Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Битва при Джитре" и очень коротко о японских танках

Я постараюсь очень коротко рассказать о боях британских войск в Малайзии. Объективно говоря, очень многое в этих рассказах не стыкуется (ну, если читать внимательно, и прорисовывать все на карте. Японские корабли продолжали прибывать в Таиландские порты Паттани и Сонгкла доставляя войска. С 10 декабря им бояться уже было нечего (хотя оставалась еще масса эсинцев и несколько крейсеров, включая один голландский).

В Северо-Западную Малайю японские силы двигались по двум дорогам — два полка, усиленные танковым батальоном, направлены из Сингоры к позициям англичан у Джитры, а 42-й пехотный полк двигался из Паттани на Крох (но эта колонна, сдерживаемая отрядом Крохкол двигалась медленнее, да и дорога у нее была хуже и длиннее)

Что касается главного направления японского продвижения, то оно 10 декабря 1941 года шло по той дороге, по которой "выскакивала" в Таиланд моторизованная колонна "Лейкол". Это была главная "магистраль" между Таиландом и Малайзией. Далее все развивалось по классическому сценарию, когда противника бьют по частям. Британцы очень знатно подыграли в этом японцам, и получилась битва при Джитре. Есть даже фильм, который называется: "Как 15 танков разгромили 8000 человек". Но то кино, а, что было в реальности. Начнем с танков.

Ну не 15 их было (даже на тот момент), а, намного больше, и не в одних танках было дело, но матчасть, наверное, стоит посмотреть. Берем фрагмент "классической" статьи по данному вопросу

Японская 25-я армия генерал-лейтенанта Ямасита Томоюки, вторгшаяся в Малайю, имела кроме трех пехотных дивизий и одиннадцати артиллерийских дивизионов еще и 211 танков в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков. Тут были и устаревшие, и относительно новые танки. 1-й танковый полк полковника Мукаида и 6-й полк полковника Кавамура на начало операции имели легкие танки Тип 95 «Ха-го» и средние Тип 97 «Чи-ха» (так, в 6-м полку — 37 танков Тип 97 и 20 Тип 95), 14-й полк полковника Кита — только легкие Тип 95. Всего легких танков Тип 95 в трех полках было 85 штук.

Ха-Го (тип 95)

Легкий танк, производившийся с 1936 года. При разработке предполагался как танк сопровождения кавалерии. Бронирование противопульное 9-12 мм, двигатель двухтактный рядный шестицилиндровый дизельный. Вооружение: пушка 37-мм и два 6,5-мм пулемета (один в задней части башни, другой передней части корпуса).

Чи Ха (тип 97)

Средний танк, разработан компанией «Мицубиси» (той самой) в 1935—1937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Башня 25-мм брони, корпус 10-20 мм. Пушка 57-мм, два 7,7-мм пулемета. Двигатель V-образный, 12 цилиндровый (естественно, Мицубиси).

-2

Но, самое интересное, что в составе передового отряда двигались танки, традиционно не упоминаемые в "классических" текстах (возможно, потому, что их считали танкетками). Большинство источников говорят о танках Те-Ке, более серьезные танки появляются позже.

Те-Ке (Тип 97)

В войсках «Те-Ке» применялся обычно для разведки, связи и задач охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой использовать его и для поддержки пехоты. Помимо этого, как и большинство танкеток, он использовался в роли бронированного тягача. Два члена экипажа, дизельная четверка воздушного охлаждения, 7,7-мм пулемет. Первыми с ними столкнулись британцы из отряда Крохкол. Танкетки (или все же танки?) при их размерах (длина корпуса — примерно 3,7 метра, ширина — 1,8) Те-Ке обладали на удивление неплохой проходимостью по джунглям.

-3
-4

История первых дней войны в Малайзии имеет достаточно много параллелей с европейским театром, но есть и свои особенности. Принято писать, что "Десятого декабря командующий 11-й индийской пехотной дивизией генерал-майор Мюррей-Лайон, поняв, что враг подходит с севера, а оборонительный рубеж в районе Джитры ещё не готов..." В оригинале документа фраза построена чуть интереснее: " в связи с нехваткой рабочих и высокими ценами на рабочую силу, рубеж оказался не готов". У британцев на тот момент укрепления строили только индусы-саперы и наемные рабочие (не барское это дело землю копать!).

У нас принято писать:

Уже 11 декабря танки 1-го танкового полка вместе с частями 5-й пехотной дивизии атаковали линию обороны у Джитры — позиции, наспех возведенные англо-индийскими частями 11-й британской дивизии и перехватывавшие переправу через р. Бата и проселочную дорогу из Сингоры в Сунгей-Патани — узел шоссейных и железных дорог. Оборону держали около девяти пехотных батальонов при 90 танках и бронемашинах.

Ну, нет, не совсем так. Из-за неготовности линии обороны в районе Джитры и было принято достаточно спорное решение остановить японцев "бросая песок навстречу летящему камню" высылая вперед пехотные батальоны (ослабляя основную линию обороны). Можно ли было действовать иначе? Учитывая возможности 11-й Индийской дивизии варианты были, но произошло то, что произошло.

