Найти тему

Прогулка по Петрограду 1916 года. 15 исторических фотографий

Друзья, всем огромный привет!
Как обычно, по понедельникам, мы отправляемся на историческую прогулку по Санкт-Петербургу. Сегодня машина времени забросит нас в 1916 год, когда у города было другое название - Петроград.

Как у нас принято говорить - год получился непростым: постепенно страну начинали охватывать волнения, которые начались на перифирии и потихоньку стали подходить к центру Российской империи, в июне происходит Брусиловский прорыв и упаднические настроения на некоторое время сменяются воодушевлением, а 29 декабря 1916 года происходит убийство давнего фаворита царской семью - Григория Распутина, который не раз заявлял, что империя в России существует до тех пор, пока жив он. Тогда это звучало странно, но, как оказалось, Распутин был чертовски прав - пройдёт несколько месяцев и самодержавие рухнет.

Ну а пока все об этом не в курсе - поэтому предлагаю посмотреть, как город Петроград прожил последний более-менее спокойный год перед долгой чередой потрясений.

Суета на Обуховском мосту через Фонтанку. Все куда-то спешат, пароходы дымят, трамваи гремят - город живёт.

Завод "Русский Рено", который располагался на современном Большом Сампсониевском проспекте. В планах «Русского Рено» было выпускать по 1500 автомобилей в год, получая из Франции готовые узлы, но что-то пошло не так...

-2

Императрица Александра Фёдоровна с Цесаревичем Алексеем Николаевичем на Марсовом поле.

-3

Роскошный кадр знаменитого "Пассажа" на Невском проспекте. С 1908 года здесь ежегодно гастролировал московский театр С. Ф. Сабурова. Совсем скоро, в 1920 году, "Пассаж" закроют на реконструкцию, чтобы избавиться от всей этой капиталистической роскоши и превратить магазин в что-то, что более впишется в новый государственный строй.

-4

Летний ресторан театра «Луна-парк», который располагался на участке, ограниченном Офицерской улицей (современная улица Декабристов) и набережной реки Мойки.

В мае 1912 года предприниматель А.С. Ялышев открыл на территории бывшего «Демидова сада» Луна-парк. Этнический татарин, купец первой гильдии и почётный гражданин Ялышев, в газетах тех лет упоминается как владелец Луна-парка и как один из членов комитета уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. В адресной книге он числится Хабибулом Касьяновичем, но в то же время иногда представляется Иваном Константиновичем. Женат Ялышев был на актрисе Кравченко, возможно поэтому во всех его проектах была театральная составляющая.
Художник-архитектор А. П. Вайтенс спроектировал и построил вход в сад - широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Он же был автором разнообразных, сделанных из дерева павильонов. В парке смонтировали аттракционы. Арх. Б. Н. Кишкин выстроил в «ампирном» стиле одноэтажный летний ресторан. Он находился за зданием театра «Летний фарс», которое Вайтенс в 1912 г. перенес и пристроил к садовому фасаду зимнего театра. В начале декабря 1913 г. в театре Луна-парка состоялась премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.

В годы Первой мировой войны Луна-парк продолжал работать, за исключением августа 1915 - весны 1916 годов, когда его территорию занимала военно-автомобильная рота. В этот период некоторые павильоны были снесены. 3 ноября 1915 г. летний ресторан сгорел, в следующем году был выстроен каменный зимний павильон с концертным залом.

В апреле 1918 г. Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно Луна-парк пришел в запустение, все его сооружения сломали, на месте сада устроили стадион Института физической культуры имени Лесгафта.
-5

Групповой портрет сотрудников императорской карточной фабрики на современной набережной проспекта Обуховской обороны. Сейчас на месте этого снимка находится ЖК "Молодёжный".

-6

Возле одной из самых фешенебельных гостиниц города - Гранд-отеля "Европа".

-7

Сбор средств на продолжение войны на Невском проспекте у дома Зингера.

-8

Вид на торговые ряды Никольского рынка.

-9

Взглянем на парадный Петроград: такой в те годы была Адмиралтейская набережная.

-10

А так выглядел 2-й Муринский проспект того времени. Территория эта называлась тогда Лесной корпус и была популярным загородным местом для жизни. Настолько популярным, что туда даже пустили трамвай. Как сейчас выглядят эти места - можно посмотреть у меня в телеграм-канале "Дорогие петербуржцы". И не забывайте подписываться!

-11

История неистовой веры и дикого разочарования того времени: знакомьтесь, самый крупный самолёт того времени под названием "Святогор".

Работа над «Святогором» началась в 1913 году. Это был огромный деревянный биплан с крыльями и фюзеляжем, обшитыми тканью. Самолёт передвигался с помощью двух больших винтов, каждый — 6 метров в диаметре. Всё в самолёте было огромным; носовое колесо было 1,5 метра в диаметре и четыре задние колеса были по 2 метра в диаметре. Двигатели были размещены внутри фюзеляжа, чтобы обеспечить возможность их обслуживания во время полёта.

-12

Так как подходящие двигатели было трудно найти, создатель самолёта Василий Слесарев пытался смонтировать двигатели, снятые с подбитых цеппелинов. Когда это не привело к успеху, он связался с французскими авиастроителями и получил некоторое количество двигателей марки «Рено», которые имели мощность в 220 л. с. Они прибыли в январе 1916 года. Несмотря на то, что к этому времени деньги были истрачены, Слесарев продолжал разработку самолёта за свой счет. Проект застопорился из-за проблем с трансмиссией, необходимой для привода винтов от двигателей, находящихся в фюзеляже. Слесарев был убит в 1921 году, а в 1923 году «Святогор» был разобран, так никогда и не поднявшись в воздух.

-13

А так в те годы выглядел Гренадёрский мост.

-14

Ну и финальный снимок на сегодня - временный лазарет для раненых на Варшавском вокзале.

-15

Что ж, друзья, вот таким был 1916 год в Петрограде. Ровно через неделю встретимся в году 1917 - том самом, когда всё изменилось.