Найти тему

Мнение преподавателя: ученики, которых я так и не смогла научить- что у них общего и кто в этом виноват?

Вчера со мной случилась шокирующая история. Такое в моей преподавательской практике за 18 лет случается редко, но все же случается. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять.

Вот что мне ответила мама ученика, которого я вчера- в очередной раз- напрасно прождала на урок, подготовившись к нему, сделав распечатки, распланировав свой рабочий день (зеленым выделено мое сообщение, белым фоном- ответ мамы):

До этого мама прислала сообщение, что в понедельник они "обязательно будут".
До этого мама прислала сообщение, что в понедельник они "обязательно будут".

Сразу скажу, что не имею ничего против продавцов булок (более того, сама булки свежие очень люблю), но все же, когда ты работаешь почасово, а не в целом за рабочий день деньги получаешь, для тебя имеет значение, занят ли определенный час или нет. Если заранее знаешь, что время свободно, можно запланировать какие-то свои дела или переставить на это время другие уроки, чтобы закончить рабочий день пораньше.

Потому что- представляете!- у учителей тоже есть семьи, дети, домашние дела и личная жизнь. Вот это открытие для некоторых, да?

Предыстория вчерашней беседы и этого наглого сообщения, в котором вообще-то должно было быть написано: "Извините нас в очередной раз, мы просто безалаберные и думаем, что нам все всё должны, в том числе и ждать нас бесконечно на занятия, к которым мы почти никогда не готовы".

Мама даже не посчитала нужным поздороваться. Впрочем, по остальной части сообщения уровень ее воспитания и без приветствия понятен.

Такая ситуация, когда именно эта мама "забыла" меня предупредить об отмене урока, потому что "у них важные обстоятельства", "она спит" (???), "она в больнице", ,ребенка некому привезти на урок","они заболели всей семьей внезапно и вспомнили об этом за 10 минут до урока", - возникла далеко не в первый раз.

Ребенок 7 лет, ученик 2 класса, пришел ко мне в декабре по причине неуспеваемости в школе по иностранному языку- двойки, тройки, боязнь уроков английского. Читать не умел. Начали с алфавита, с букв. Первые уроки читал, втягивая голову в плечи, сжимаясь всем телом, очень боялся даже просто смотреть на учителя. Выяснилось, что у него не только проблемы с английским, но и какие-то постоянные конфликты с классным руководителем. Со временем контакт наладили, бояться перестал, начали потихоньку читать, даже рассказывать что-то на уроке. Оценки в школе тоже потихоньку стали улучшаться, получали и четверки, и даже иногда пятерки. В случае с этим учеником могу сказать, что оценки- это вторично. Своим большим достижением считаю, что ребенок перестал бояться уроков английского языка, перестал дрожать, когда просишь его прочитать какое-то слово, старался делать задания, хоть не все и далеко не всегда- мама не контролировала процесс выполнения домашнего задания ВООБЩЕ, зачем-то постоянно прикрываясь своей занятостью, количеством детей и проблемами со здоровьем.

Скажу вам, опираясь на свой опыт работы преподавателем: если мама хочет заниматься своим ребенком- она им занимается, несмотря на количество детей и свою занятость на работе или где-то еще.

А если нет- ищет причины, почему она этого делать не может и вываливает их на чужих людей, которые, в свою очередь, на нее ничего не вываливают из своих проблем, потому что у них другая задача- учить ребенка.

Больше всего меня забавляет, когда люди думают, что они более заняты, чем я.

В общем, не заканчивала я это общение и такое сотрудничество исключительно потому, что мне было жалко своего ученика. Я искренне старалась его научить и помочь ему.

Знаю, что это глупо, но я всегда придерживалась и придерживаюсь принципа, что преподавательская работа не должна сводиться только к деньгам. Именно поэтому я не ввожу абонементную оплату за свои занятия. В жизни всякое может быть, можно и действительно заболеть, но раз в две недели регулярно и забывать об этом предупреждать учителя- это уже чересчур.

