Согласно сообщению агентства Фарс, именно так В. Путин обращался к генералу Сулеймани. Песков отрицал сам факт встречи, однако в ежедневной информационной сводке для президента Трампа этот факт упоминался.
1. Юность К. Сулеймани и Исламская революция
2. Ирано–иракская война. «Священная оборона»
3. Борьба с наркотрафиком и коррупцией. Командующий Силами «Кудс»
4. Сотрудничество К. Сулеймани с американцами в Афганистане. Захват Герата.
5. Говорят, что Сулеймани…
Без всякого сомнения генерал К. Сулеймани был личностью не ординарной. Обеспечить своим наземным силам авиационную поддержку одновременно ВВС США и России смог бы далеко не каждый.
В отечественном информационном пространстве Сулеймани зачастую представляется этаким борцом с США и чуть ли не Робин Гудом. Это абсолютно не так. Генерал хотел не просто нормальных отношений с США, а отношений максимально дружественных. Вопрос был лишь в цене.
Генерал Сулеймани называл себя солдатом революции, однако революции иранской, исламской. Сравнивать его с Че Геварой представляется излишне креативным.
На протяжении четырех десятилетий целью его работы было обеспечение безопасности Родины — Исламской Республики Иран и религия тут фактор далеко не главный.
Хаджи Касем никогда не высказывал желания «землю крестьянам в Гренаде отдать» да и в том же Багдаде тоже.
Вся его философия в одной фразе
«Поле битвы — это потерянный рай человечества, рай, в котором мораль и поведение человека находятся на самом высоком уровне. Обычно в представлении людей рай – это захватывающий красочный пейзаж, журчание ручьев, красивые девы. Но есть и другой вид рая – это поле битвы. Поле битвы за свою страну»
Как и многие другие старшие командиры КСИР, Сулеймани дитя революции и «Священной Обороны». В их понимании служить революции значить умереть, а умереть значить служить.
Собственно говоря, это одна из основных причин, большого процента потерь среди старших офицеров и генералов Революционной гвардии. Это так же является показателем того, что перекупить их (как это было с иракским генералитетом) не представляется возможным.
1. Юность К. Сулеймани и Исламская революция
Касем Сулеймани родился 11 марта 1957 года в горной деревне провинции Керман, в крестьянской семье. Его отец взял кредит у шахского правительства, но не мог его вернуть. Долг составил 900 туманов (немного меньше 100 долларов) Типичная история для Ирана тех лет.
В возрасте 13 лет он вместе со своим родственником Ахмадом Сулеймани (погиб в 1984 г. на ирано–иракском фронте) отправился в г. Керман на заработки.
В силу возраста на работу они устроились с большим трудом. Строили школу с зарплатой 2 тумана в день. Через 8 месяцев, накопив достаточно денег они вернулись домой.
В 1975 г. он начал работать в Кермане в службе городского водоснабжения.
Активно поддержал исламскую революцию. Участвовал в подавлении курдского восстания на северо-западе Ирана. Вступил в КСИР в мае 1980 г.
Революционная гвардия (КСИР) была создана по указанию аятоллы Хомейни для предотвращения возможного военного переворота и уничтожения коммунистических и левых организаций имевших, в то время, в Иране большое влияние.
Базой для создания КСИР послужили так называемые «спортивные клубы», выполнявшие роль своеобразных «эскадронов смерти» и под прикрытием которых, проводилась подготовка боевиков для Хомейни.
Одним из основателей КСИР считается руководитель службы безопасности аятоллы Хомейни Мохсен Рафигдуст.
После того, как ЦРУ передало аятоллам имевшуюся информацию, левые были разгромлены. Их убивали десятками тысяч на протяжении нескольких лет. Этот процесс продолжается и сегодня. Справедливости ради, стоит заметить, что в средствах не стеснялись обе стороны.
2. Ирано–иракская война. «Священная оборона»
После начала ирано–иракской войны (1980–1988), по иранской терминологии «Священная оборона», Сулеймани был отправлен в командировку на фронт для организации водоснабжения иранских войск. И остался там до ее окончания.
«Я вступил в войну с пятнадцатидневным заданием и остался там до конца».
«Мы все были молоды и хотели служить революции»
Был назначен командиром взвода. Участвовал в большом количестве разведывательно-диверсионных мероприятий в иракском тылу. После вылазок за линию фронта старался вернуться с… козой, которую потом съедал со своими солдатами.
За что получил у иракцев «имя собственное» — «козий вор».
