«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошёл Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошёл Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и всё имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошёл Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатёр свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу» (Быт. 12:1-9).
В Гал. 3:8 апостол Павел сказал, что Аврааму «В Писании... уже тогда была возвещена Радостная Весть» (Новый Русский Перевод). Как это могло быть, если «Радостная Весть», то есть евангелие, появилась только с приходом в мир Христа? Ответ лежит в основном значении греческого слова эуангелидзомай, а соответствующий ему еврейский термин — басар; оба означают «возвещать добрую весть или что-то радостное».
В нерелигиозных контекстах Ветхого Завета слово басар обычно означает добрую весть о победе в сражении (1 Цар. 31:9; 2 Цар. 1:20; 18:19, 20). А в теологических контекстах оно означает добрую весть о том, кто такой Бог и что Он делает, чтобы благословить, спасти и искупить Своих сокрушенных сердцем, потерянных и грешных людей (Ис. 52:7; 61:1).
Когда Бог предвозвещал Аврааму радостную весть, эта весть была о благословениях, которые Он обещал патриарху, его потомкам и, в конечном итоге, всем народам мира (Быт. 12:2, 3). Каковы же разные аспекты этого евангелия, возвещенного Аврааму?
БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ БЫЛО ПО БЛАГОДАТИ
Бог призвал Авраама не потому, что тот был самым богобоязненным и праведным человеком на земле. Как и нельзя сказать, что основанием для этого призвания послужило соблюдение патриархом всего закона Моисея за сотни лет до того, как он был передан Израилю на горе Синай.
Повествование ясно говорит: ни Авраам, ни его семья практически ничего не знали об истинном Боге и Его законе. Вот и Иисус Навин, говоря о предках Израиля, живших за рекой Евфрат, отметил, что «Фарра, отец Авраама и отец Нахора... служили иным богам» (Иис. Н. 24:2). Иными словами, они были идолопоклонниками, как и все люди вокруг них в южной Месопотамии. Так что Господне призвание было основано на чистой благодати (незаслуженном благоволении); оно не было результатом того, каким был Авраам или что сделал, чтобы заслужить особое расположение Бога (Рим. 4:1-5). Бог призвал Авраама, потому что знал, каким патриарх может стать с помощью Его благодати и благословений, которые он передаст своим потомкам (Быт. 18:19).
Так и сегодня: Бог призывает грешников посредством евангелия (2 Фес. 2:13, 14), и это призвание не зависит от того, кто мы такие и что сделали. Оно приходит строго по благодати через веру (Еф. 2:8, 9), чтобы мы преобразились в образ Христа (2 Кор. 3:18). Будучи новым творением во Христе (2 Кор. 5:17), мы должны быть орудием благословения мира, позволяя Господнему свету сиять через нас и делая добрые дела, которые заставят людей прославлять Бога (Мф. 5:16; Еф. 2:10).
БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ ПРОИЗВЕЛО ВЕРУ
Автор Послания к евреям заявил, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6). Когда единственный истинный Бог явился Аврааму и объявил, что щедро благословит его, его потомков и, в конечном счете, через него весь мир, это было свидетельство, которое произвело веру (см. Гал. 3:8). Эта вера помогла ему покинуть Ур и отправиться в новую землю обетованную.
В Новом Завете Павел также сказал: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим. 10:17). Вера приходит от слышания слова Божьего, которое есть евангелие, добрая весть о том, что Бог сделал и сделает для человечества через Иисуса Христа.
Бог с любовью открылся Аврааму и возвестил добрую весть (евангелие) о том, кто Он (один истинный Бог) и что Он сделает для патриарха. Господь пообещал произвести от Авраама «великий народ», благословить его, «возвеличить» его имя, «благословить благословляющих» его, а «злословящих» проклясть, и через него благословить «все племена земные» (Быт. 12:2, 3). И, наконец, Божье обещание дать потомкам Авраама землю ханаанскую, которое в 11:31 и в 12:1 было высказано лишь намеком, в 12:7 и 13:14-17 заявлено вполне определенно.
