Наконец, песня «Конь» Игоря Матвиенко на стихи Александра Шаганова, которой в этом, 2024 году, исполняется 30 лет. Впервые спетая знаменитой и любимой народом группой «Любэ», она и стала практически народной. Редкой красоты произведение, даже при сотом прослушивании вызывающее слёзы восторга. В чем тут дело? Ну какой же текст… Невозможно глубокий, тонкий, упоительный….
Ночью в поле звёзд благодать
В поле никого не видать
Только мы с конём по полю идём
Только мы с конём по полю идём
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю
Ай, брусничный цвет, алый да рассвет
Али есть то место, али его нет
Полюшко моё, родники
Дальних деревень огоньки
Золотая рожь да кудрявый лён
Я влюблён в тебя, Россия, влюблён
Будет добрым год хлебород
Было всяко — всяко пройдёт
Пой златая рожь, пой кудрявый лён
Пой о том, как я в Россию влюблён
Первообразы, идущие сквозь поколения, перекличка со стихами Сергея Есенина… Да просто вот это - «пО полю — по пОлю» - такая родная, исконная перекличка-смена ударений… Всё это западает в душу, где для такой красоты всегда, сотни и тысячи лет, есть заветное место.
Прекрасно написал об этом известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич: «Всё гениальное просто и необъяснимо. Возможно, дело в образе всадника — неисчерпаемом и фундаментальном для любой культуры. Человек и конь — тут и укрощённая мощь, и взаимное подчинение, и ещё много чего. Не бывает таких народов — по крайней мере в России и её ближайшем окружении, — где образ коня не был бы до предела сакрализован».
Далее он справедливо видит в тексте («Дай-ка я разок посмотрю, где рождает поле зарю») национальную идею, озвученную по-народному глубинно и просто:
«...Добраться до горизонта. Вечно идти в сторону солнца в наивной надежде его поймать. Миссия глупая и в то же время великая. Потому что не важно, есть то место или его нет. Важно, что для этой нации существует бесконечный источник задачи. Идти, скакать, мчаться навстречу рождающемуся свету, на Восток. Туда, где всё начинается и ничего не умирает. Откуда приходит новый день, новый свет, новая жизнь».
Гениально сказано, под стать самой песне.
Я бы сказала чуть-чуть иначе: мы идем к Рассвету. И Рассвета нашего — слушаем Голос.
Когда Яр вышел на сцену Кремлевского Дворца — босой, в полотняных штанах и рубахе, я внутренне замерла. Сейчас будет что-то необыкновенное. Он пел «Коня» с великолепным хором Сретенского монастыря. Очень волновался, по-моему.
И бархат низов, и россыпь бриллиантовых верхушек — всё было там. Замедление и ускорение темпа в соответствии со смыслом. Изумительное вибрато. Шикарнейшая модуляция — как взлет орла. Всю мощь и красоту, всё богатство своего уникального голоса он вложил в эту песню. И создал образ народа: Крестьянина. Философа. Воина. Князя — всё было в нем одном.
Несколько лет назад он уже спел эту песню — очень-очень красиво, драматично, с юношеским вызовом. Новая же версия была иной: исполненной зрелой уверенности, твердой решимости и сурового мужества.
Подводя итог, процитирую очень умного политолога, женщину родом из СССР, но живущую за границей и каждый день острым своим словом поддерживающую нас: «советские военные песни (да и вся музыка того периода) - это совершенно отдельный культурный пласт, которого нет ни у одной другой нации на Земле… Ничего подобного нет ни у англичан, ни у американцев, ни у французов, ни тем более у немцев...У них всё больше бравурные марши с незамысловатыми мелодиями да песни с примитивным текстом, и больше ничего… Ни души, ни страдания, ни катарсиса через страдания, ни оптимизма идущих на смерть за Родину, ничего… Наверное, для того, чтобы создать тот уникальный пласт советской русской культуры, надо было пережить то, что пережили наши предки, на себе испытать всё то, о чем представители западных стран знают только из вторых, а то и третьих рук, ибо кроме сербских партизан, да греческих и итальянских коммунистов, да коммунистического сопротивления Франции, они все продолжали "пить кофе в уличных кафе" и работать на благо Третьего Рейха… Никогда им нас не понять… Да может это и к счастью, что они нас не понимают...раньше мы думали, что это был железный занавес между нами и ними, и только теперь мы понимаем, что это был наш бронежилет».
