Найти тему

«Газпром» решил обойти Красное море и на ценник не посмотрел

Стоимость газовозов на фоне их дефицита в мире не позволяет рисковать, уверены эксперты

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) с комплекса «Газпрома» у компрессорной станции «Портовая» (КСПГ «Портовая») на Финском заливе начали ходить в Китай, минуя Суэцкий канал и Красное море, сообщили «Ведомости» со ссылкой на данные аналитической компании Kpler и системы отслеживания судов MarineTraffic.

История вопроса:

Первым по новому маршруту проследовал танкер «Псков» (ходит под флагом Габона) с 74 300 тоннами СПГ на борту. Он вышел из бухты Дальняя в Финском заливе 8 апреля и 21 мая прибыл к побережью Китая. 9 мая в направлении Азии (страна назначения не обозначена) в обход Красного моря направилась плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» (ходит под флагом России) с 75 600 тоннами СПГ. По предположению старшего аналитика по нефти Kpler Виктора Катоны, и этот танкер направляется в Китай.

Маршрут вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды занимает 45 дней в одну сторону. Время в пути от КСПГ «Портовая» до побережья Китая через Суэцкий канал составляет 30 дней, а по Северному морскому пути летом – 25 дней.

Все большее число танкеров, которые перевозят сырую нефть и топливо, отправляются из Европы в Азию и обратно маршрутом в обход Красного моря, по которому обычно проходит около 12% мировой морской торговли. В январе 2024 года этот маршрут использовал СПГ-танкер с проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк».

Стоимость газовозов на фоне их дефицита в мире не позволяет рисковать, отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он подсчитал, что перевозка СПГ вдоль мыса Доброй Надежды увеличивает общие расходы на доставку на $7-11 за 1000 куб. м, притом что полная стоимость логистики в Китай не превышает $71-89 за 1000 куб. м. Цены на СПГ в Азии сейчас составляют $428 за 1000 куб. м.

По данным «Имплементы», себестоимость производства на КСПГ «Портовая» выше и составляет $164 за 1000 куб. м. Таким образом, использование обходного маршрута рентабельно при ценах на газ в Азии выше $264 за 1000 куб. м, отметил Тимонин.

Напомним, с начала кризиса в Красном море срок оборачиваемости контейнеров увеличился, по разным оценкам, от 20% до 25%. Раньше он составлял около 100 дней, сейчас это примерно 120-125 дней. LR