В Новом Завете, когда апостолы проповедовали евангелие (благую весть) в I веке, темой их проповедей всегда было то, что сделал Бог через Иисуса, чтобы спасти мир. Они подчеркивали, что жизнь и дела Иисуса, Его искупительная смерть, а также Его погребение, воскресение и вознесение на небеса были исполнением ветхозаветных пророчеств. Все эти события свидетельствовали о том, что Бог сделал Его Господом и Христом (Мессией). Весть, которую Петр проповедовал в день Пятидесятницы, была воистину «сила Божия ко спасению» (Рим. 1:16), потому что она обличила людей в грехе, что они отвергли своего Мессию, и произвела веру (Рим. 10:17) в их сердцах (Деян. 2:14-36). Когда люди вскричали: «Что нам делать, мужи братья?» (Деян. 2:37), Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
Покаяние и крещение — это не евангелие; это просто повеление людям, которые, услышав евангелие, признали свою вину и хотят знать, как ответить на него в вере. Спасающая вера — это всегда вера, выражающаяся в послушании; грешники отвечают покаянием и крещением, услышав добрую весть о том, что Бог сделал для всего человечества через Своего Сына, Иисуса Христа. Спасение нельзя заслужить делами; Павел назвал это покорностью вере (Рим. 1:5) на основании того, что сделал Иисус, чтобы снять с людей их грехи.
БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ БЫЛО ЛИЧНЫМ И ТРЕБОВАЛО ПОСЛУШАНИЯ
В первый раз Бог призвал Авраама в Уре (южная Месопотамия; Быт. 15:7). Призвание включало не только реченное слово Бога, но и как сказал Стефан в Деян. 7:2, явление Его славы (богоявление). Это было необходимо, потому что призвание содержало трудное требование: Бог велел Аврааму оставить свой дом, страну, семью, родственников и пойти в незнакомую и далекую землю, которую Он покажет ему (Деян. 7:3; см. Быт. 12:1). Поскольку в то время Авраам служил многим богам, Господу было важно открыть Себя как одного истинного Бога, который призывал его драматическим образом полностью порвать с прошлым и начать ходить верой. Патриарх должен был убедиться, что это ему не пригрезилось, что это не обман и не галлюцинация.
Но Аврааму все равно нужно было еще расти в вере и послушании. Понадобится много лет успехов и поражений, прежде чем его вера станет твердой и усовершенной через послушание (Рим. 4:20; Иак. 2:22). В Уре он имел достаточно веры, чтобы отправиться в долгий путь к земле обетованной. Вера заставила его встать и пойти, но ее было еще недостаточно, чтобы оставить семью и идти без остановки до Ханаана. Он и его спутники остановились на полпути, поселившись в северо-западной Месопотамии, в Харране.
Писания не говорят, что бы Авраам искал Господнего разрешения прервать путешествие в землю обетованную и поселиться в шестистах километрах от цели. Он так много лет прожил с семьей в Харране, что тот стал его домом (Быт. 12:1); и только после смерти отца патриарха, Фарры, Бог снова призвал его оставить свой дом, родню и семью и пойти в Ханаан (12:1, 5). К тому времени Аврааму уже исполнилось семьдесят пять лет. Сарра была на десять лет моложе (12:4; 17:17). Мы не знаем, сколько было Аврааму, когда Бог в первый раз призвал его в Уре, но некоторые думают, что ему могло быть тридцать или сорок лет. В таком случае он почти половину жизни на тот момент прожил в неправильном месте (Харране).
Когда в 12:1-3 Бог призвал Авраама, вера патриарха поставила его на ноги, и он снова пошел в Ханаан. Он опять не оставил семью, а взял ее с собой (12:4, 5). Сарра по-прежнему была бесплодной, и у Авраама не было сына и наследника. Он взял с собой племянника Лота и всех слуг (наверное, рабов), а также огромные стада мелкого и крупного скота, и двинулся в путь.
