Друзья, всем огромный привет!
Как обычно, по понедельникам, мы отправляемся на историческую прогулку по Санкт-Петербургу. Сегодня машина времени забросит нас в 1916 год, когда у города было другое название - Петроград.
Как у нас принято говорить - год получился непростым: постепенно страну начинали охватывать волнения, которые начались на перифирии и потихоньку стали подходить к центру Российской империи, в июне происходит Брусиловский прорыв и упаднические настроения на некоторое время сменяются воодушевлением, а 29 декабря 1916 года происходит убийство давнего фаворита царской семью - Григория Распутина, который не раз заявлял, что империя в России существует до тех пор, пока жив он. Тогда это звучало странно, но, как оказалось, Распутин был чертовски прав - пройдёт несколько месяцев и самодержавие рухнет.
Ну а пока все об этом не в курсе - поэтому предлагаю посмотреть, как город Петроград прожил последний более-менее спокойный год перед долгой чередой потрясений.
Суета на Обуховском мосту через Фонтанку. Все куда-то спешат, пароходы дымят, трамваи гремят - город живёт.
Завод "Русский Рено", который располагался на современном Большом Сампсониевском проспекте. В планах «Русского Рено» было выпускать по 1500 автомобилей в год, получая из Франции готовые узлы, но что-то пошло не так...
Императрица Александра Фёдоровна с Цесаревичем Алексеем Николаевичем на Марсовом поле.
Роскошный кадр знаменитого "Пассажа" на Невском проспекте. С 1908 года здесь ежегодно гастролировал московский театр С. Ф. Сабурова. Совсем скоро, в 1920 году, "Пассаж" закроют на реконструкцию, чтобы избавиться от всей этой капиталистической роскоши и превратить магазин в что-то, что более впишется в новый государственный строй.
Летний ресторан театра «Луна-парк», который располагался на участке, ограниченном Офицерской улицей (современная улица Декабристов) и набережной реки Мойки.
В мае 1912 года предприниматель А.С. Ялышев открыл на территории бывшего «Демидова сада» Луна-парк. Этнический татарин, купец первой гильдии и почётный гражданин Ялышев, в газетах тех лет упоминается как владелец Луна-парка и как один из членов комитета уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. В адресной книге он числится Хабибулом Касьяновичем, но в то же время иногда представляется Иваном Константиновичем. Женат Ялышев был на актрисе Кравченко, возможно поэтому во всех его проектах была театральная составляющая.
Художник-архитектор А. П. Вайтенс спроектировал и построил вход в сад - широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. Он же был автором разнообразных, сделанных из дерева павильонов. В парке смонтировали аттракционы. Арх. Б. Н. Кишкин выстроил в «ампирном» стиле одноэтажный летний ресторан. Он находился за зданием театра «Летний фарс», которое Вайтенс в 1912 г. перенес и пристроил к садовому фасаду зимнего театра. В начале декабря 1913 г. в театре Луна-парка состоялась премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского.
В годы Первой мировой войны Луна-парк продолжал работать, за исключением августа 1915 - весны 1916 годов, когда его территорию занимала военно-автомобильная рота. В этот период некоторые павильоны были снесены. 3 ноября 1915 г. летний ресторан сгорел, в следующем году был выстроен каменный зимний павильон с концертным залом.
В апреле 1918 г. Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. Постепенно Луна-парк пришел в запустение, все его сооружения сломали, на месте сада устроили стадион Института физической культуры имени Лесгафта.
Групповой портрет сотрудников императорской карточной фабрики на современной набережной проспекта Обуховской обороны. Сейчас на месте этого снимка находится ЖК "Молодёжный".
Возле одной из самых фешенебельных гостиниц города - Гранд-отеля "Европа".
Сбор средств на продолжение войны на Невском проспекте у дома Зингера.
Вид на торговые ряды Никольского рынка.
Взглянем на парадный Петроград: такой в те годы была Адмиралтейская набережная.
А так выглядел 2-й Муринский проспект того времени. Территория эта называлась тогда Лесной корпус и была популярным загородным местом для жизни. Настолько популярным, что туда даже пустили трамвай. Как сейчас выглядят эти места - можно посмотреть у меня в телеграм-канале "Дорогие петербуржцы". И не забывайте подписываться!
История неистовой веры и дикого разочарования того времени: знакомьтесь, самый крупный самолёт того времени под названием "Святогор".
Работа над «Святогором» началась в 1913 году. Это был огромный деревянный биплан с крыльями и фюзеляжем, обшитыми тканью. Самолёт передвигался с помощью двух больших винтов, каждый — 6 метров в диаметре. Всё в самолёте было огромным; носовое колесо было 1,5 метра в диаметре и четыре задние колеса были по 2 метра в диаметре. Двигатели были размещены внутри фюзеляжа, чтобы обеспечить возможность их обслуживания во время полёта.
Так как подходящие двигатели было трудно найти, создатель самолёта Василий Слесарев пытался смонтировать двигатели, снятые с подбитых цеппелинов. Когда это не привело к успеху, он связался с французскими авиастроителями и получил некоторое количество двигателей марки «Рено», которые имели мощность в 220 л. с. Они прибыли в январе 1916 года. Несмотря на то, что к этому времени деньги были истрачены, Слесарев продолжал разработку самолёта за свой счет. Проект застопорился из-за проблем с трансмиссией, необходимой для привода винтов от двигателей, находящихся в фюзеляже. Слесарев был убит в 1921 году, а в 1923 году «Святогор» был разобран, так никогда и не поднявшись в воздух.
А так в те годы выглядел Гренадёрский мост.
Ну и финальный снимок на сегодня - временный лазарет для раненых на Варшавском вокзале.
Что ж, друзья, вот таким был 1916 год в Петрограде. Ровно через неделю встретимся в году 1917 - том самом, когда всё изменилось.