Да еще общаться в таком тоне, как будто они мне одолжение делали, посещая уроки.

Заблокировала. Со мной так общаться не надо, особенно, когда сами виноваты. Пусть побегает теперь мама и поищет преподавателей, которые расположат к себе ребенка и будут стараться его научить, как я.

Спойлер: не найдет. А если найдет, то очень ненадолго.

Больше всего мне понравились в сообщении две фразы- про "не за бесплатно" и о том, что я "не единственная". Ну так и они не единственные у меня ученики, а всего-навсего одни из 30, и я с их ребенком не телевизор смотрела, чтоб делать это бесплатно)))

До чего же странные люди есть среди нас)

Очень хорошо, что эта ситуация случилась. Она напомнила мне, что люди разные, и не всем из них я нравлюсь. И ничего в этом нет страшного. Наоборот, хорошо. А то я очень высокого мнения о себе) И о людях- а они вон какие бывают.

На самом деле, за годы моей работы было немало случаев, когда я не смогла научить своих учеников. И 90% этих людей объединяет одно- родители с завышенным самомнением,беспрестанным восхвалением (зачастую неоправданным) своего ребенка и странной позицией по отношению к преподавателям и учебе ("все дураки, а мы и так все знаем"). А еще эти родители, когда надо и не надо занимают сторону ребенка и рьяно следят, чтоб их деточка нигде не перетрудилась. Потому что, как сказала одна такая мама, "наши дети не собаки, чтобы слушать всех подряд".

Мама Н. постоянно пряталась и подслушивала под дверью (хотя я предлагала ей зайти и поприсутствовать на уроке, если так хочется), была против домашнего задания, потому что "ребенок склонен к суициду, а я ее провоцирую". - У Н.- гиперчувствительное восприятие мира, а вы ее так нагружаете,- сказала она мне как-то, и я поняла, что пора с этим заканчивать. Подняла цену (специально), они торговались ("Вот по прежней цене мы готовы заниматься, давайте по прежней"), но я сказала, что не могу. Молодая была, не могла прямо сказать, все, что думаю)

С. постоянно прогуливал школьные уроки и не делал мои задания. Родители на замечания не реагировали, ребенка постоянно покрывали- и в школе, и на дополнительных занятиях. Как итог, за полтора года- почти нулевой результат. Ну может, несколько времен выучили и читать более-менее научились.

У Д. мама постоянно вмешивалась в процесс обучения с советами, как сделать урок интереснее. Ей постоянно казалось, что именно для ее ребенка можно было и придумать учителю всякий раз "что-то такое эдакое"- ну там презентацию на каждый урок, раскраски, танцы, бубны и барабаны. Ага, на китайском. И вообще, когда уже ребенок начнет свободно разговаривать, имея занятие один раз в неделю???

Потом ей показалось, что можно указывать мне, в какой день, во сколько работать с ее ребенком и как. На этом сотрудничество прекратилось.

Уважаемые родители! Пожалуйста, запомните раз и навсегда: СВОБОДНОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ НЕВОЗМОЖНО ДОБИТЬСЯ, ЗАНИМАЯСЬ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ.

А также запомните: если вы приходите к преподавателю, вы должны ему доверять. Если вы знаете, как учить своего ребенка "правильно", то есть не доверяете учителю и не можете не выдвигать инициатив,- учите его сами.

Т. и Н. относятся к тем 10%, которых я тоже не смогла научить, но не из-за их родителей и не из-за того, что не прикладывала усилий. Родители у них нормальные, но в этих случаях детям просто реально не давалась учеба и иностранный язык. А родителям хотелось успехов, но возможно, эти дети должны проявить себя в других областях.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Как вам кажется, как должны выстраиваться отношения "родитель-ученик-репетитор"? Что думаете по поводу сообщения выше?