Найти тему
Пушкин в Африке

Африканский Афанасий Никитин

Если вам кажется, что в вас пропал дух авантюризма, то ознакомьтесь с нашей статьёй про замечательного русского учёного немецкого происхождения Василия Васильевича Юнкера (1840-1892). Этот человек прожил всего каких-то 52 года, но за это время успел совершить два длинных и невероятно сложных путешествия в Африку, внеся неоценимый вклад в развитие мировой науки. Имя Юнкера совершенно незаслуженно забыто сегодня, хотя в широком смысле именно он прорубил для России окно в загадочную и далёкую Африку.

В. В. Юнкер - гравюра
В. В. Юнкер - гравюра

Представьте, что вы родились в семье, мягко говоря, обеспеченной. Ваш отец - петербургский банкир со связями, где только можно и нельзя, владеющий собственным банком с несколькими отделениями по России. Чего ещё нужно для счастья? - крестись, учись, женись и наслаждайся. Так бы поступило подавляющее большинство из живущих сегодня, но Василий Васильевич был не из таких. Закончив обучение сразу в трёх престижных университетах тогдашней Европы по медицинской специальности, он твёрдо решил, что свою судьбу свяжет с путешествиями и исследованиями. Юнкера особенно привлекал африканский континент, и связано это было с тем, что во второй половине XIX века на его карте ещё было множество белых пятен. Первое путешествие в Африку он совершил в 1869 году, приехав в Тунис, где выучил азы арабского языка, крайне необходимого при путешествиях по континенту, ведь арабы, издревле занимавшиеся торговлей с Африкой южнее Сахары, прочно закрепили за своим языком статус языка торговли. Мало кто знает, но, к примеру, на территории Мозамбика ещё задолго до прибытия туда португальцев существовало несколько арабских торговых факторий. Что касается Василия Васильевича, можно ещё предположить, что это путешествие было чем-то вроде водораздела в его жизни, когда он ещё находился в раздумьях: "А нужна ли мне вообще эта Африка или заняться стоит чем-нибудь попроще?" Беспокоили ли Юнкера такие размышления или нет - мы не знаем, однако наверняка известно, что первую научно-исследовательскую экспедицию он замыслил и осуществил после 1875-го года, когда посетил Международный географический конгресс в Париже, где познакомился с известными в тот период исследователями Африки Швейнфуртом и Нахтигалем, а также другими светилами науки о Земле своего времени. Именно знакомство с ними, по воспоминаниям нашего землепроходца, вдохновило его к тем открытиям, что он совершил за свою недолгую, но яркую жизнь.

Дом отца В. Юнкера на Большом проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Дом отца В. Юнкера на Большом проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге

В сравнении со многими современниками у Юнкера было одно значительное преимущество - к упорному характеру и природному любопытству, необходимым для изучения самого жаркого континента, добавлялось ещё и наличие средств для проведения экспедиций. Безусловно, в районах тропической Африки ассигнации императорского банка были ни к чему, равно как и фунты стерлинга, однако предварительная покупка подарков для местных племенных вождей, снаряжения, медикаментов, провизии и многого другого требовала средств. В общем, содержание любой экспедиции всегда стоит денег. Если не верите - попробуйте с нуля собраться в поход по Подмосковью на одну ночь, и вас, вероятно, удивит минимальный прайс-лист. Таким образом, благодаря своему отцу Юнкер смог получать бесперебойное финансирование всех начинаний по исследованию Африки, а однажды заботливый родитель даже направил на помощь пропавшему сыну ещё одну экспедицию, но об этом немного позже.

