Найти тему
Валерий Каракуба

6.1 Заповеди, это правила или законы

Заповеди, это правила или законы, как их нужно воспринимать?

Я бы не назвал их ни правилами, ни законами. Все дело в их происхождении, они даны Богом, не парламентом, не думой, или каким-либо другим законодательным органом, а именно Богом, поэтому они именно заповеди, все остальное по отношению к ним, подзаконные акты. Я лично впервые услышал о заповедях в песне Михаила Танича: «Девять заповедей я ай до я, соблюдаю без вранья без вранья», десятую же заповедь герой его песни соблюсти не мог, потому что он был вор.

Но если серьезно заповеди — это мерило равновесия. Знание и соблюдение заповедей, с одной стороны, помогает человеку не впасть в водоворот греха, с другой стороны, осознавать в чем именно состоит его грех и бороться с ним, в том числе через покаяние. В христианстве заповедей не так много, десять переданы Моисею это заповеди закона Божьего и Заповеди блаженства их девять, открыты они были Иисусом Христом во время Нагорной проповеди и записаны Его учениками. Для сравнения в Иудаизме 613 заповедей. Мне кажется чересчур много, потому что, соблюдая одну, можно невольно нарушить другую. Важно понять саму сущность этого механизма правоприменения. Я просто поражаюсь гениальности Святых отцов, стоявших у истоков основания Христианской церкви и Христианского вероучения. Исповедуемые в Христианстве заповеди, подобны стволам деревьев, они отражают те каноны нашей жизни, которые неопровержимы и вечны, вырастая стволы деревьев дают ветки, на ветках появляются листки, это исторический путь христианских заповедей и тех правил и трактовок греха, которые на их основе формулируются. Проходит время, некоторые листки вянут и становятся неактуальными, а новые вырастают, учитывая исторические реалии, начинают помогать уже современным людям, удерживать себя в равновесии обдуманно совершать свои поступки и осознавать и раскаиваться в своих грехах. Так как каждый раз, люди, заходя на новый виток своего исторического развития, задаваясь вопросом, в чем же будет состоять новизна этого витка, возвращаются к заповедям только потому, что они открыты человеку Богом и на новом витке, их можно только по-новому прожить.