Александр Яковлевич Барышников был сыном зажиточного приволжского крепостного крестьянина, Отец торговал тканью и заработал на этом хорошее состояние. что позволило ему стать купцом 2-й гильдии и состоятельным коммерсантом.
Улица Марата В 19 веке носила название Николаевская. В 1897 году Александр Яковлевич покупает земельный участок под строительство доходного дома. Часть жилых помещений планировалось для проживания большой семьи Барышниковых, остальные же квартиры для сдачи внаем.
Старший сын Александр Александрович Барышников принимал самое активное участие в строительстве дома. Окончив инженерный Институт путей сообщения молодой человек был ответственным за расчёты прочности постройки, правильную установку изготовленных из железа балок, расчёты возведения различных сводов: цилиндрических, плоских, сводов с элементами из цельнорешётчатого металла.
Так же, он внес модные изменения в декор, сам рисовал эскизы декоративных элементов, витражей, барельефов, следил за выполнением работ, заказывал лепнину и металлодекор.
Журнал “Зодчий” так описывал новый дом на Николаевской: “Постройка представляет из себя доходный дом, состоящий из 22 квартир, одна квартира домохозяина, занимающая площадь трех обыкновенных квартир по 8 комнат, 4 магазинов, помещений для дворников и швейцаров, прачечной в 6‑м этаже, отдельных для каждой квартиры чердаков и дровяных подвалов. Из 21 сдаваемой внаем квартиры 15 состоят из шести комнат, передней, кухни, людской, ванной, помещения для гардероба и 2 ватерклозетов английской системы. В каждой ванной имеется умывальник. Пять квартир имеют три комнаты, переднюю, кухню, ванную с ватерклозетом и людской ватерклозет; наконец, одна квартира в 6‑м этаже имеет лишь 2 комнаты, переднюю и кухню”
Водопровод, канализация,электричество и даже лифт(в 1906г) дом был оборудован последнему слову техники.
Модный ( Модерн) стиль – художественное направление в архитектуре и др.видах изобразительного искусства стал популярен в концу 19, начале 20 в.
Особенности стиля заключались в отказе от прямых линий в пользу естественных (природных ) Кривая линия стала символом Модерна. Элементы архитектурного декора использовался растительный орнамент, применялись новые приемы и технологии и материалы. Художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал отказ от симметрии,
Преобладающими цветами стиля “Модерн” приглушенные оттенки цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля часто каркасные вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные плоской формы.
Витраж – это картины из стекла воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках. Прозрачные картины с лягушками, (болото) в доме Барышникова, были выполнены в технике травления с помощью раствора кислоты, матирующей поверхность прозрачного стекла.
Эта техника основана на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния , главным компонентом стекла. При взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.
Таким образом, на стекло можно наносить любой рисунок, делать его не прозрачным, но пропускающим солнечный свет.
К сожалению, витражи с лягушками, в парадной дома Барышникова уже едва просматриваются, заляпаны разноцветными потеками краски и пыли.