В последние годы в архитектуре наблюдается тенденция к созданию национального стиля. Попытки вернуться к корням можно найти в истории архитектуры.
В чём же особенности современного поиска утраченного духа места и национальной идентичности? Проанализировав множество современных проектов, я выделила два основных подхода, которыми руководствуются архитекторы:
1. Попытка использовать традиционные методы создания форм зданий в современном проектировании. Здания приобретают узнаваемый силуэт, а при построении объёма используются пропорции, модуль, масштаб и ритм, характерные для русского зодчества. Крыша обычно скатная, а оконные проёмы имеют те же пропорции и модуль, что и русская клеть. Форма здания становится более современной и пуристской, используются инновационные материалы и технологии (например, Usad’ba в поле — ЗОВ.architect, Лодж А — Horomystudio, Частная усадьба в Суздале, Usad’ba в саду — ЗОВ.architect, «Дом на замену». Жилой дом — План Б).
2. Использование национальных мотивов в качестве способа поиска нового подхода к отделке зданий и их экранирования. Архитекторы применяют приёмы масштабирования и комбинирования орнамента. Оконные и дверные откосы могут быть украшены резными наличниками, а кирпичная кладка может образовывать узоры с национальными мотивами. Традиционный декор контрастирует с современными формами (Deco Pattern House — проект Петера Костелова, Студия Artlebedev «Фасады русскоязычных школ в Таджикистане», Велнес-центр — ЗОВ.architeсt).
Рассмотрим наиболее яркие примеры зданий, соответствующих первому направлению:
«Usad’ba в поле» — проект, созданный архитектурным бюро ЗОВ.architect.
При формировании объёма используется форма традиционной клети. Мотивы «русскости» выполнены из дерева: скатные крыши, кладка «ёлочкой» и большое количество резных элементов. Вытянутая нейтральная форма современного здания контрастирует с акцентной доминантой в русском стиле. В проекте совмещены использование нейтрального кода и традиционный подход.
Архитектурное бюро Horomystudio создало и реализовало проект «Лодж А», расположенный в Ленинградской области, на берегу Финского залива.
Здание выполнено в форме трилистника, каждая сторона которого напоминает русскую избу. Древнерусские мотивы видны в наличниках на окнах и карнизах. Основным материалом послужило тёмное дерево, напоминающее серебристые доски, изменившие цвет под воздействием стихии. Кровля — традиционная, скатная.
Рассмотрим примеры зданий, относящихся ко второму направлению.
Deco Pattern House — проект Петера Костелова.
Это гостевой дом архитектора, расположенный в Конаковском районе России. Само здание очень простой формы, прямоугольное в плане, с плоской кровлей. Особенным его делает обилие декоративных элементов, напоминающих кружево.
Двери и окна окружены фанерными панелями и планками с лазерными узорами. Хотя орнамент выполнен в древнерусском стиле, он выглядит современно благодаря привнесению пиксельной графики.
Студия Artlebedev «Фасады русскоязычных школ в Таджикистане».
Архитектура здания школы примитивна и представляет собой интернациональную пуристскую форму. Архитекторы постарались использовать паттерн стены, размножая его по фасадам здания. Чтобы разнообразить объём, были использованы: декоративная кирпичная кладка, витражи с национальными мотивами, яркое оформление оконных откосов. Русские и таджикские орнаменты, как лоскутное одеяло, окутывают фасад здания. В поддержку архитектуры на территории находятся арт-объекты в виде красного коня и декоративных торшеров.
А.Д. Бочкарева
Научный руководитель — Н.В. Хомутова, доцент, кандидат архитектуры
По материалам 77 научной конференции ЯГТУ, секция «Архитектура и дизайн»