В первую очередь, это история женщины, а потом уже самого маркетплейса. Татьяна Бакальчук, владелица WB, не всегда была связана с торговлей. Когда-то она была простым преподавателем английского языка. Оставив учебную деятельность, стала продавать товары из каталогов Otto и Quelle через агентов.
Помню, как заказала через каталог Quelle осеннее «а-ля шерстяное» пальто в клетку, и оно мне не понравилось. Я надела его всего пару раз и выкинула 😅Вот такой был опыт покупок из каталогов. Но вернёмся к Вайлдбериз.
Для того, чтобы увеличить прибыль, было решено открыть свой интернет-магазин. Фишка Татьяны была в том, чтобы предлагать клиентам товар по более низким ценам и примерку при его получении. Предоплату при этом она не брала.
Родился всеми известный маркетплейс в 2004 году. Вместе с мужем, который поддержал Татьяну в её идее, они вложили в разработку сайта 700 долларов. Офисом стала собственная квартира. Для справки: средний курс доллара в 2004 году был 28,57 рублей. При умножении получаем 19 999 рублей. Именно столько потратили чета Бакальчук на будущий сайт.
Заказы пошли после запуска рекламной кампании. Татьяна сама забирала и сортировала посылки своего магазина. Через год она поняла, что пора расширяться, так как места в квартире было явно недостаточно. Супруги сняли отдельное помещение. Количество заказов постоянно росло из-за невысоких цен. ООО «Вайлдбериз» было зарегистрировано в 2006 году. Благоприятному развитию способствовало и отсутствие конкурентов в то время.
Спустя несколько лет Бакальчук приняли решение работать уже не с каталогами, а с маленькими европейскими брендами. Был введён единый тариф доставки для всех регионов. А после она и совсем стала бесплатной.
В 2008 году объём заказов в интернет-магазине превышал 1000 в сутки. С этого времени ситуация осложняется выходом на рынок новых конкурентов: KupiVip, а в 2011 году ещё и Lamoda. Все они тратили много денег для привлечения покупателей. Поэтому Вайлдбериз пришлось менять свою стратегию.
Постепенно интернет-магазин начинает расширять ассортимент. А в 2010 году переходит в новую стадию — маркетплейса, открыв тем самым вход на площадку другим селлерам.
Сначала в качестве способа доставки использовались только курьеры. Это было очень неудобно, ведь курьерам приходилось ждать пока клиент примерит одежду или обувь. И вот в 2010 году открылся первый ПВЗ в Москве. Вайлдбериз стал покорять страну город за городом, и к 2012 году пунктов выдачи насчитывалось уже 134. В этом же году маркетплейс стал наиболее популярным в стране, предлагая своим покупателям более 100.000 товаров.
В 2014 году случился мировой кризис, и ВБ пришлось подстраиваться под меняющуюся экономику. Было выпущено мобильное приложение, сделав покупки более удобными.
Для доставки посылок маркетплейс использовал Почту России. Тут владельцы столкнулись с новыми проблемами. Посылки шли с задержкой, повреждениями или терялись. Вот тут и было принято решение построить свой склад. Появился он только в 2016 году.
А что сегодня? Общее количество всех ПВЗ маркетплейса в стране составляет более 28.000. Ежемесячно открывается около 300 новых точек. Каждый день на сайте оформляется более 7 млн заказов, 600.000 брендов являются участниками площадки. Общая площадь складов — более 2,7 млн м². Татьяна Бакальчук по версии журнала Forbes занимает в рейтинге 39-е место, её состояние оценивается в 2,1 млрд долларов.
Что впечатляет лично меня, так это роль Татьяны и её вклад в то, каким маркетплейс является сегодня. Я отнесу сюда:
привлечение в компанию грамотных специалистов и делегирование им многих функций. Не побояться вложить средства в покупку знаний в виде людей, тем самым дав им возможность вести компанию вперёд, может далеко не каждый.
при статусе «законодательницы маркетплейсов» сохранять в себе функции жены и матери. Татьяна — мама уже семерых детей, 1 октября 2021 года она родила двойняшек. Это восхищает меня до космоса.
История Татьяны даёт пищу для размышлений многим женщинам. Можно расти, развиваться, зарабатывать деньги и при этом рожать детей. И как хорошо, что именно в нашей стране есть такой пример, на который можно и нужно ориентироваться.
Лайк, если понравилась публикация 🩷
Обязательно подпишись на канал, там уже очень много интересного и полезного)
#маркетплейсы #Вайлдбериз #историяWB