Опять же, интересная особенность британской организации: командир 11-й дивизии генерал-майор Мюррей—Лайон (имея свой штаб), просто отдает распоряжение командиру 15-й бригады бригадному генералу К. А. Гарретту задержать противника. У того в распоряжении находятся:

-1-й батальон, Лестерширский полк – подполковник. Чарльз Эсмонд Моррисон (англичане)
-2-й батальон, 9-й Джатский полк – подполковник Чарльз Ноулер Тестер (Индусы-джаты)
-1-й батальон, 14-й Пенджабский полк – подполковник. Лесли Вернон "Джеймс" Фицпатрик
-23-я полевая рота (Королевские бомбейские саперы) - майор Джон Эглингтон Бейт.

И, тот, исходя из имеющихся сил, принимает решение (достаточно спорное). Объективно говоря, бригада это не тот уровень, где принимаются такие решения. Но... (возможно, и, скорее всего, это просто попытка перевалить ответственность на нижестоящее звено).

Кроме того, 15-я бригада это часть фронта дивизии, ее правый фланг. Есть еще один нюанс: линия обороны под Джитрой 23 километра, причем, она разбита на несколько дефиле рисовыми чеками, протоками и.т.д. Фронт достаточно большой и сложный для обороны силами двух бригад. У дивизии была еще резервная 28-я (Гуркхская) пехотная бригада, но она находилась еще далеко.

Командир 15-й бригады Кеннет Альфред Гарретт принимает решение направить 1-й батальон, 14-го Пенджабского полка (подполковник Лесли Вернон "Джеймс" Фицпатрик), два противотанковых орудия (двухфунтовых) из 80-го противотанкового полка и 4-ю горную батарею в Чанлун ( Чанг Лон, в переводе "Упавший Слон"). Этот городок находится в 10 км от границы с Таиландом. На позициях остаются два батальона из трех.

Пишут, что одновременно, Гарретт приказал еще одному батальону занять позиции в деревне Кампунг Асун.

Зело сомнительно, ибо 2-й батальон, 1-го полка Королевских гуркхских стрелков (командир – подполковник . Джон Освальд "Джек" Фултон) бригадиру Гарретту не подчинялся. Это резервная 28-я бригада гуркхов. (Что и говорит в пользу того, что решения принимал не бригадир Гарретт, а командир дивизии Мюррей—Лайон). Но в любом случае батальон гуркхов на позиции в 12 км от Джитры выдвинулся на сутки позже.

Что произошло дальше?
Командиром батальона Фицпатриком было принято правильное решение, действовать из засады.
Примерно в 21:00 10 декабря первые два японских танка из состава отряда подполковника Саэки, добравшиеся до позиции для засады к северу от Чанлуна, были уничтожены противотанковыми орудиями, а пехота нанесла больше потери японской поддерживающей пехоте.

Ударив, батальон отошел южнее. (вроде бы даже подбили японский танк, но японцы сей факт отрицают). Сложность была в том, что скорость движения британской пехоты была ниже скорости движения японского отряда, который двигался на велосипедах. По логике, следующая засада была уже не столь простым предприятием. При свете дня нужно было оторваться от противника, который был быстрее, что было нереально. Потому батальон был вынужден принять фронтальный бой (чего делать не стоило).

Японцы не стали штурмовать в лоб, а начали обход. Заметив это, британский батальон начал отход, чтобы не попасть в окружение. На тот момент 1-й батальон Пенджабского полка почти не имел потерь.

Следующий рубеж был намечен в районе д. Кампунг Асун, но в этот момент в штаб отходящего батальона приехал сам командир дивизии, и приказал задержать японцев к северу от деревни (ибо гуркхи на позиции не успевали).

Затем Мюррей-Лайон, Гаррет, Фицпатрик и все четверо командиров его рот, оставив батальон поехали на юг, чтобы осмотреть новое место засады ("гениальное" решение!). В этот момент ударили подошедшие японцы. Батальон, лишенный командования, естественно потерял управление. Ситуацию завершил очередной ливень, лишивший батальон возможности действовать. Как результат, из всего батальона к своим вышло 278 человек (менее половины).

Прорвавшись через позиции батальона японцы двинулись дальше по дороге к деревне Кампунг Асун. Несколько грузовиков выскочивших при разгроме батальона из-под обстрела, догнали командира батальона, который попытался организовать из них заслон на дороге. Но нормальную оборону организовать не удалось (слишком мало было солдат).

Вечером 11 декабря японцы достигли деревни Кампунг Асун. К этому времени успел подойти 2-й батальон, 1-го полка Королевских гуркхских стрелков (командир – подполковник . Джон Освальд "Джек" Фултон), но, естественно, закрепиться вдоль русла ручья времени уже не было. Противотанковая артиллерия досталась противнику, а своих противотанковых пушек у гуркхов не было (только ПТР). Попытка подрыва моста оказалась неудачной (по технических причинам, дождь залил подрывное устройство)

Мост удалось заблокировать после прибытия японцев, подбив из ПТР два танка на мосту. Но японская пехота переправившись через ручей, обратила гуркхов в бегство. Последний заслон был опрокинут в 19 часов.