В тот период им были установлены связи, в том числе и личные, с курдами и иракскими шиитами, воевавшими на стороне Ирана в составе бригады «Бадр»
Уже во время сирийской войны министру транспорта Ирака Хади аль-Амири (по совместительству руководителю «Бадр») задали вопрос о транзите вооружения из Ирана в Сирию через воздушное пространство Ирака. Он естественно все отрицал, а потом стуча кулаком по столу сказал:
«Я люблю Касема Сулеймани! Он мой самый близкий друг»
После убийства Абу Махди аль-Мухандиса он, возможно, самый влиятельный руководитель «Хашд Шааби» А это 60 номерных бригад хоть и самой разнообразной численности и состава.
Войну К. Сулеймани закончил на должности командира 41 (Керманской) дивизии «Саралла». Вероятно, ввиду строптивого нрава (выступал против тактики «живых волн» и некоторых операций, которые могли привести к неоправданным потерям) в Тегеране оставлен не был, и отправился руководить КСИР в родную провинцию.
Из ирано-иракской войны иранское руководство сделало важные выводы, которые во многом определяют иранскую политику и сегодня:
Иран окружен врагами и не имеет значения далеко они или близко. Главные из них США и Израиль. В любом конвенциальном столкновении у Ирана нет шансов на победу. Следовательно ответ может быть только ассиметричен. Необходимо отодвинуть район предстоящего военного столкновения как можно дальше от своих границ, сделать присутствие противника в зоне безопасности Ирана максимально затратным. Иран гарантированно должен иметь возможность нанести врагу такой ущерб, чтобы у того не возникло соблазна начать войну. Отдельный вопрос обладание ядерным оружием.
3. Борьба с наркотрафиком и коррупцией. Командующий Силами «Кудс»
Из-за преследования шиитов и поощрение контрабанды наркотиков иранцы считали режим талибов «оскорблением ислама». Несколько раз эти страны были на грани войны. В 1998 г при взятии Мазари-Шарифа талибы совершили массовое убийство шиитов, том числе и 9 иранских дипломатов, в ответ Иран мобилизовал 250 000 человек.
Сулеймани организовывал оказание военной помощи противникам талибов и в первую очередь родственным таджикам и хазарейцам, создавал разведывательные сети на сопредельной стороне.
Через провинцию проходили транзитные пути транспортировки наркотиков в Турцию и далее в Европу. Наркотрафик это огромные деньги и следовательно коррупция. Без победы над ней говорить о борьбе с наркоторговлей бессмысленно.
Командующий принял жесткие меры. Наркокурьеры расстреливались на месте. Коррупционеры, в лучшем случае, сидели в ямах.
В ходе начавшейся приватизации воспрянули духом «уставшие от революции». Родственники действующего тогда президента А. Рафсанджани попытались, используя коррупционные схемы, приватизировать, крупнейший в Иране медный рудник. Однако…
Вероятно, его работа была успешной, и в марте 1998 г. (или несколькими месяцами ранее) он был назначен командующим силами «Кудс» (Иерусалим).
Все вздохнули с облегчением. Пусть воюет с врагами революции за рубежом и не мешает жить приличным людям.
Силы «Кудс» (ранее «Внешние границы», подразделение 9000) были созданы в 1980 г. с целью «экспорта исламской революции» и проведения разведывательно-диверсионных операций за рубежом.
Первым Командующим стал начальник управления разведки КСИР генерал Ахмад Вахиди, впоследствии министр обороны Ирана.
На первоначальном этапе к работе привлекались перешедшие на сторону революции военнослужащие подготовленной американцами 25 воздушно-десантной бригады и спецподразделений шахской охранки САВАК, за подготовку которой, с 1961 г отвечал израильский Моссад.
Штаб-квартира Сил «Кудс» расположена на территории комплекса зданий бывшего американского посольства в Тегеране.
Уже в 1982 г они организовывали шиитское ополчение в Ливане. В конечном итоге была создана Хезболла.
После апрельской революции в Афганистане Силы «Кудс» стали оказывать военную поддержку хазарейцам (в основном провинции Бамиан и Герат) и таджикам. Они поддерживали 8 группировок. Однако по ряду причин эти действия были очень быстро прекращены.
В 1989 г. аятолла Хомейни призвал иранцев прекратить «экспорт революции» за пределы Ирана и сосредоточиться на сохранении ее завоеваний внутри страны. Иран был разрушен в результате войны с Ираком и находился во враждебном окружении. Хомейни пришел к выводу о бесперспективности силового распространения революции.