Добавлю: Ярослав именно эту традицию и продолжает, современными музыкальными средствами — но с вечными смыслами, именно этот уникальный культурный код и развивает. И великолепным исполнением прославленных композиций, и собственным песенным творчеством.
*********************************
Вернемся к произведениям самого Ярослава.
«Грешная любовь». Загадочная песня. Крутая альтернатив-метал-аранжировка уж очень хороша, и текст сочный, и музыка — бомба. Кстати, группа его достойна отдельной благодарности. По мастерству, нерву, сыгранности — всё на одном дыхании — ей мало равных. Панч барабанщика и двойную бочку особо хочу отметить. А о чем она, эта песня — о безудержной страсти к реальной (или пригрезившейся) женщине или о сногсшибательном приливе музыкального вдохновения и всепоглощающей любви к музыке? Есть ведь и такая версия.
Зная самоироничную манеру Ярослава уходить от вопросов о смыслах его произведений — скажу: по какой такой причине у героя песни «рвется дыхание», он «теряет сознание…. и не надо ни рая, ни ада» - нам остается только гадать. Великий шифровальщик, да… Довелось увидеть, как во время исполнения этой песни он и по лицу себя бьет, и микрофон, стоя на коленях, в живот себе «втыкает». Ну казалось бы — понятно, грешная любовь, запретная, дарящая мучительную сладость, снимающая все табу, стирающая его «я»… то есть к женщине, которая им полностью завладела. А любовь к музыке — что, не такая? И владеет им безгранично, и убирает прошлые замыслы и образы, и мучает… наверно. И то, что он создает свои вещи так якобы легко и быстро — это ведь только видимость. К этому ведут часы глубоких раздумий, опыт «стирания души до крови через боль», мимолетные виденья, яркие впечатления, горькие утраты, депрессия даже… да мало ли что. А когда рождается шедевр — да, он прилетает метеором. Со скоростью, рожденной взрывом внутреннего «я».
Интермеццо
То, что он сочиняет быстро, а порой — мгновенно, многих приводит в недоумение, за коим неизбежно следуют сомнения: как такое возможно и возможно ли вообще. Тут мне снова никуда не деться от собственного опыта. Стихотворение приходит ко мне именно мгновенно. Главное — быстро записать, иначе так же мгновенно и уйдет. Сколько уже было случаев, когда приходилось просить хоть какой-то листочек бумаги у попутчиков в метро (недавно два совершенно обалдевших от такой просьбы парня на перегоне «Краснопресненская — Белорусская» протянули мне… бумажную полоску-пробник из парфюмерного магазина. Две строчки уместились)). Все чеки из магазинов всегда исписаны. На них много помещается. Приходят стихи, не считаясь ни с чем: ночью под дождем, в магазине с десятикилограммовым рюкзаком за спиной, во сне, на приеме у врача… Чаще всего — в движении, во время прогулки или даже в автобусе. Тоже ведь движется. Вольтер, кажется, сказал, что движение активизирует мыслительные процессы. А почему, спросите вы, я не ношу с собой блокнот? А я ношу. Но попробуй найди его в сумке, когда он нужен. Это как медиатор, упавший в гитару. Появление стиха - момент очень высокой концентрации. Часто после него возникает сильная головная боль (у меня). Или слёзы. Судя по тому, как Яр описывает свой творческий процесс — у него то же самое. Хотя он вроде бы пишет мысли на диктофон. А я вот нет. За несколько десятилетий журналистской работы этот процесс доугнетал меня до полной непереносимости)).
Мне интересно, видел ли SHAMAN танец Ильдара Гайнутдинова под его песню. Скорее всего, видел. Потому что пройти мимо такого совершенства и не заметить — большая потеря. Это наш, российский юный гений танца. 23 года. Характерна цитата, которую он разместил на своей странице в соцсети: «Небесная услада тем дается, Кто в Небеса молитвами проник, Чье сердце в такт небесным высям бьется, Кто устремляться к радости привык». БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ Данте Алигьери. А похож на Ярослава внешне — почти как брат.
