Найти тему
Забытые моряки

Техногенная авария с водой в Москве. Наступит ли водный коллапс?

В Москве глобальная авария, о которой никто ничего не говорит. 75% всей воды в Москву-реку и 50% всей питьевой воды поступает в столицу из Волги, через Канал имени Москвы. Сейчас этот Канал надолго выведен из строя. Давайте я расскажу о том, насколько всё серьёзно, почему это произошло, каковы перспективы, а заодно опустимся в нашу историю.

Посмотрите эти апокалиптические кадры годные для какой-нибудь Средней Азии.

Соединительный канал между седьмым и восьмым шлюзом
Соединительный канал между седьмым и восьмым шлюзом
Верхний бьеф восьмого шлюза.
Верхний бьеф восьмого шлюза.

А когда-то здесь было так:

Огромная ванна соединительного канала
Огромная ванна соединительного канала

Сверху Химкинское вдхр, далее шлюз семь, соединительный канал и шлюз 8.
Сверху Химкинское вдхр, далее шлюз семь, соединительный канал и шлюз 8.

В июне 1931 года стоял вопрос либо о переносе столицы, либо о обводнении столицы - Оку или Волгу нужно было пустить в Москву. Решили, что лучше Волгу и к 1937 году стройку завершили. Волжская вода по выкопанному Каналу, через сеть Гидроузлов, насосами поднимается до нескольких водохранилищ в районе Икши, а далее самотёком, по тому же искусственному Каналу через гидроузлы (шлюзы, плотины, ГЭС) идёт в Москву.

Шлюз 8, буквально через двести метров от этого места волжская вода встречается с москворецкой.
Шлюз 8, буквально через двести метров от этого места волжская вода встречается с москворецкой.

Перед слиянием с Москвой-рекой стоят два гидроузла с седьмым и восьмым шлюзами (отсчёт идёт от Волги). Сами шлюзы очень красивы. Между ними соединительный канал - огромная искусственная ванна отсыпанная высоченными дамбами. Эти мощные дамбы построены по особой технологии и имеют внутри вид слоённого пирога - там правильно подобранная глина, грунты, песок и никакого бетона. Дамбы держат воду с тех самых тридцатых и могут простоять ещё несколько сотен лет. Если...если их не трогать.

Под этой огромной ванной, тогда же в тридцатых был построен тоннель Волоколамского шоссе. Это перекрестье Канала и шоссе было одной из визитных карточек нового советского государства,

-6
-7
-8

Прибытие Сталина на Тушинский аэродром
Прибытие Сталина на Тушинский аэродром

тем более рядом был тот самый Тушинский аэродром, где проходили главные воздушные парады страны. Сталин был здесь много раз и сам тоннель этот был парадным местом со скульптурами авиаторов и другими изысками в авиастиле. Всё работало как часы до тех пор пока не потребовалось расширить Волоколамский тоннель.

Место это было не простое, как и дамбы. Рядом с одной из сторон дамбы сейчас стоит т.н. Больница железнодорожников, строители Канала построили её для ведомства Кагановича, который отчасти курировал стройку и снабжал её паровозами. Ещё до строительства больницы здесь стоял лагерь - строили Канал зеки - заключённые Дмитлага, который и строил Канал.

-10
-11

Так вот первую дамбу прорвало и лагерь этот затопило. Были жертвы и хоронили их рядом с этим местом - обычная практика для того времени. Кстати говоря, гипотетически если и сейчас прорвёт дамбу в этом месте от больницы ничего не останется.

В семидесятые, при расширении Волоколамского тоннеля, когда вскрывали и саму огромную ванну, и близлежащие места натолкнулись на это захоронение. Эта страница нашей истории ярко описана местными жителями в своих воспоминаниях. Сейчас рядом с этим местом, на территории больницы поставлен Храм о погибших на строительстве этого участка, там идут службы по погибшим на этой стройке. Автору же этой статьи пришлось вчера изрядно удивиться и даже немного перепугаться - при съёмке на дне канала стены нижнего бьефа в объективе, среди ракушек вдруг, в объективе появилась вот эта голова с пронизывающим взглядом. Что это было???

