Добрый день уважаемые читатели. В конце концов наше судостроение достигло фазы, когда в нашей серии имеется несколько десятков представителей проекта, если не больше. Долгое время оставался только один нерешенный вопрос - создание десантных кораблей, однако это теперь, по всей видимости, стало неважным.
Не так давно мы обсуждали новые десантные корабли проекта "11711", которые строятся для Черноморского флота. Перевод проекта в реальность – очевидное и обоснованное решение. Однако, то, о чем мы говорили ранее, было только вершиной айсберга. На самом деле, мы решили увеличить серию не на два, а сразу на семь кораблей, что общим числом даст нам 9 единиц. Конечно, мы далеки от американцев, и вопрос в том, нужно ли нам это, но уже сейчас просматриваются контуры серьезного увеличения наших сил. Сроки для этого увеличения достаточно сжатые с учетом современных стандартов – мы должны завершить строительство всех кораблей к 2035 году. Это означает, что последний корабль сошьётся со стапеля либо в 2033 году, либо в худшем случае в 2034 году. 10 лет – неплохой результат, особенно учитывая размеры и возможности проекта. Напомним, что это не просто десантный корабль, а своеобразный гибрид между универсальным десантным кораблем и большим десантно-доковым кораблем. Чем это обусловлено? Ключевым моментом является внушительная авиагруппа. В базовом проекте 11711 предусмотрен только один вертолет, а в нашем варианте уже будет пять. Примечательно, что два из них – это ударные вертолеты Ка-52М, вооруженные противокорабельными ракетами Х-35, что позволяет нашему десантно-доковому кораблю принимать участие в бою против вражеского флота. Оставшиеся три вертолета – это семейство Ка-27, а именно Ка-27ПЛ, десантный Ка-29 и поисково-спасательный Ка-27ПС.
Вторым важным фактором является вместимость. Известно, что модифицированная версия корабля проекта "11711" увеличилась в размерах примерно на четверть по сравнению с предшественником и теперь имеет водоизмещение в 8000 тонн. В новой версии корабля предусмотрено место для размещения до 40 единиц техники и 400 десантников. Отдельно стоит упомянуть о 6 катерах типа "Серна", хотя их местоположение на корабле пока что вызывает некоторые вопросы. Еще одним пунктом, требующим ясности, является вопрос о защите от противокорабельных ракет. Отмечается, что такая защита необходима, учитывая коварство данного вида оружия. В настоящее время проводятся работы по модернизации боевых десантных кораблей Черноморского флота путем установки универсальных зенитно-ракетных комплексов "Тор-М2КМ", способных успешно перехватывать указанный тип ракет.
Однако, было бы желательно иметь заводское решение данной проблемы, например, использование комплекса "Панцирь-М". Конечно, это достаточно затратное решение, но оно определенно будет более выгодным, чем строительство нового боевого десантного корабля на протяжении нескольких лет. Кроме того, данный комплекс является универсальным и может применяться не только против противокорабельных ракет, но и против беспилотных аппаратов, которые ранее создавали ряд проблем. Один комплект зенитно-ракетного комплекса содержит 40 ракет-перехватчиков, часть из которых может быть заменена на противотанковую ракету "Гермес", дальность действия которой составляет до 100 километров. В настоящее время данное изделие основным образом применяется с военных вертолетов Ка-52М, но его масштабное использование пока что затруднено.
Переходим к некоторым выводам. В очевидной попытке создать мощное десантное соединение, способное доставить группировку с поддержкой воздушной авиации, мы можем сделать следующие наблюдения. Собрать всех в одной точке не является сложной задачей, как мы уже могли наблюдать в феврале позапрошлого года. Рассмотрение этой группировки как единого целого является необходимым для оценки наших десантных возможностей в определенном направлении. Итак, что у нас есть? Если мы учитываем только "свежие" корабли, то их количество составляет минимум 11 десантных корабля, а также 2 корабля-дока. Общая вместимость для десанта составляет более 6000 человек и 570 единиц техники разного назначения. Если мы рассматриваем танки, то их количество будет меньше, но риски при подходе к берегу слишком велики, поэтому стоит сосредоточиться на других типах машин, например, вертолетах. Авиагруппа соединения может рассчитывать на 87 вертолётов, взяв в расчет минимум по 20 единиц на каждый корабль-док, хотя их количество может быть больше. Нужно отметить, что число вертолетов, указанное в открытых источниках, нарисовано с учетом первоначального проекта "23900", который был скорректирован дважды после начала разработки. Не может быть так, чтобы на вертолётоносце с водоизмещением в 40 000 тонн базировалась такая скромная авиагруппа. Если мы смотрим на конкурентов с такими же габаритами, то они обычно имеют не менее 30 вертолётов. Даже "Мистраль" может нести минимум 16 вертолётов. Учитывая эти факты, мы должны учесть данный аспект.
ЧТО В ИТОГЕ:
Как результат, отметим следующее - на данный момент обстановка в мире развивается таким образом, что все ранее изложенное, вероятнее всего, в скором времени еще более усилится - можно смело рассчитывать на запуск второй фазы проекта "23900", после завершения первой пары. Изначально затевалось строительство двух судов такого типа, одного для Тихоокеанского флота, а другого - для Черноморского флота, однако видны явные необходимости и для Балтийского, и для Северного флота. Повторюсь, при необходимости их можно сосредоточить в одном направлении - теперь Финляндия представляет намного большую угрозу.