Найти тему
KinoGeek

"Сочувствующий": плавное исследование шпионской психики. Рецензия на сериал

При упоминании современного течения корейского кинематографа на ум большинству киноманов сразу же придёт имя великого и ужасного Пака Чхан-ука: постановщика так называемой трилогии мести (куда входит уже культовый в рядах драматургов "Олдбой") и "Служанки". Помимо раскрытия проблематики круговорота насилия в природе человеческого мироздания, Чхан-ук часто акцентировал внимание на хрупкой, сложной и многоуровневой ветке взаимоотношений между государствами. "Объединённая зона безопасности" (полноценный полнометражный дебют для режиссёра) раскрыла тему второй "Холодной войны" между северной и южной корейской стороной, а сериал "Маленькие барабанщицы" более глубоко проник в сердцевину международного терроризма, раскрыв тяжёлый политический путь Израиля и Палестины. Пак Чхан-ук - искренний гуманист, вымещающий внутренние переживания за будущее человечества в своих авторских проектах. И новый сериал постановщика, "Сочувствующий", не стал тут исключением

На этот раз концепт шоу базируется вокруг более открытого массовому зрителю конфликта: Вьетнамской войны. Чхан-ук проникает в организм ведения вооружённого конфликта между коммунистами и американцами на территории азиатской страны, после чего переносит свою аудиторию в капиталистическую зону комфорта: сами Соединённые Штаты, где безымянный протагонист будет вести двойную игру, работая на проамериканского генерала Вьетнамской республики и в то же время сливая крупицы основной информации вьетконговским подразделениям. "Сочувствующий" раскрывает тему международного шпионажа и проникает под корку действующего главного героя, превращая, казалось бы, лицемерного и максимально однозначного персонажа в трагичного заложника ситуации: маленький винтик в гигантском механизме

-2

"Сочувствующий" совмещает сразу несколько жанров и этюдов: кровавая гражданская война перемещается на мирное поле, где бой ведётся не на действиях, а на словах. Суровая и бескомпромиссная драма заменяется проблесками чёрной комедии, а морализаторские нотки нравоучения - в неоднозначную картину, показывающую в ужасном свете и коммунистов, и капиталистов. Пак Чхан-ук, как шоураннер сериала, намеренно не занимает ни одну из сторон секретного психологического конфликта между персонажами: только лишь под локальный и в чём-то даже экзистенциальный финал проекта пазл складывается в единую картину, находя недостающие кусочки и окончательно вырисовывая сложный портрет молодого протагониста, посланного выманивать американские планы для коммунистов

-3

Рафинированное безумие сменяется отличной сатирой над современным положением вещей: например, один из эпизодов полностью посвящён съёмкам эксплуатационного фильма про войну во Вьетнаме (прямой референс в сторону Фрэнсиса Форда Копполы и его "Апокалипсиса сегодня"), основной сценарный конфликт которого показан максимально однобоко и прямолинейно. Чхан-ук иронизирует не только над политиками и шпионами, но и над творческими деятелями и представителями масс-медиа, освещающими последствия трагического вьетнамского конфликта для широкой публики. "Сочувствующего" сложно назвать шпионским триллером в полноценном представлении этого слова: скорее, сериал напоминает подобие чёрной комедии с просвечивающимися нотками драматизма. Но подобный формат длится лишь до меланхоличного финала, переворачивающего художественную видимость шоу на сто восемьдесят градусов

-4

Однако "Сочувствующий" изначально пиарился достаточно неординарным и оригинальным способом: с помощью одного конкретного актёра - Роберта Дауни-младшего. Со времён ухода из супергеройского кино-завода Marvel и работы на Кристофера Нолана, Дауни-младший прошёл серьёзный путь, настроив себе перспективную карьеру на самое ближайшее будущее. Сериал Чхан-ука стал ещё одной отправной точкой для поднятия актёра на самый высший пьедестал среди бывших участников кинокомиксов: в "Сочувствующем" Роберт исполняет сразу четыре роли: странноватого собачника, по совместительству являющегося агентом ЦРУ, обожающего древне-японскую эстетику бывшего преподавателя протагониста, самовлюблённого конгрессмена и радикального кино-режиссёра (Чхан-ук передал Копполе большой привет). Колорит и актёрское переключение Дауни-младшего с одной роли на другую стал одной из визитных карточек "Сочувствующего": в одном из эпизодов все образы Роберта так и вовсе объединились за одним общим столом, предоставив зрителю на блюдечке многочисленные таланты монтажёров и художников-постановщиков шоу

-5

Но за ширмой едкой иронии и достаточно лёгкого темпа повествования Чхан-ук сокрыл драматическую и тяжёлую линию главного героя, имя которого так и не произносится на протяжении всего мини-сериала (а к чему тайному шпиону какое-либо имя?). Герой Хоа Сюаньдэ (кажется, режиссёр открыл кинематографу новую молодую звезду) не только борется со страхом быть раскрытым вездесущими капиталистами, но и разбирается с тяжёлыми отношениями: как с немолодой японкой или гиперактивной дочерью генерала, так и с повёрнутым либеральным журналистом. Главный герой проходит длинную и объёмную арку, завязанную на заказных убийствах, принятии своей тёмной сущности и образовании окончательной моральной дилеммы: совесть или мнимый долг? С помощью нелинейного повествования Чхан-ук переключает линии между прошлым и настоящим, балансируя историю на грани между душещипательным признанием протагониста и раскрытием его потаённых демонов во время трёхлетнего пребывания на территории Америки

-6

С технической же точки зрения корейский мастодонт кинематографа не изменил самому себе: к работе над "Сочувствующим" Чхан-ук привлёк оператора своего прошлого проекта, любовного нео-детективного процедурала "Решение уйти", основное достоинство которого скрывалось в его отточенном визуале. Сериал не стал ограничиваться двумя часами хронометража, поэтому постановщику осталось где разгуляться: неординарные планы, нелинейный (иногда даже "клиповый") монтаж, отличная передача цветокоррекции, красивые операторские планы и символичные ракурсы, потрясающее построение мизансцен. С точки зрения режиссуры и визуала "Сочувствующий" - ещё один пример технического мастерства Чхан-ука, не растерянного даже по прошествии стольких лет

-7

Исследовании психологии человека (пускай даже шпиона) во времена скрытой войны между двумя государствами всегда являлось неотъемлемой фишкой политических работ Пака Чхан-ука: только на этот раз его проект ударился в сторону гиперболизированной иронии над происходящим, где разносторонний Роберт Дауни-младший подливает масла в огонь конфликтов между героями, а безымянный протагонист Хоа Сюаньдэ в то же время мечется между совестью и долгом. Изрядна устаревший поджанр оказался пересобран по кирпичику: "Сочувствующий" не откроет зрителю новый взгляд на уже давно раскрытую тему - хрупкий человеческий мир держится лишь на плечах смелых шпионов и солдат, отказывающихся ломать привычное нам мироздание по воле парочки сидящих свыше генералов. Но в конечном счёте этика и мораль оказываются отброшены на задний план, а впереди персонажей поджидает полная неизвестность, олицетворяющая собой мировую политическую нестабильность. Впрочем, хоть когда-то отношения между государствами были стабильными?

-8
- Я верю, что мир стал бы лучше, если бы мы краснели при слове "убийство" так же сильно, как при слове "мастурбация".