Танец Сергея Полунина под песню «Встанем» стал лично для меня ошеломляющей неожиданностью. Яр сам прекрасно танцует, кстати. И руками «поёт» очень выразительно. И всем телом «играет». Его шикарные пируэты, его «тигриный» шаг, изящные жесты, продолжающие мелодию, тонкие пальцы, перебирающие невидимые энергетические струны... А музыка и пластика ведь идут прямо в сердце (это Йос Стеллинг сказал), минуя рассудок, который «догоняет» их с текстом. Язык движений добавляет смыслов. Убирает рационалистические придирки. SHAMAN заставляет слушать, думать и чувствовать в такт биению своего собственного сердца. Одним словом - ШАМАНИТ.
«Ты моя». «Это одна из моих самых эмоциональных песен! Когда я сочинял её, я плакал практически над каждой строчкой, которая ко мне приходила. Наверное, я залил слезами все клавиши и выпил пачку успокоительных, прежде чем закончил работать над ней», - довелось прочитать однажды в сети.
Песня о безграничной, как небо, любви — для всех любящих, ищущих и нашедших, счастливых и страдающих. Проникновенная и взрывная, гордая и смиренная. Как он умудряется так соединять несоединимое, что даже мужчины в восторге, не говоря уж о женщинах? SHAMAN— ЛЮБОВЬ, не зря ведь это стало его девизом…
Ярослав как композитор мне очень интересен. Он замечательный мелодист. Легко закручивает мелодию в нетривиальном направлении, обрывает строчку на полуслове и допевает фразу без слов… Рефлексирующий запев — и неукротимый припев, контрастные музыкальные образы — это тоже его. Он умеет мелодическими, гармоническими, ритмическими ходами ВЕЩАТЬ, то есть сообщать нам глубинные смыслы. Умеет соединять противоположные стили в одно произведение. Полистилистика? Да, но тонкая, продуманная и ненавязчивая.
Мне нравятся его «фишки», идеально обыгрывающие вокал — пресловутые прыжки на октаву — от куплета к припеву, а иной раз и посреди куплета, модуляции, когда кажется, что выше уже некуда, и тут — еще выше, уверенно, звонко, чисто… Нравятся колокола и распевы, речитативы и субтон, глиссандо и йодли. Игра контрастов.
Мне нравится, что его тексты идеально совпадают с музыкой. А иногда — как будто наоборот: текст музыке совсем не соответствует по настроению, и возникающее ощущение— человеку уже настолько больно, что он не плачет, а смеется… - очищает и возвышает душу… ну да, тот самый катарсис. Его музыка не просто язык переживаний, это жизнь души в контрапункте. Нравится то, что он пишет в разных жанрах и везде хорош. Да что уж там, я даже прощаю ему нисходящие секвенции)). А также определенные композиционные повторы. Это его стиль, узнаваемый, запоминающийся, победный.
Но переходим к орудиям крупного калибра.
«Встанем». Не могу не поделиться личным. После того, как я почти на десятилетие подзабыла про интерес к вокалу молодого Ярослава, 23 февраля 2022 года вдруг, совсем случайно, наткнулась в сети на видео. Что это? Кто? Бог мой… Шок. Слёзы ручьем. Слушаю второй раз, третий, десятый. Не могу наслушаться. Голос я узнала сразу. Облик — не сразу. Так вот как ты вырос, как развился — эти мысли пришли уже потом. Но сначала — твердое понимание, что ничего столь же сильного я не слышала уже десятилетия. Он пел так, как будто на него смотрят все души ушедших героев России, пел, не дрогнув голосом ни на йоту, пел от имени всех нас. И люди это поняли мгновенно. И сейчас эту песню любят все, кто любит Россию. Даже на прекрасном памятнике Александру Невскому — в бронзе — увековечили слова из нее: "Встанем. Герои России останутся в наших сердцах. До конца».
Низкий поклон тебе, Яр, за этот шедевр нового времени. За непреднамеренный, возможно, отклик на бессмертную «Вставай, страна огромная».
