В павильоне Космос на ВДНХ, как говорится, смотри в оба и зри в три. Экспонаты расположены в нескольких плоскостях, некоторые - над головой посетителей. Среди них - макеты дирижабля и дирижаблеподобного самолета. Как мне напомнили читатели, негоже забывать имя его создателя - Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933).
Еще в детстве, проведенном в Риге, Цандер увлекался фантастическими историями о путешествии на другие планеты (космическая фантастика делала тогда первые шаги по направлению к массовому читателю). Об изобретении средств, способных доставить человека в космос, он тоже задумался очень рано и вел свои изыскания параллельно с Циолковским, с 1907-1908 годов. О работах Циолковского он узнал в 1903 году, но шел своим путем.
18 сентября 1908 года Цандер начал вести тетрадь под названием «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве». Там он записывал свои мысли и расчеты, но пользовался зашифрованной стенографией, и вовсе не спешил вынести эти наброски на общественное обсуждение.
Идей было множество, некоторые - совершенно сногсшибательные для того времени (например, космический лифт), но с 1920-х он работал над проектом межпланетного ракетоплана. К 1924 году проект был готов.
4 октября 1924 года Цандер принял участие в публичном диспуте, посвященном возможности полета к другим планетам.
Люди, только вдумайтесь: это было СТО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД. В голодной стране, разоренной гражданской войной.
Нет преград человеческой мысли и человеческому духу.
Проект межпланетного ракетоплана Цандера отличался оригинальностью и продуманностью деталей. Аппарат должен был сам себя "кормить", поскольку внешние выступающие части в космическом полете втягивались внутрь, переплавлялись и превращались в горючее. Как писал Цандер,
К концу полета от аэроплана может оставаться только корпус; на нем маленькие крылья <… > и маленькие рули.
Изобретатель полагал, что эта модель гораздо дешевле и практичнее ракет, предлагаемых Циолковским, поскольку технология строительства самолетов, летающих в атмосфере, уже разработана, и нужно лишь адаптировать конструкцию к космическим условиям.
До реального воплощения идеи в жизнь дело так и не дошло, а в истории космонавтики Цандер остался изобретателем и конструктором ракетных двигателей. Собственно, без двигателя самый красивый аппарат в космос полететь не может.