Найти в Дзене
Учитель сегодня

Метод обучения «Перевёрнутый класс»: его суть и преимущества

Об особенностях модели «Перевёрнутый класс» и ее внедрении в образовательный процесс рассказала в интервью Марина Дербуш, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета. С ней побеседовала студентка филологического факультета по направлению «Реклама и связи с общественностью» Махаббат Танербергенова. Марина Викторовна, в чем Вы как исследователь и преподаватель видите сложности современных школьников при изучении математики? Я бы не сказала, что сложности возникают именно при изучении математики и дело только в предмете. Если есть мотивация, есть цель, то любые сложности можно преодолеть. Обычно проблемы при изучении математики возникают при переходе учащихся в 7 класс, когда вместо одной математики у них появляется алгебра и геометрия. Много материала, много разных задач, которые нужно уметь решать — это может вызвать определенные проблемы. Нужно отметить, что есть дети, для которых восприятие математического матери

Об особенностях модели «Перевёрнутый класс» и ее внедрении в образовательный процесс рассказала в интервью Марина Дербуш, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета. С ней побеседовала студентка филологического факультета по направлению «Реклама и связи с общественностью» Махаббат Танербергенова.

Марина Викторовна, в чем Вы как исследователь и преподаватель видите сложности современных школьников при изучении математики?

Я бы не сказала, что сложности возникают именно при изучении математики и дело только в предмете. Если есть мотивация, есть цель, то любые сложности можно преодолеть. Обычно проблемы при изучении математики возникают при переходе учащихся в 7 класс, когда вместо одной математики у них появляется алгебра и геометрия. Много материала, много разных задач, которые нужно уметь решать — это может вызвать определенные проблемы.

Нужно отметить, что есть дети, для которых восприятие математического материала дается сложнее, тогда в обучении можно использовать визуальные материалы и найти другой подход к организации обучения — исследовательские работы, геймификация и т.д.

В своих работах Вы исследуете применение модели «Перевёрнутый класс» для обучения математике. Расскажите, пожалуйста, в чем суть этого метода. Какие цифровые ресурсы могут быть применены при реализации этой модели обучения?

«Перевёрнутый класс» — модель смешанного обучения, которая объединяет традиционную классно-урочную систему с использованием цифровых ресурсов. Необходимо отметить, что использовать в процессе обучения необходимо только верифицированный контент: информационная система «Моя школа», РЭШ, платформы Я-класс, Сбер-Класс и т.д.

В методе «Перевёрнутый класс» классная работа меняется местами с домашней. Дети дома изучают теорию и в класс приходят с теоретической базой для решения задач. Как дома выполняется работа по новым темам? С использованием цифрового контента, ссылки на который учитель предлагает учащимся. На уроке знания актуализируются и решаются задачи на закрепление, а также задания продвинутого уровня сложности.

Данный метод подходит не для всех изучаемых тем и не для всех классов. Его преимущества — удобный темп, возможность изучить материал повторно. Модель максимально простая в реализации, не требующая дополнительного оборудования в классе для учеников. Большинство образовательных платформ, используемых для реализации модели бесплатные, но требуют регистрации.

Расскажите о разработанном вами электронном курсе «Задачи на построение» – в чём его особенности? Тестировался ли курс на школьниках или студентах? Какие у них впечатления и результаты обучения?

Курс «Задачи на построение» — это выпускная квалификационная работа моей студентки Анастасии Овсянниковой, с которой мы разработали структуру и примерное содержание. Затем она наполнила его различными интерактивными элементами. Курс был одобрен в ходе педагогического эксперимента. В курсе рассматриваются задачи, которые не входят в базовый школьный курс геометрии. Он содержит много интерактивных элементов, в него всторена работа с динамическими программами. Это позволяет ученику изучить вопросы по математике, которые выходят за пределы программы. Курс готов, и его можно реализовать в любой модели смешанного обучения.

Поделитесь, пожалуйста, опытом взаимодействия со школами Омска и Омской области. Как в них относятся к новым инструментам обучения, готовы ли они их применять?

Если говорить про смешанное обучение, то про эту технологию знают все, но не все используют. Сложности связаны с техническими возможностями: не все школы оборудованы компьютерными аудиториями. Ещё одна проблема — отсутствие высокоскоростного интернета. Поэтому более успешно применяется модель «Перевёрнутый класс»: при ее использовании не требуется особое оборудование. География применения результатов наших разработок не только Омская область, это и Алтайский край и Республика Крым.

Какие дальнейшие планы ваших исследований в данном направлении?

В данном направлении уже ничего особо не планирую, так как три года упорной работы нашего коллектива по вопросам организации смешанного обучения подошли к концу. Результатом стали онлайн-курсы для учащихся и педагогов, публикации, две изданные монографии.

Ближайшие планы в данном направлении минимальны — небольшие исследования по отдельным аспектам применения цифровых ресурсов в процессе смешанного обучения математике, проведение вебинаров для учителей.

Однако вместе со смешанным обучением мы занимались исследованием вопроса формирования личностных образовательных результатов в процессе обучения математике. В будущем, возможно, займёмся этим направлением исследований. Данная работа очень творческая и необычная, что вызывает повышенный интерес.

Делимся с читателями интересной подборкой работ Марины Викторовны для изучения.

1. Электронный курс «Задачи на построение».

2. Развитие математической речи учащихся в условиях смешанного обучения математике.

3. Обучение учащихся решению практико-ориентированных заданий с использованием веб-квестов на уроках математики.