Люди поднимаются с мест на концертах еще до первых ее звуков. Плачут. Даже сдержанные военные смахивают слёзы. Она бесконечно трогает. Она надолго, если не навсегда — с нашей страной и со всеми краями, где не разучились ценить человечность. Как она пришла к Ярославу — он рассказывал много раз. Пришла словом «Встанем» и создалась за одну ночь. Думаю, он заплакал, когда понял, что на самом деле создал.
Еще народная песня "Когда молод был" в его исполнении потрясла меня до дрожи. А когда услышала "Встанем", через 9 лет, то душа у меня чуть не сорвалась в вечный космос. И эти его трогательные юношеские дреды, как нередко бывает в жизни, - вроде как оттенок, нюанс, - но остались для меня символом того самого потрясения. Ты смелый человек, Яр, очень смелый. Хрупкий мальчик, на плечи взваливший страну. И мне кажется, от той песни - к этой — тянется прочная нить. Даже канат. Да вообще — от всех его песен — ко всем. В высоком духовном смысле.
Буквально с первого замаха он стал автором поистине народных хитов. После «Встанем» последовала «Я русский» - песня защитника Русского мира, рок-баллада о гордости за Отечество. Ответ всем русофобам. Веселый притом и лихой. Его тоже по всему миру поют, и трогательно заплетаясь в русском тексте, и переводя на свои языки. Клип на эту песню, кстати, - остроумнейший, бомбический, как говорит молодежь. Поначалу изумляешься: как же так, серьезная тема, патриотический пафос — и вдруг такое. Но очень скоро понимаешь: потому она и «забирает», что неизбежный пафос, обычно как пеленой заволакивающий в таких песнях истинные чувства, здесь ничего не заволакивает. Именно благодаря задорной музыкальной удали. Как будто штору отдернул. И получилось сердечно, открыто и просто – высокая простота…
Мне очень нравится радикальное разделение видеоряда куплета и припева. В первом — по пшеничному полю спокойно идет грациозный задумчивый юноша в изысканной белой рубашке и темных брюках сложного кроя. Других людей рядом нет, только бескрайнее поле, необъятное небо и он. Во втором — ослепительный глэм-рокер в блестящей курточке и кожаных штанах, с красиво подведенными глазами и искрящейся улыбкой, вполоборота заводит огромную восторженную толпу на концерте, передвигаясь как комета. Обе роли, естественно, воплощает он сам. Автор идеи и сценария — SHAMAN.
Как пришла мысль сделать видео именно таким? Его хочется смотреть снова и снова, вглядываться… А кода какая иронично-виртуозная… бесподобно!
Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня», автор и ведущий самой серьезной, интересной и значимой программы «Вести недели» Дмитрий Киселев, впервые давший во всероссийский эфир песню «Встанем» - в программе отнюдь не музыкальной, да еще и полностью всю песню, не отрывок — так вот, Дмитрий Киселев не случайно вспомнил, говоря о песне «Я русский», слова Достоевского: «стать настоящим русским значит стать братом всех людей, всечеловеком». Вот такой он и есть, наш Яр.
«Моя Россия»- стилистически иная. Душевная, кантиленная, ее хорошо петь в кругу близких друзей. Добрая очень песня. Семейная. Когда на концерте Яр приглашает своего отца Юрия Дронова, прекрасного музыканта, аккомпанировать ему на акустической гитаре — она становится особенно трогательной. Теплый, родной, добросердечный музыкальный портрет нашей страны. Но Яр не был бы самим собой, если бы в этой уютной песне не звучали и такие слова: «...знаю, я всё отдам, чтобы жила моя Россия».
«Мой бой». Мощная, пронзительная, пробирающая буквально насквозь. Для всех, в ком есть совесть и честь. Он написал ее на наших новых землях, сняв видео с людьми, которые там сражаются и побеждают. Позже появилась вторая версия видео - аскетичная, в стиле его самых первых работ. На экране только лицо Яра, повзрослевшее, сосредоточенное и даже суровое. На черном фоне. Его бой с мировой тьмой.
Длинная глава получилась. Не удивительно: песен у него много, и все хороши, каждая по-своему. Он создан для музыки.