-12
-13

Но продолжу. Тогда, в семидесятые, тоннель расширили строго по технологии - были живы ещё строители, которые создавали этот участок. Но в 2001 году новое расширение затеял Юрий Михалыч. И вот тут нужных кадров, равно как и документации о строительстве этого участка не осталось. Тогда была сделана главная ошибка - строители не соблюли технологию и вместо отсыпки пирога залили вскрытый участок бетоном. Естественно в местах стыка бетона с грунтом через много лет вода дырочку нашла. Случилась первая техногенная авария над Волоколамским тоннелем.

11 января 2019 года. Прорыв в Волоколамском тоннеле.
11 января 2019 года. Прорыв в Волоколамском тоннеле.

Было это в январе 2019 года. Тогда восстановление шло всё лето - Канал почти полгода простоял закрытым. Восстановили. Но летом 2020 года происходит там же ещё одна протечка. Опять восстановили. И вот теперь снова.

-15

Посмотрите на фото выше. Там всё понятно, единственно стоит отметить, что прорыв 1 - это 2019-2020ые годы. А прорыв 2 - это судя по всему место, где потекло в мае этого года. По крайнем мере вчера вскрывали именно это место и строители рассказали, что склоняются к тому, что место протечки именно здесь. Грунт отправили на анализ, в ближайшее время будет заключение.

Вскрытие места, где, возможно, потекло в этом мае.
Вскрытие места, где, возможно, потекло в этом мае.
Многострадальный верхний бьеф восьмого шлюза. Там рядом тот самый тоннель.
Многострадальный верхний бьеф восьмого шлюза. Там рядом тот самый тоннель.

Вот как выглядело место нынешнего прорыва в 1937 году
Вот как выглядело место нынешнего прорыва в 1937 году

Теперь стоит поговорить о последствиях. Нам повезло, что это место ниже Икши - того самого водораздела. Питьевая вода идёт в наши краны из Учинского водохранилища и сейчас с этим проблем нет, перебоя с питьевой водой не будет.

А вот судоходство...Та Москва-река, которую мы сейчас видим не была такой никогда вплоть до 1937 года. Теперь она полноводная. Однако если этот проблемный участок в этом году не отремонтируют, то Москва-река вновь превратиться в речку переплюйку. Дело в том, что нынешней уровень воды сейчас помогают поддерживать накопительные водохранилища не связанные с Волгой. Можайское, Истринское, Вазузское, Рузское. Но за год вода там иссякнет и мы получим катастрофическое обмеление нашей реки. Это повлияет на судоходсво, которое сейчас уже сильно пострадало - суда не могут пройти с Севера Москвы на юг. Это огромные экономические издержки. Но если проблема не будет решена мы получим ситуацию похожую на Аральское море - суда стоящие в пустыне на песках.

Девушка у восьмого шлюза. Фото сделано автором статьи рядом с тем самым проблемным местом.
Девушка у восьмого шлюза. Фото сделано автором статьи рядом с тем самым проблемным местом.

Сейчас многие специалисты сходятся в одном - проблему перекрёстка Волоколамского шоссе и Канала уже так просто нахрапом не решишь. За пять лет - это уже третий случай и конца края этим случаям не видно. Нужнен комплексный подход и громадная переделка. А, возможно, вообще убирать оттуда тоннель и делать автоэстакады. Но есть одна главная загвоздка - Канал федеральный, а страдает Москва. Поэтому федеральный центр не горит желанием вкладывать в решение этой проблемы деньги. А Собянин не может участвовать в решении этой проблемы т.к. это федеральный уровень. От этой неразберихи и в целом страдает Канал - его просто не поддерживают финансированием. Кроме того - убита главная статья дохода Канала - судоходство. Именно это и есть главные проблемы Канала, а не вода, как считают многие.

Обнажилась лиственница Дмитлага вся в ракушках
Обнажилась лиственница Дмитлага вся в ракушках
Нижний бьеф седьмого шлюза - опустошённая ванна соединительного канала.
Нижний бьеф седьмого шлюза - опустошённая ванна соединительного канала.