Экспедиция В. В. Юнкера
Экспедиция В. В. Юнкера

Мы сказали о биографии Василия Васильевича, но пока ничего о его открытиях. Во-первых, в процессе своих первых путешествий в Исландию, Испанию и Тунис он изучил топографию, за счёт чего нанёс на карту множество рек-притоков Нила и Конго. Ему же принадлежит важнейшее открытие своего времени - водораздел между реками Конго и Нил. Для тех, кто не знает, что это, поясним. Любая крупная река имеет множество притоков, многие из которых могут находиться неподалёку от притоков другой крупной реки, и, чтобы при перемещении из точки "А" в точку "Б" не оказаться в совершенно не в искомом месте, нужно точно знать, какие реки куда впадают. Короче говоря, недостаточно просто нанести очертания континента - чтобы пробраться вглубь, необходимо как следует знать местную речную систему - основное средство перемещения при отсутствии дорог. К слову, даже современные картографы, пользующиеся новейшими приборами и спутниковыми снимками, отмечают высокую точность карт, составленных Юнкером. Во-вторых, Василий Васильевич был выдающимся этнографом - он дважды собрал богатую коллекцию различных предметов, отражающих быт народов Экваториальной Африки, но одна из них, добытая в ходе второй экспедиции, не сохранилась. Дошедшая же до дома коллекция, собранная в верховьях Нила, состояла из более, чем 2 тысяч различных предметов быта, ритуальных артефактов, элементов африканских доспехов и оружия. Правда, не совсем верно было бы сказать, что от второй коллекции не осталось совсем ничего. Её часть, добытая в ходе исследования земель, населённых пигмеями, всё-таки дошла до Петербурга благодаря усилиям Юнкера и его команды. Некоторую часть коллекции он передал также Берлинскому этнографическому музею, что было проявлением научного сотрудничества между учёными своего времени. Наконец, Юнкер составил совершенно бесценные путевые заметки и дневники, а также словари африканских племён, в среде которых он существовал в годы своих экспедиций.

В наших статьях мы уже неоднократно упоминали, как к африканским аборигенам относились европейцы - чаще всего они считали себя представителями совершенно иной, более высокой расы, а чернокожих - наоборот, отсталыми и недоразвитыми дикарями, не способными к пониманию цивилизованного отношения. Юнкер в этом смысле был фигурой диаметрально противоположных взглядов. Благодаря тому, что он увлекался активно развивавшейся в тот период наукой антропологией и наверняка знал, что человеческое общество проходит множество стадий развития, он всегда старался понять аборигенов и найти с ними общий язык. Главным принципом, которым Василий Васильевич руководствовался в ходе своих экспедиций, было отсутствие в его сопровождении вооружённых людей. А надо сказать, что путешествовал он по весьма небезопасным районам Африки, населённым в том числе племенами, практиковавшими каннибализм и человеческие жертвоприношения. Но именно тот факт, что русский путешественник приходил с дарами, без каких-либо претензий на земли и без оружия, всегда позитивно настраивало местных вождей, отчего они часто даже выделяли людей ему в помощь. Один эпизод из воспоминаний Юнкера в ходе общения с племенем ньям-ньям в верховьях Нила запомнился нам очень отчётливо, и на наш взгляд, он крайне показательно отражает разницу в отношении к африканцам со стороны россиян и европейцев. Однажды Юнкер столкнулся с тем, что неподалёку от его палатки аборигены убили местную женщину по обвинению в колдовстве, а для того, чтобы "уничтожить злого духа", вырезали и сожгли её желчный пузырь. Конечно, приятного в истории мало, но вот, как об этой истории в дневниках высказался сам землепроходец:

«Когда мы слышим о таком бесчеловечном злодеянии, то в первый момент с отвращением отворачиваемся от виновников. Но ведь эти люди поступают так под влиянием темных суеверий, по законам, унаследованным ими от предков, и они не знают вокруг себя людей, мыслящих и чувствующих иначе, они не видят лучших примеров. И я задаю себе вопрос, не следует ли их простить скорее, чем убийц в культурных странах, которые, несмотря на воспитание и окружающую среду нравственных людей, хладнокровно, с хитрым расчетом совершают самые низкие преступления и убийства».

Как говорится - ни прибавить, ни убавить! И это писал человек, живший в XIX веке, когда на Западе ещё только шёл процесс сочинения их излюбленных баек про гуманизм и демократию. Кроме того, в ходе второй экспедиции Юнкер доказал и тот факт, что пигмеи - этнос, проживающий на больших пространствах Экваториальной Африки и занимающийся преимущественно охотой, не является неполноценным с физиологической точки зрения. Он доказал, что это такие же люди, только другие с точки зрения физических параметров в силу особенностей условий жизни. Хотя это и звучит странно, что такой вопрос вообще ставился, позволим себе напомнить читателю, что в XIX веке в "просвещённой" Европе даже проводились научные дискуссии на предмет того, является ли женщина человеком или лишь "другом человека", поскольку избирательные права женщинам предоставлять не хотели круги земельной аристократии и самых богатых слоёв буржуазии.

