Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

«Симфонии» Андрея Белого: когда литература звучит как музыка

Необычное явление в русской литературе - создание текста по законам музыкального произведения. Этот прием, использовавшийся Андреем Белым, был новым, экспериментальным и соответствовал духу символизма, к которому принадлежал автор. Рассмотрим причины появления такого феномена, влияние других мыслителей и значение подобных произведений. В 1900 году Андрей Белый написал своё первое сочинение — «Северная симфония» (1-я, героическая). В 1902 выходит в свет «Симфония (2-я, драматическая)», и потом «Северная симфония» (1904).
Вдохновение
"Симфонии" были созданы в начале 20-го века, задолго до того, как Белый увлекся антропософией Штайнера. На него в этот период повлияли другие философы, такие как Ницше и Шопенгауэр. Основная идея "Симфоний" заключается в том, что музыка является отражением мира нематериального, иного, за пределами разума. Эта концепция была развита Шопенгауэром и Ницше в их трудах.
Для этих философов, а затем и для Белого, музыка стала самостоятельным искусством, прев
Оглавление



Необычное явление в русской литературе - создание текста по законам музыкального произведения. Этот прием, использовавшийся Андреем Белым, был новым, экспериментальным и соответствовал духу символизма, к которому принадлежал автор. Рассмотрим причины появления такого феномена, влияние других мыслителей и значение подобных произведений.

В 1900 году Андрей Белый написал своё первое сочинение — «Северная симфония» (1-я, героическая). В 1902 выходит в свет «Симфония (2-я, драматическая)», и потом «Северная симфония» (1904).

Белый, А. Северная симфония. (I-я, героическая). М.: Книгоиздательство «Скорпион», 1904, источник Яндекс картинки
Белый, А. Северная симфония. (I-я, героическая). М.: Книгоиздательство «Скорпион», 1904, источник Яндекс картинки


Вдохновение


"Симфонии" были созданы в начале 20-го века, задолго до того, как Белый увлекся антропософией Штайнера. На него в этот период повлияли другие философы, такие как Ницше и Шопенгауэр. Основная идея "Симфоний" заключается в том, что музыка является отражением мира нематериального, иного, за пределами разума. Эта концепция была развита Шопенгауэром и Ницше в их трудах.

Для этих философов, а затем и для Белого, музыка стала самостоятельным искусством, превосходящим все остальные, так как она наименее зависит от формы и содержания. Главным преимуществом музыки является отсутствие конкретных образов - в ней есть только мотивы и настроения, которые легко сменяют друг друга или переплетаются.

Концепция

Одной из основных идей "Симфоний" является превосходство музыки как искусства над остальными видами творчества. Белый считал, что для полного раскрытия других искусств необходимо приблизить их к законам музыкального произведения. Этим же путем следовал и Кандинский, стремящийся изобразить на своих картинах отражение музыки.

Кроме того, "Симфонии" можно рассматривать как некое подобие символистского манифеста, раскрывающего основные положения направления: двойственность мира, его постижение человеком на иррациональной основе, такой как вера, чувства и интуиция. Рациональное и связанное с умом считается незначительным.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Оценки

"Симфонии" были восприняты публикой, коллегами и критиками неоднозначно. Для многих они остались непонятными из-за новой формы, странной ритмики и нумерации строк. Однако подобное непонимание часто сопровождало творчество символистов, которых обвиняли в избыточной эстетизации.

Несмотря на неудачу, "Симфонии" являются важной вехой в развитии искусства модерна. Во-первых, для самого Белого этот опыт послужил отличной основой для последующих теоретических исследований ритма в русской поэзии. Кроме того, приемы, основанные на цветописи, музыкальности и смене ритма повествования, впоследствии использовались многими авторами в течение десятилетия до 1920 года.

Даже сегодня чтение "Симфоний" представляет собой определенное испытание, но это стоит сделать, чтобы попытаться постичь мыслительный процесс Белого и взглянуть на литературный текст с необычной стороны.