В 1989 г. в Конституцию была введена статья 176, согласно которой в Иране учреждался Совет национальной безопасности. Основной целью этого органа является «обеспечение национальных интересов» Ирана и «защита Исламской революции»
В общем-то ИРИ повторила путь СССР: от идеи «мировой революции» к «построению социализма в отдельно взятой стране» Иранские муллы оказались не меньшими прагматиками чем большевики.
Фокус внимания «Кудс» сместился в сторону стратегии «встретить врага на дальних подступах». Естественно, этот процесс занял не один год.
«Шиитская дуга» (правильно «шиитский полумесяц») чисто пропагандистский термин. Впервые его употребил король Иордании Абдалла в 2004 году. Он озаботился тем, что шииты, в разных странах, больше симпатизируют Ирану чем своим властям.
Ну в общем то и сунниты своим властям симпатизируют не особо, что показала т.н. «арабская весна».
Кроме того, шииты живут там, где живут и никто их туда не переселял, во всяком случае в обозримом прошлом.
Политика ИРИ в этом отношении не очень-то отличается от политики шахского Ирана. Тот же «Амаль» в Ливане был создан при поддержке шаха. Иран тех лет, так же он финансировал и поддерживал шиитов в Ираке, помогал курдам (правда не Масуду а его отцу Мустафе), иранские войска воевали в Омане и т.д.
Однако никто не говорил тогда о «шиитской дуге». Почему? Наверно потому, что шах королю глаз не выклюет, а если ты американо-израильский пес, то хоть кольцо сооружай, ни одна газета про то не напишет.
Самое «смешное» в этой истории. Папа Барзани получал деньги от США и Ирана, и везде кричал «Америка с нами». Израильские инструктора обучали его пешмергу. Он воевал с С. Хусейном.
В один день Шах Реза и президент Хусейн договорились и подписали соглашения по границе. И все прекратилось. Он остался один против Хусейна.
Папа Барзани написал гневное письмо, Америка светоч свободы не может так поступить с курдами. На что Киссинджер ответил, что ему не стоит путать тайную операцию с благотворительностью.
С. Хусейн попробовал договориться с Барзани. Принял закон о курдской автономии. Мустафу там все устраивало, кроме одного. В границы автономии не входил Киркук, а нефти так хотелось.
Даже представить сложно, есть ли еще где-то в мире две абсолютно идентичные истории с разницей в 30 лет, с участием членов одной семьи и одного народа
4. Сотрудничество К. Сулеймани с американцами в Афганистане. Захват Герата.
После теракта 11 сентября часть иранского руководства, выступающая за сотрудничество с США, увидела перспективу установления нормальных (а то и более тесных) отношений с этой страной.
Проводником этой политики со стороны Ирана выступил генерал К. Сулеймани. Впрочем, в то время, этой же болезнью болело и руководство России.
Американцам же, была нужна любая помощь. В обстановке секретности в Женеве произошла встреча между делегациями Ирана и США. Американскую возглавлял Райан Крокер, по определению президента Буша — «Наш Лоуренс Аравийский». Иранскую «Хаджи Касем» — генерал Сулеймани.
Была достигнута договоренность о совместных действиях против талибов, назначены уполномоченные для ведения переговоров и т.д.
В ходе последующих встреч иранцы не раз выражали крайнее недовольство нерешительными действиями США. Передавали ценную разведывательную информацию
На одной из встреч они передали карту с расположением сил талибов и рекомендации по очередности нанесения ударов. Крокер, был ошеломлен, и спросил:
«Могу ли я делать заметки?»
«Вы можете оставить карту»
Со своей стороны американцы передали имеющуюся у них информацию об агентах Аль-Кайды в Иране, которые были впоследствии арестованы и переданы новым афганским властям.
Американские переговорщики докладывали: «Хаджи Касем очень доволен нашим сотрудничеством».
В ноябре 2001 г силы «Кудс» совместно со спецназом США, Великобритании и войсками северного альянса захватили Герат.
Ведущую роль в этом сражении играли иранцы, проникшие в Герат и поднявшие там восстание местных шиитов. Захваченные ими в плен арабы и чеченцы были переданы американцам.
Штаб операции находился в Тегеране, в здании Управления разведки КСИР. С иранской стороны руководство осуществляли Я. Сафави и К. Сулеймани, с американской — командующий CENTCOM генерал Т. Фрэнкс.
29 января 2002 г. президент Буш, в ежегодном обращении к Конгрессу, причислил Иран (а также Ирак и КНДР) к «Оси зла». Американские дипломаты, работающие с иранцами, не были извещены об этом шаге президента.