Но что-то мы отвлеклись от нашего героя. По нашему рассказу могло сложиться впечатление, что все заслуги Юнкера - это что-то вроде результатов лёгких прогулок по саванне. На самом деле, картина была ровным счётом противоположная, особенно в ходе второй экспедиции, когда Василий Васильевич с небольшой командой путешествовал по притокам реки Конго - в самом эпицентре малярийной зоны. Мало того, что путешественникам приходилось пробираться через густые заболоченные дебри непроходимых тропических лесов впадины Конго, наш землепроходец по несчастливой случайности заразился малярией, а эта болезнь, мягко скажем, не из лёгких. Из трёх существующих форм малярии, вызываемых разными возбудителями, Юнкеру попалась самая тяжёлая. Особенность малярии заключается в том, что без прохождения курса лечения человек переживает приступы лихорадки с жуткой головной болью и другими симптомами тяжёлой болезни с незавидной частотой. А ещё, как нетрудно догадаться, в глубине конголезских джунглей нет магазинов и базаров, поэтому продукты питания и прочие необходимые элементы снаряжения приходилось выменивать у аборигенов, но делать это можно только до тех пор, пока есть, чем меняться. А когда команда нашего героического землепроходца, терзаемая тяжёлыми условиями тропического климата и малярийной лихорадкой добралась до конечной точки маршрута - реки Непоко, припасы были на исходе. Выбраться тем маршрутом, которым экспедиция прибыла, не было никакой возможности. Это было связано с политической обстановкой на территории Судана. Поэтому пришлось пробираться сотнями километров сквозь никогда ранее не исследованные земли в сторону острова Занзибар. Очевидно, что не весь путь был пройден пешком, тем более, что под конец Василий Васильевич был настолько обессилен от непрекращавшихся приступов малярии и многочисленных воспалённых ран на теле, что банально не мог идти.

В конечном счёте практически всю поклажу - ценнейшие находки и артефакты - пришлось либо оставить, либо выменять, но до Родины они всё-таки добрались. Тут-то и пригодились медицинские навыки Юнкера - в обеих экспедициях от болезней и ран не умер ни один сопровождавший его член команды. Что называется, никогда не знаешь, где могут пригодиться приобретённые тобой знания! Пока путешественники во главе с Юнкером двигались на Восток Африки, в Петербурге серьёзно обеспокоились пропажей исследователя. В первую очередь, его отец. На поиски сына он снарядил целую экспедицию под руководством своего знакомого немецкого путешественника и военного Густава Адольфа Фишера. Юнкера он не нашёл - это не позволили сделать трудные условия маршрута, но зато сумел зафиксировать множество интересных наблюдений о природе южной стороны озера Виктория - одного из крупнейших озёр мира, на тот момент ещё недостаточно изученного. А Василий Васильевич, медленно продвигавшийся с командой как придётся, добравшись до Занзибара, встретил там знакомого географа Швейнфурта, оказавшего помощь в возвращении коллеги и товарища в Россию. По продолжительности экспедиции Юнкера заняли более 10-ти лет. Благодаря наличию исследовательской базы в Южном Судане Василий Васильевич сделал лишь небольшой перерыв после первой экспедиции, а вот вторая, с учётом долгого возращения, затянулась до 1887 года. Последние пять лет жизни великий учёный-практик посвятил обобщению и изданию накопленной информации - были изданы карты Восточной и Центральной Африки, собрано бесчисленное количество данных о живой природе Экваториальной зоны (особенно интересовали юнкера человекообразные обезьяны), бесценный этнографический материал и т.д.

Две экспедиции В. В. Юнкера на карте
Две экспедиции В. В. Юнкера на карте

Подорванное тяжёлыми заболеваниями здоровье В. В. Юнкера позволило ему прожить ещё 5 лет после возвращения домой, но за то короткое время он сумел издать книгу "Путешествия по Африке в 1879–1883 гг.", ставшую венцом его научного и публицистического наследия. В Советском Союзе работа вышла только в 1949 году, но издание на русском языке существует, и потому мы настоятельно рекомендуем всем читателям ознакомиться с этим трудом и погрузиться в атмосферу настоящей неизведанной Африки, которая и по сей день остаётся для нас нераскрытой загадкой как с научной, так и с общечеловеческой точки зрения. Возможно, ключом к африканской головоломке станет именно фигура выдающегося русского землепроходца - В. В. Юнкера, заложившего в России основы по-настоящему человечного, уважительного и бережного отношения к самому главному богатству Африки - её людям.

Советское издание книги В. Юнкера "Путешествия по Африке"
Советское издание книги В. Юнкера "Путешествия по Африке"

Подписывайтесь на "Пушкин в Африке", не забывайте ставить лайки и делитесь мнением о прочитанном в комментариях! Это поможет сделать контент ещё более интересным и качественным! Распространяйте понравившиеся материалы среди знакомых и друзей, это тоже помогает охвату!