И исключил из конкурсной массы должника и дом в Мордовии, и комнату в Москве, хотя закон разрешает сберечь только единственное (т.е. одно) жилье
Мы рассмотрели дело, в котором суд позволил должнику-банкроту уберечь от кредиторов апартаменты, хотя они формально не считаются жилым помещением.
Сегодня рассмотрим дело, в котором Верховный суд Российской Федерации не согласился с судами всех 3 инстанций и разрешил должнику-банкроту оставить за собой не 1 объект недвижимости, а сразу 2 как единственное пригодное для проживания жилье.
Суть спора: должник имеет в собственности дом с земельным участком в Мордовии (1/2 доля) и комнату в Москве. В деле о банкротстве должник просил оба этих объекта недвижимости оставить за ним, т.е. запретить кредиторам должника продать эти жилые объекты к выгоде кредиторов: в доме проживает нетрудоспособная мама должника, в московской комнате сам должник с супругой.
Все 3 инстанции удовлетворили просьбу должника и исключили из конкурсной массы дом в Мордовии. Комнату в Москве исключать не стали как второй жилищный объект, ведь ГПК РФ разрешает сохранить у должника только его единственное жилье.
Верховный суд исправил решения нижестоящих судов: за должником сохранили и дом, и комнату.
Аргументы Верховного суда:
1. необходимо учитывать конституционное право должника и членов его семьи на жилище, обеспечить им нормальные условия существования;
2. недопустимо вынудить должника к изменению места жительства, т.е. места, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Должник указывал, что длительное время зарегистрирован и постоянно проживает в комнате в Москве вместе с супругой, которая не имеет в собственности другого жилого помещения. Проживание в московской комнате позволяет ему быть трудоустроенным в Москве и обеспечивать себя и членов семьи необходимым минимумом благ;
3. жилой дом в Мордовии необходим для проживания нетрудоспособной матери должника, но сам он в Мордовии не проживает.
Вывод: при сохранении за должником единственного жилья, законодательство не допускает принудительную смену должником места жительства. В редких случаях возможно сохранение за должником нескольких жилых объектов, если это необходимо для защиты жилищных прав должника и его семьи.