Это был сильнейший удар по силам, выступающим за сотрудничество с США, в том числе и генералу К. Сулеймани.
По словам американских переговорщиков: «Сулеймани в ярости. Он чувствует себя скомпрометированным».
Ходили слухи, что генерал К. Сулеймани смещен со своего поста и вместо него назначен совет из трех генералов.
Впоследствии, касаясь этой речи Буша, Крокер сказал:
«Мы были так близки… Одно слово в одной речи изменило историю»
Тем не менее сотрудничество продолжилось. Иран внес вероятно самый большой вклад в формирование правительства Афганистана. Позднее Д. Бреннан в записке «Загадка Ирана» писал:
«Даже позитивное участие Ирана в восстановлении постталибанской политической обстановки в Афганистане было встречено Вашингтоном с безразличием. По словам Джеймса Доббинса, первого посланника администрации Буша в Афганистане, иранские дипломаты внесли важный вклад в успех ООН. Поддерживали переговоры, которые привели к инаугурации правительства Карзая в Кабуле. Но в отличие от министров иностранных дел других стран, участвовавших в этих переговорах, министр иностранных дел Ирана не получил личной благодарственной ноты от своего американского коллеги несмотря на то, что, по словам Доббинса, он «возможно, был самым полезным».
5. Говорят, что Сулеймани…
Генералу нельзя было отказать в личной храбрости, впрочем, это было понятно еще с ирано-иракской войны.
Он практически никогда не носил бронежилет. Предпочитал гражданскую одежду.
Имел только среднее образование, однако непринужденно себя чувствовал практически в любом обществе (от простых бойцов до дипломатов и членов королевских семей).
Бывший руководитель Моссад М. Даган, кстати херсонский хлопец, говорил:
«Он — тот, кого я называю, политически искушенным. У него отношения со всеми».
Переживал гибель подчиненных. Был противником тактики «живых волн», в ходе которых тысячи иранских солдат использовались даже для расчистки минных полей перед иракскими позициями.
В июле 1985 года выступил против плана руководства КСИР по развертыванию сил на двух островах на реке Шатт-эль Араб. Считал это бесполезной тратой иранских жизней.
Даже став одним из высших армейских руководителей, он лично посещал семьи погибших, оказывал им материальную помощь.
«Когда я вижу детей мучеников, я хочу почувствовать их запах, и я теряю себя»
В этом отношении он придерживается тех же принципов что и аятолла Хаменеи.
Пользовался авторитетом у подчиненных и союзников.
«Он сражался всю жизнь, солдаты любили его. Это спокойный, харизматичный парень, стратегический гений и способный тактик»
— так охарактеризовал CNN, К. Сулеймани, американский генерал-лейтенант Марк Хертлинг.
Генералу удалось перевести Силы «Кудс» на самофинансирование. С помощью банковских операций с иракской валютой, получая часть средств от экспорта иракской нефти (Малики переводил для «Кудс» денежный эквивалент стоимости 200 000 баррелей нефти ежедневно) Бремя зарубежных операций было снято с государственного бюджета Ирана.
В отличие от других генералов КСИР, имеющих доходы от различных предприятий, заботу о финансовом положении Сулеймани взял на себя сам рахбар.
Обращаясь к К. Сулеймани, он сказал:
«Вы тот, кто неоднократно принимал мученическую смерть на фронте, и является живым мучеником революции».
В свой день рождения 11 марта 2019 г. генерал Сулеймани был удостоен высшей награду Ирана – ордена «Зульфикар» Это единственный случай награждения этим орденом после революции 1979 года.
Генерал Сулеймани был третьим по влиянию человеком в ИРИ, а возможно даже и вторым. Лично знакомый с аятоллой Хаменеи с молодых лет, он без сомнения был его креатурой.
Генералу была отведена роль гаранта сохранения как независимости Ирана, так и существующей политической системы, в турбулентный период, после смерти Хаменеи.
С учетом его огромной популярности в народе, самых широких связей в иранской элите и за рубежом, вполне вероятно, что с этой ролью он бы справился.
Собственно, это и есть главная причина его убийства американцами.
Прощание с генералом К. Сулеймани проходило в 5 городах ИРИ. Почтить его память пришли около 25 млн. человек.
Согласно завещанию его похоронили в Кермане, на кладбище шахидов, рядом с погибшими однополчанами из 41 дивизии "Саралла".
На могиле написано «Солдат Касем Сулеймани» без указания должностей и званий.