Армия несет потери не тогда, когда она обороняется, а тогда когда она бежит. От батальона осталось около 200 человек, большинство же попало в плен к японцам. От двух батальонов осталось около 500 человек.

Таким образом, у генерал-майора Мюррей Лайона (он успел убежать на мотоцикле) оставалось четыре батальона на 23 километра фронта и никакого резерва. Итог "битвы при Джитре" был предсказуем. Правда, к вечеру удалось подтянуть еще три батальона, но и этих сил явно было мало.

6-я индийская бригада в составе 2 батальонов прикрывала запад от Джитры, следуя линии реки Джитра: 2/16-й пенджабский на крайнем левом фланге и 2-й Восточно-Суррейский полк ближе к Джитре.

Часть 1-го батальона 8-го педжабского полка (без 200 человек ушедших в операцию Лейкол и не вернувшихся). Почему не вернулись 200 человек и батарея? Все просто, японцы перерезали им путь к отступлению. Остатки же батальона охраняли Кодьянгскую дорогу (сейчас это скоростная трасса, а в ту пору узкая дорога на Перлис, и далее к границе)

15-я индийская бригада, (которую после тяжелого ранения Кеннета Альфреда Гарретта в бою на блок-посту возглавил бригадный генерал Карпендейл) прикрывала главную магистраль в Джитре. Ее 1-й Лестерширский полк прикрывал дорогу и город к северу от реки Джитра, а 2 батальон 9-го Джатский полка на восточном фланге.

Джаты, это отдельный этнос в Пенджабе, но говорят они на пенджаби, и почти все считают себя кастой кштариев (воинов). Но, остальные считают их ... не совсем кштариями. В общем, что-то вроде индийской шляхты или казачества (ближе аналогов подобрать я не смог).

Подошедший позже 2-й батальон 2 полка гуркхов (из резервной 28-й бригады) занял вторую линию за 15-й бригадой. Еще один батальон гуркхов (2/9 гуркхов) защищал линию отступления 11-й индийской дивизии. Таким образом, после подхода 28-й бригады появились даже два резервных батальона, но линия обороны была достаточно редкой.

Генерал Мюррей Лайон просился отойти еще на 40 км к городу Гурун, но генерал Персиваль запретил отход. Первый бой на этой позиции произошел в 20:30 11 декабря 1941 года, когда передовой отряд Саэки атаковал передовой патруль 1-го Лестерского полка, но до утра 12 декабря продвинутся не смог.

Подполковник Саэки, думая, что это очередная засада, с утра 12 декабря начал бой против Лестерширского и Джатского батальона. После трех часов боя, к 12 часам 12 декабря до него дошло, что он сражается против основных сил, после чего Саэки запросил помощи у основных сил, направив сообщение генералу Кавимуре. Ему в помощь были направлены 11-й и 41-й японские полки (9-я бригада 5-й дивизии). Но пока части "Хиросимских карпов" были еще на подходе. Атаковали только части авангарда подполковника Саэки, которым удалось вклинится между двумя батальонами и окружить роту "D" джатов. Была предпринята контратака но неудачно. Дальше последовала "классическая" концовка: "у нас кончились патроны, поэтому мы сдаемся". Рота D сдалась японцам.

В 19:30 12 декабря Мюррей-Лайон снова попросил разрешения вернуться на позиции в Гуруне. Генерал Персиваль наконец согласился, и Мюррей-Лайону было дано разрешение отступить по своему усмотрению. Естественно, генерал-майор Мюррей Лайон воспользовался разрешением.

Правда, отступать нужно еще уметь.

В 22:00 11-й индийской дивизии было приказано отойти на южный берег реки Кедах в районе Алор Сетар. Правда, до части войск приказ об отходе (из-за плохой организации) не дошел. План отхода отсутствовал. Припасы своевременно вывезти никто не удосужился (уничтожить тоже). Отступление было больше похоже на бегство. Все имущество досталось японцам.

Одновременно с этим, была перебазирована вся оставшаяся авиация (в Сингапур), и оставлен остров Пенанг, на котором не взорвали ни форт ни аэродром, ни береговую батарею и ее сооружения.

Сооружения батареи на Пенанге (надеюсь коллеги не перепутали назначение сооружений)
Сооружения батареи на Пенанге (надеюсь коллеги не перепутали назначение сооружений)
Дот на аэродроме Пенанг.
Дот на аэродроме Пенанг.

Остров стал прекрасной базой для японских подводных лодок и авиации. Интересное наблюдение: японская авиация перелетала на захваченные аэродромы буквально на второй день после их захвата японцами.

Отход англичан от Джитры описывается в англоязычных источниках редко (просто пишут, что отход был связан с большими потерями). Почему англичане понесли потери? Об этом в следующей статье.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц