Пути общего и необщего пользования
В России на самом деле много частных железных дорог, но это небольшие промышленные дороги, принадлежащие какому-либо предприятию. Например, какая-нибудь частная организация имеет у себя сливо-наливную эстакаду, на которой заправляет железнодорожные цистерны (нефтью, мазутом, бензином, маслом, дизельным топливом, и тому подобным). К этой сливо-наливной эстакаде и проложены частные железнодорожные пути, именуемые как пути необщего пользования.
В федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» прописали что вся железная дорога России состоит из:
- из путей общего пользования;
- их путей необщего пользования;
- из технологических путей.
Когда люди говорят что РЖД монополист, которому просто нескем конкурировать, то я предполагаю, что они имеют в виду отсутствие в России частных железных дорог общего пользования.
Про пути общего пользования вы, вероятно, знаете или догадываетесь.
- Это пути ОАО РЖД;
- Это пути АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»».
Акции РЖД полностью принадлежат правительству РФ, а основное количество акций Якутских ЖД принадлежат и РЖД и правительству Якутии.
Железные дороги в Крыму это тоже пути общего пользования, которые являются государственным предприятием «Крымская железная дорога».
Пути общего пользования соединяют между собой города. Эти пути для всех, и все имеют право проезда по ним, поэтому они и называются путями общего пользования. Можно даже, наверное, сравнить их с федеральными автомобильными дорогами.
Я особо не слышу, что у нас кто-либо изъявляет желание построить частную дорогу общего пользования. Знаю что только запускают частные поезда. А вот с частной эксплуатацией дороги ничего и не слышно. Хотя, между прочим, закон позволяет это сделать.
Ниже привожу выкопировку из закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Оказывается, что в теории железную дорогу конкурирующую с РЖД может построить даже ИП 😀
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора
Заметьте, как вместо железной дороги написано слово инфраструктура. Потому что железная дорога это не только рельсы и шпалы, это еще и земляное полотно, на котором собственно и лежит рельсошпальная решетка, и мосты, и контактная сеть, и кабели питающие светофоры (СЦБ) и многое другое, вплоть до стоящего на скале камнеулавливающего барьера. Инфраструктура это все находящееся в полосе отвода железной дороги (выделенный участок земли под инфраструктуру дороги).
В Российской Империи, кстати, многие дороги строили как раз частные компании. А сейчас пути общего пользования остаются под управлением государства.
А вообще можно ли доверить железную дорогу общего пользования частному лицу? Если владелец грамотный человек и собрал команду из таких же грамотных руководителей и специалистов, то почему бы и нет. В противном случае категорически нельзя. Ведь на железной дороге в первую очередь стоит задача обеспечить безопасность движения.
Чтобы построить и эксплуатировать частную железную дорогу, необходимо нанять очень много железнодорожников, которых будет тем больше, чем длиннее будет железная дорога. Ведь это линейный объект, который может проходить через довольно сложные топографические и геологические условия. Даже при длине в 15 км для дороги потребуется построить несколько мостов, которые надо будет обслуживать.
Я уже писал, что железнодорожники это короли специалистов, так как в этой сфере задействовано больше всего наук и специальностей. Если не читали, то обязательно прочитайте эту статью.
Можно ли строить частную железную дорогу общего пользования не с колеей 1520?
Напишу очевидный факт. Всякой железной дорогой общего пользования могут воспользоваться в военных целях. Поэтому государство требует соблюдать от частной железной дороги требования определенных государственных нормативных документов, в том числе правила технической эксплуатации, в которых прописано, что стандартная ширина колеи в РФ составляет 1520 мм. Так что если захочется построить более дешевую узкоколейку с колеей в 750 мм, то не получится.
Обязателен ли бесстыковой путь для частной железной дороги?
Последние государственные нормативные документы требуют для новой железной дороги общего пользования исключительно бесстыковой путь. Не получится уложить 25 метровые звенья со стыками, как ранее в прошлом. Если для путей необщего пользования звенья разрешены, то для общего пользования нет.
А чтобы владелец мог спать спокойно и не переживать всякий раз за свою железную дорогу во время температурных перепадов, ему необходимо содержать у себя очень грамотных железнодорожников, которым он доверяет.
Ведь бесстыковой путь это опасная конструкция, угроза от которой напрямую зависит от окружающей температуры. Если упустить опасный момент, то летом можно получить выброс пути.
Наемные железнодорожники должны обладать серьезными знаниями, ведь если бездумно начать откручивать плеть, то рельсовая плеть может серьезно покалечить или даже убить. Рельсовые скрепления удерживают ее от значительной температурной деформации. При ослаблении нескольких таких скреплений, оставшиеся могут не удержать плеть. Поэтому в РЖД существует целая инструкция по бесстыковому пути. Такой же инструкцией должна обладать частная железная дорога.
Какой можно выбрать балласт?
Не получится сэкономить на балласте (на камнях в которых лежит рельсошпальная решетка). Не получится насыпать вместо щебня - гравий, асбест или песок так, как это можно сделать на путях необщего пользования. Прошло то время. Теперь для путей общего пользования необходимо укладывать только щебень. Частной железной дороге необходимо заплатить за качественный хороший путевой щебень. И, между прочим, во время ремонтных работ, щебень необходимо отчищать от грязи. Частной железной дороге нужно будет купить щебнеочистительную машину.