Когда мне было 15 и я училась в педагогическом колледже, я часто ездила на учебу в троллейбусе с нашим преподавателем по литературе. Это был сухой и циничный интеллектуал, с которым, тем не менее, всегда было очень интересно подискутировать. Но если завязывался какой-то спор, то он, конечно, всегда из него выходил победителем.
И вот в одном разговоре, когда учитель увидел мой интерес к литературе, он предложил мне написать исследовательскую работу об образе дьявола в художественной литературе.
Работу эту я так до сих пор и не написала. Даже сейчас в 40 лет я не уверена, что достойно справилась бы с такой сложной темой. Но все же с тех пор я к этому вопросу отношусь с неподдельным интересом.
В итоге моя дипломная работа в колледже была посвящена Рождеству Христову. То есть тема Бога и дьявола действительно оказалась мне близка. Хотя о Боге морально писать было намного проще.
С дьяволом же шутки плохи. И я всегда восхищаюсь, когда кто-то решается исследовать эту тему.
И вот вчера мы с мужем были на премьере спектакля «Доктор Фауст» Театра Москвы, проходившей на сцене Театра Ермоловой.
Режиссер Иван Титов замахнулся на самого «Фауста» Гете. Одно из самых культовых произведений о дьяволе.
Впрочем, к счастью, постановка оказалась не совсем классическим «Фаустом», а режиссерской интерпретацией по мотивам великой пьесы. И для меня это скорее плюс. Потому что текст Гете слишком сложен для восприятия современному зрителю.
А здесь режиссёр попытался оставить всю философскую подоплеку, но все же немного осовременил пьесу, добавил в спектакль юмор и новые технологии.
И в итоге получилось очень круто. С одной стороны смотрелось все на одном дыхании, был потрясающий свет, классная музыка, интересные визуальные эффекты, а с другой это остался все тот же «Фауст», с его философской подоплекой, борьбой добра и зла, человеческого и дьявольского, с размышлениями о смысле жизни и человеческой душе.
В этом спектакле образ дьявола получился очень даже обаятельным, хотя и немного небрежным. Это, конечно, не Булгаковский мессир Воланд, а скорее кто-то из его свиты. Он затевает спор с самим Господом Богом, с которым он общается так непосредственно, хотя и уважительно, как проказник ученик с добрым учителем. Кажется, что и Бог относится к дьяволу с симпатией. И Он вступает в спор лишь потому, что уверен в предмете этого спора - докторе Фаусте. Дьявол же убежден, что сумеет искусить этого человека, если, конечно, Бог не будет вмешиваться.
И вот перед нами предстает сам доктор Фауст, человек с невероятным интеллектом, который некогда мечтал сделать этот мир лучше, но сейчас разочарован и ищет смерти, потому что все для него стало предсказуемым и скучным.
Фауст заключает контракт с дьяволом и продает ему свою душу лишь потому, что ему невыносимо скучно. А дьявол обещает развеять эту скуку. И вряд ли бы это ему удалось, если бы Фаусту не встретилась на пути юная и чистая девушка Гретхен.
Это лишь завязка и основа сюжета. Но сам спектакль наполнен множеством самых разных философских мыслей, которые нет смысла пересказывать. Он достаточно глубок, чтоб каждый смог поразмышлять над чем-то, что кажется важным ему.
Лично я задумалась о том, что если дьявол существует в нашем уме, то чем умнее человек, чем развитее у него интеллект, тем больше он подвержен дьявольскому влиянию.
Когда Гретхен спрашивает Фауста, верит ли он в Бога, а тот не может однозначно ответить, она удивляется и искренне не понимает: «Что тут сложного? Либо веришь, либо нет!» Но для интеллектуала Фауста уже не может быть все так просто. Как говорится, «во многой мудрости много печали».
Думаю, правда, если Бог в сердце, то дьявол в уме. Именно ум доставляет нам больше всего проблем и сложностей, тревожит нас, желает большего, обосабливает от других. И каждый из нас может увидеть эту борьбу человеческого и дьявольского внутри своего ума.
Было очень интересно вчера побывать на премьере «Доктора Фауста». Давно я не получала такого удовольствия в театре. И интеллектуального и эстетического. Ведь помимо самого философского материала, мы увидели еще и прекрасную режиссуру, игру актеров, интересные декорации. И особенно нас с мужем потряс свет. Очень качественная и талантливая работа художника по свету Тимура Саитова.
Думаю, этот спектакль ждёт большое будущее.
А вам интересны такие постановки?