Правительство поддержало законопроект с условием, что документ будет доработан
Кабмин одобрил законопроект, устанавливающий ответственность за опасное вождение. Эксперты отмечают, что уже восемь лет складывается парадоксальная ситуация, когда в ПДД есть прямой запрет на агрессивную манеру езды, а в КоАП за данные действия санкций нет. При этом юристы подчеркивают, что с реализаций законопроекта могут возникнуть трудности из-за нечетких формулировок самого понятия «опасное вождение», пишут «Известия».
История вопроса:
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают введение санкций за «опасное вождение». Двенадцатую, «автомобильную» главу кодекса намечено дополнить новой статьей «Умышленное опасное «агрессивное» вождение». Это нарушение будет грозить водителю штрафом в размере ₽3-5 тыс., а при повторном деянии – лишением прав на срок от одного до трех месяцев.
В комиссии обратили внимание на то, что в документе «отсутствуют положения, закрепляющие полномочия сотрудников государственной инспекции по безопасности дорожного движения <...>, по рассмотрению дел об административных правонарушениях», предусмотренных новой статей КоАП.
Там подчеркивают, что реализация положений этого законопроекта «не должна привести к увеличению штатной численности и выделению дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета заинтересованным федеральным органам исполнительной власти».
Согласно п. 2.7 ПДД, опасным вождением считается неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты. Также под это определение попадают несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкое торможение (за исключением ситуаций, если такое торможение требуется для предотвращения ДТП), препятствование обгону.
Важно, что эти действия признаются «опасным вождением», если они «повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Изменения в Правила дорожного движения, установившие запрет на опасное вождение, были введены в ПДД постановлением правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477. Однако до сих пор за это нарушение в КоАП не была предусмотрена какая-либо ответственность.
В Государственную думу неоднократно вносились законопроекты, которые предусматривали введение санкций за агрессивную езду, рассказал «Известиям» автор нынешних поправок, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Первый документ на эту тему был подготовлен еще задолго до появления соответствующих изменений в ПДД, в 2012 году.
Парламентарий подчеркнул, что за время, прошедшее с момента появления первого законопроекта, водителей, которые агрессивно ведут себя на дороге, стало заметно меньше. Тем не менее вопрос введения санкций за опасное вождение своей актуальности не потерял.
– Безусловно, неправильно, когда запрет есть, а санкции за его нарушение – нет. Но нынешние формулировки опасного вождения в ПДД допускают множество трактовок. Что считать «неоднократным перестроением»: два, три или 10 таких маневров? А какова в метрах безопасная дистанция и какая скорость? – задается вопросом главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Изменения в ПДД, касающиеся опасного вождения, принимались впопыхах, отмечает знакомый с процессом их разработки и принятия член президиума общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.
– Вводить ответственность для агрессивных водителей, безусловно, надо. Но одновременно с этим следует подправить и соответствующий пункт ПДД, сделав его более понятным и объективным, – заявил он.
Длительное отсутствие в законодательстве ответственности за опасное вождение связано с тем, что этот термин содержит в себе элемент правовой неопределенности, считает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
– Это может повлечь его расширительное толкование при рассмотрении дел об административных правонарушениях на практике. Вместе с тем практика показывает необходимость принятия норм, которые могли бы запустить эффективные механизмы привлечения к ответственности лихачей, создающих опасные ситуации на дороге, – подчеркнул он.
Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько отмечает, что по отдельности в КоАП уже есть санкции за проступки, являющиеся элементами опасного вождения.
– К примеру, не включенный сигнал поворота при перестроении: штраф за это предусмотрен. Или непредоставление преимущества в движении – за это также предусмотрена ответственность. Другое дело, что это лишь составные части опасного вождения, – указал он.
Неочевидные и расплывчатые формулировки опасного вождения в ПДД признает и Ярослав Нилов. Именно поэтому, помимо санкции за такое правонарушение, получивший положительный отзыв законопроект предусматривает и особый порядок рассмотрения дел об опасном вождении.
– Рассматривать такие дела должен только суд. При этом обязательным требованием является предоставление в качестве доказательств фото- и видеоматериалов с тем, чтобы судья, просмотрев видеозапись, мог объективно оценить, являются ли действия водителя опасным вождением или они были вызваны той или иной ситуацией, сложившейся на дороге. Эти требования также прописаны в предложенном законопроекте, – полагает Ярослав Нилов.
Напомним, с 1 сентября 2024 года вступит в силу закон, ужесточающий правила применения дорожных камер. LR