«Верою» Авраам и его спутники, наконец, прибыли в землю ханаанскую (Евр. 11:8). Патриарху нужно было расти в вере, послушании, благодати и познании истины — в точности так, как апостолам Господа (Мф. 17:20; Мк. 4:40; Лк. 17:5, 6). Эта же задача стоит и перед всем Божьим народом до настоящего времени. Всякий, кто становится христианином, повиновавшись евангельскому зову, должен начать ходить с Господом и стремиться возрастать в вере (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15, 16; 1 Пет. 2:1, 2; 2 Пет. 3:18).
БОГ ПОВТОРИЛ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ АВРААМУ В ХАНААНЕ, И ОНО ЕЩЕ БОЛЬШЕ НАУЧИЛО ЕГО ПОКЛОНЕНИЮ
Когда Авраам пришел в землю обетованную и остановился в Сихеме (в центральном Ханаане), он увидел, что хананеи владели большей частью земли (Быт. 12:6). Он, наверное, упал духом, не представляя себе, как эта земля может когда-нибудь принадлежать его потомкам. Чтобы укрепить его веру и снять тревогу, патриарху «явился Господь» и снова возвестил ему радостную весть, обещая землю ханаанскую его «потомству». Это ободрило его и укрепило веру, в результате чего «создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» (12:7). Его смелый поступок продемонстрировал, что он не пойдет к языческому жертвеннику в Сихеме на поклонение, а будет прославлять только Яхве, который призвал его выйти из Месопотамии и отправиться в эту незнакомую землю.
Авраам двинулся дальше и между Вефилем и Гаем «поставил шатёр свой», а также построил еще один жертвенник Богу, где поклонился и «призвал имя Господа» (12:8). Куда бы патриарх ни шел в Ханаане, он всегда ставил свой шатер и строил жертвенник для поклонения (12:7, 8; 13:3, 4, 18). Шатер указывал на то, что он был «на земле обетованной, как на чужой» (Евр. 11:8, 9); он не построил постоянное жилище для своей семьи. Жертвенник свидетельствовал о его вере в Господа и благодарности Призвавшему его из Месопотамии и языческой культуры, кроме которой в годы становления он не знал ничего.
Хананеи, соседи патриарха, наверняка заметили, что он строил жертвенники для поклонения, но идолов не имел. У него не было одного места, которое он определил бы как священное, но везде, где бы он ни ставил свой шатер и ни строил жертвенник, он призывал имя Господа. Это говорило о том, что Яхве был не просто местным божком, ограниченным временем и пространством, какими были для хананеев их боги. Способность Авраама поклоняться Богу открыто в любом месте говорило миру об истинной духовной природе Яхве. К чести Авраама, он не стыдился поклоняться Богу открыто, когда окружавшие его язычники наблюдали за ним. Эти действия свидетельствовали о вере патриарха в Бога, который призвал его, обещал благословить и дал новое начало и новую судьбу в земле, где жили хананеи.
Сегодня Господь не призывает нас оставить родственников и идти в далекие земли, чтобы жить там «странниками и пришельцами» (Евр. 11:13), как жил Авраам. Господь призывает нас через евангелие (2 Фес. 2:14) помнить, что, где бы мы ни жили, мы не принадлежим этому миру; это не постоянный наш дом. Мы должны удаляться от плотских искушений и мирских амбиций, которые потянут нас вниз, а вместе с нами и других. Давайте же «поспешим к совершенству» (Евр. 6:1) и «свергнем... запинающий нас грех» (Евр. 12:1). Подобно Аврааму, не будем с комфортом осваиваться здесь и «приспосабливаться к образу жизни этого мира» (Рим. 12:2; Новый Русский Перевод). Как «пришельцы и странники» (1 Пет. 2:11), которые только проходят через чужую страну, мы должны помнить, что наше истинное жительство и наследие — «на небесах» (Фил. 3:20; Евр. 11:10, 15, 16).
👉🏻 Прокат автомобилей (Реклама. Renot Software OU. ИНН 12352497)