Найти в Дзене

Как создавались отечественные бренды бутилированной воды

Оглавление

В России, по данным на середину 2022 года, работали более двух тысяч производителей бутилированной воды. Самые известные — IDS Borjomi («Святой источник»), Coca-Cola («Бон Аква»), PepsiCо («Аква Минерале») и т.д.

Расскажем о том, как формировались эти (и некоторые другие) легендарные бренды.

Святой источник

Бренд появился на российском рынке в 1994 году.

В 2002 году фирма, которая производила воду, была куплена Nestle. Зарубежные партнеры, приобретя актив, тут же провели минимальный ребрендинг: изменили дизайн бутылки, а также внесли коррективы в наименование.

В 2009 году бренд «Святой источник» перешел к IDS Borjomi Russia, контрольный пакет которой с 2013 по 2022 годы принадлежал «Альфа-Групп».

IDS Borjomi Russia — настоящий гигант индустрии с точки зрения интеллектуальной собственности. У нее в портфеле не только бренд «Святой источник», но также «Боржоми» и «Эдельвейс». И это только наиболее известные наименования! Всего у компании, по подсчетам «Онлайн Патента», 95 товарных знаков самого разнообразного профиля (есть даже слоганы — например, «Спонсор 1 января», относимый, видимо, к упомянутому выше Боржоми).

Что касается материальных активов, то в 2020 году «Ведомости» указывали, что у компании было восемь заводов по розливу воды в России и странах СНГ (и корпорация планировала открыть девятый). В год фирма выпускала около миллиарда бутылок, при этом бренд «Святой источник» являлся лидером на рынке (его доля оценивалась в 9,8-10,4%).

А как появился «Эдельвейс»? Он тоже пришел на рынок в 90-е. Причем изначально назывался достаточно стандартно — Липецкая. В 2004 году фирма решила сменить наименование и дизайн, дав название своего юридического лица производимому продукту.

Бон Аква

История бренда началась в 1988 году в Западной Германии, когда в немецкие столовые, магазины и кафе стали поступать первые бутылки с водой под товарным знаком «Bonaqua». Уже через год фирма вышла на европейский уровень под наименованиями Bonaqua, BonAqua и BonAqua Silver.

В России запоминающееся европейское сочетание BonAqua появилось в 1994 году. Собственником бренда является Coca‑Cola. По данным на 2017 год, в России работали не менее 10 профильных заводов, одно из основных производств находилось в городе Истра (Московская область).

«[В этом городе] чистая вода, а для производства напитков вода — это основа. У нас на территории завода расположена собственная артезианская скважина. Coca-Cola HBC Россия — ответственная компания, мы работаем, руководствуясь самыми строгими экологическими стандартами. Мы не загрязняем ни воздух, ни почву, ни воду. К тому же, у нас отличные показатели по переработке отходов», — рассказывал в 2017 году директор завода Coca-Cola HBC Алексей Кузнецов.

Аква Минерале

Этот товарный знак появился в России в 1997 году. До 1999 года PepsiCо, являвшаяся собственницей бренда, не стремилась активно развивать бизнес-направление бутилированной воды (соответственно, инвестиции в этот проект не вкладывались). Все изменилось в 2000 году.

Руководство Pepsi поставило задачу создать крупный и узнаваемый товарный знак в категории питьевой воды, что и было сделано в кратчайшие сроки.

В 2006-2008 в РФ было запущено несколько «расширений» бренда — на прилавках появилась вода под марками Aqua Minerale Active и Aqua Minerale Beauty.

Вся вода, производимая под брендами, отличается высоким качеством: например, непосредственно сама Аква Минерале добывается из артезианской скважины, расположенной на глубине 300 метров в окрестностях Санкт-Петербурга.

Кстати, PepsiCo в России принадлежит не только бренд Aqua Minerale в самых неожиданных вариациях. В портфеле корпорации и ее дочерних организаций также значатся «Родники России» и «Ессентуки».

Названия, связанные с географическими названиями

Шишкин Лес

Предприятие, занимающееся розливом данной воды, было основано в 1998 году в поселке Шишкин Лес (ныне — Троицкий административный округ Москвы).

В 2020 году на территории фирмы было расположено 6 артезианских скважин – 3 основные (и работающие непрерывно) и 3 резервные (действующие на «всякий случай»). При этом первую артезианскую скважину обнаружил сам основатель компании — Сергей Угер. Как отмечал портал Retail.ru, корпорация имеет не только систему собственного розлива воды, но и специальную лабораторию, контролирующую качество производимой продукции: специалисты проводят минимум 600-2000 анализов в сутки, проверяя извлекаемое по 14 физико-химическим показателям.

«Когда создавался бренд, мы делали ставку на оригинальность упаковки и вкуса, который создала природа. Вода проходит очистку и остается такой же свежей, как если бы ее налили из родника. Только более безопасной», — рассказывал в начале 2022 заместитель генерального директора ООО «Шишкин Лес Торг» Михаил Федосов.

В 2019 году собеседники Ъ оценивали годовой объем производства «Шишкиного леса» в 900 тысяч дал. Среднегодовой оборот — 2 млрд рублей.

В 2021 году — продажи воды «Шишкин Лес» выросли, по данным компании, более чем на 40%. Данных за 2022 год обнаружено не было.

В портфеле фирмы сразу 13 товарных знаков.

Вода из Архыза

Природная питьевая вода из одноименного села, расположенного в Карачаево-Черкессии. Местные рассказывают такую легенду о происхождении своего названия. На Кавказе когда-то жил жестокий и безжалостный разбойник. Он полюбил гордую и красивую девушку, но та отвергла его. Тогда мужчина ушел в горы. Поселившись в пещере, стал затворником, отказался от еды и пил одну воду, надеясь на скорую смерть. Однако она пощадила его: вода, которую джигит пил каждый день, оказалась целебной. Однажды мужчина узнал, что его возлюбленная больна. Он пришел к ней, напоил горной водой и исцелил красавицу. Девушка так и не узнала, что перед ней был тот самый разбойник. И звали ее Архыз.

Производством современной бутилированной воды из Архыза занимается «Архыз Оригинал». Этому же ООО, кстати, принадлежат не только известные всем товарные знаки, ассоциированные с прославленным курортом, но также сразу пять промышленных образцов.

Липецкий бювет

Бренд минеральных вод, как отмечают местные издания, был открыт самим Петром I еще в начале XVIII века. В 1805 году статус Липецких минеральных вод был присвоен территории официально: император Александр I основал соответствующий курорт. Кстати, название «бювет» происходит от французского «boire», что переводится как «пить» или «утолять жажду». В дореволюционной России бювет представлял из себя комфортабельный павильон, размещавшийся над источником.

Современный Липецкий бювет выпускает один из крупнейших отечественных производителей соков «Лебедянский» с начала 2000-х.

Полезные ссылки:

→ Зачем нужен товарный знак?

→ Бесплатный поиск по базам Роспатента

→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ

→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС

→ Зарегистрироваться в сервисе

(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей