Здравствуйте, дорогие зрители и читатели! Продолжаю перепись КуклоНаселения моего Кукольного Паноптикума.
Неожиданно закрытый гештальт
Из советских кукол мне нравятся только довольно ранние: целлулоидные куклы и куклы авторства Сморгона или Мотовиловой. И те, и другие, в хорошем состоянии, стоят не хилые деньги, поэтому только любуюсь и даже не мечтаю. Немецкие куклы не нравятся все, а уж это их внезапное почернение и вовсе отпугивает от трат на них.
В моем личном детстве кукол было мало, жаль, что к тому времени как я смогла сформулировать вопросы «Почему … ?», мамы уже не стало. Папа только пожимает плечами – он и сам покупал, что хотел, только когда вырывался из-под контроля мамы.
В семье было 2 девочки – а кукол по пальцам рук можно пересчитать!
1) Светка. Светка была еще мамина, она есть на фото, где я 3-х месячный младенец. У Светки было взрослое лицо и пупсячье резиновое тело с кривыми младенческими ножками. Меня это всегда криповало (наверное, тогда и зародилось во мне «гибридизатороство»). Сестра Светку тоже не взлюбила, возможно по тем же причинам.
2) Тоня, большая ходячая кукла, см-60 или даже 70, кто-то ее подарил, когда мне было года 3-4, поэтому не помню. Ее не во что было одеть, кукольной одежды такого размера не найти было, а в младенческие одежки ее одевать было не интересно, выглядела-то она девочкой лет 5-7. Мы с сестрой изредка катали ее в сидячей кукольной коляске и водили за руку.
3) Вовка. Лысый резиновый пупс с кривыми ножками. Откуда он взялся – не помню. Кажется – тоже еще мамин. Но зато мальчик на мордочку. Он у нас был основным кавалером! Даже когда мама, пытаясь починить западавший глаз, этот глаз выдавила, мы не переставали его любить – он ходил с повязкой на один глаз, было даже интересно каждый раз придумывать легенду – где Вовка этот глаз потерял.
4) Лина. Платиновая блондинка с короткими кудрявыми волосами. Кому-то из нас родственники подарили на ДР. Ее мы обожали, она могла быть и мальчиком, и девочкой. К концу своей жизни Лина была сильно облезлая на лицо, облысевшая и со свернутой шеей, обмотанной изолентой.
5) Таня – топтыжка. Мне кажется, что ее нормальный вариант – это негритянка. Мне же подарили европейку, родственники на мой 10-й ДР, к тому времени мне мать уже начала выклевать мозг, что я толстая, неуклюжая, косолапая и с большим носом. Подбивала на подобное мозгоклюйство и родственников. Поэтому эту чертову топтыжку я восприняла, как издевательство. Что интересно, сестра ее тоже терпеть не могла, исчиркала ее выпуклую попу шариковой ручкой (делала уколы) и забросила окончательно.
6) Илья. Немецкая кишмишка. Подарили сестре на ДР. Небольшая рыжая куколка, на которую удобно было шить, можно было таскать с собой. Любили ее обе, у сестры она потом долго оставалась, но потерялась при переезде.
7) Павлик. Единственная кукла, которую я выбрала сама!!! В 6 лет меня отправили к бабушке в другой город на лето, отправили вообще без игрушек (зато с букварем), и бабушка взвыла, не зная чем меня занять. И вот мы пошли в универмаг, и я выбрала Павлика. Кирово-чепецкого пупса. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, был несколько раз подкрашен, дожил до моего старшего ребенка и в середине 90-х был отдан в садик (я, как могла, чинила и одевала и других садишных кукол, играть детям в начале 1990х было не с чем, вот даже и Павлик снова пригодился), дома сыну я шила игрушки сама (набивала лоскутами), мы с ним клеили кукол и домики из старых открыток… Машинки ему дарили более богатые родственники. В общем, у него детство было намного тяжелее моего, если честно. Как только в семье появились деньги, я ребенка завалила игрушками, но вот себе кукол не додумалась покупать.
Таню, Тоню и Светку отдали каким-то чужим детям, когда сестре исполнилось лет 13, никто о них не жалел, Вовку и Лину – выкинули, в таком заигранном состоянии их было стыдно кому-то предложить. Павлика сохраняла я, Илью – сестра.
Все. На 2-х девочек (а играли мы в куклы до 12 лет) - 7 кукол!!! И только одна – купленная при моем участии, остальное - подарки без учета желаний ребенка. И никого из этих кукол мне не хочется вернуть – досыта наигралась ими еще в детстве. И другие куклы СССР того времени (1960-1970х), что я вижу в шопике или топиках бебиков, пока не западают в душу. Мне нравятся итальянки, американки, англичанки, вон даже в Чехии делали интересных кукол.
Пупсиков было больше, их хотя бы можно было выменять, купить самим на сэкономленные деньги, получить в качестве приза на елке, наконец, найти в песочнике. И бумажные куклы – это было наше спасение. Мягкие игрушки тоже не особо жаловали в нашем доме, а уж после того, как мы с сестрой переболели одной заразой, их и вовсе уничтожили в ходе санобработки.
Вы скажете, что наша мама была извергом? Нет. У нас было много детских и редких книг. Их доставали, обменивали, покупали. Подписка Носова зачитана до дыр! Велосипеды – от трех-колесного мелкого до подросткового. Настольные игры – хоккей, рулетка, различные домино и пр. Конструкторы – деревянный, железный. Пластилин, карандаши и краски всегда были в достатке. Несколько видов игрушечных пианино. Дартсы. Мячи, скакалки. Все полезное и развивающее.
Ну, вот так было. Сестра к куклам теперь равнодушна, но вот смотрю я, как она наряжает свою мелкую собачку… В этом году она купила кукольные железные саночки и скинула мне видео: как катает Моньку по квартире, но на улицу с санками выйти она не решилась.
Но была еще одна кукла, она мелькнула в моем детстве как звездочка, и вот я ее долгое время даже не узнавала. Помните, я писала, что папа, вырываясь из-под контроля мамы, мог сделать что-то по собственной инициативе? Мне было лет 5-6, он ездил в командировку в Прибалтику. Это было чудо, почти заграница, помню, что он привез невиданные шоколадные конфеты, переливающийся «металлический» плащ сестре, еще какие-то одежки, мохер маме и мне – куклу. У нее на спине были две кнопки, она вертела головой и играла глазами. Я рассказывала о ней в садике, никто из подружек не видал такого чуда. Хотели посмотреть. Родители запрещали брать ее в садик – сломаете. Уж как я ее протащила с собой – не помню, а вот ее даже не сломали, ее - украли! Попало мне знатно, да и куклой я даже не успела наиграться, только и остались в памяти эти кнопки.
Алл-Нехочух я не раз встречала в топиках, и не могла понять, почему эта смутно знакомая мордашка из СССР 60-70-х – единственная, которую мне хотелось бы видеть дома, думала, может у двоюродной сестры была такая? И вот случайно перед НГ увидала в шопике такую мордашку и фото со спины – с 2 кнопками.
Пазл сложился. Гештальт из детства – закрылся. Алла (так, кстати, звали мою маму) теперь живет у меня.
Мишка за компанию:
А еще я все же купила 2-х негритят и Маугли времен СССР. И пока больше ни от кого сердце не екнуло.