, возвращается законным способом 🤗