Наша «Ночь музеев» в этом году закончилась довольно поздно — после концерта клуба авторской песни «Бригантина» в Музее изобразительных искусств, уже в одиннадцатом часу, мы переместились в пристроенный совсем недавно к музею «Фонд искусств». До полуночи ещё осталось время, чтобы посетить только открывшуюся масштабную выставку «Тула. Шедевры. Музеи России», экспонаты для которой предоставили ведущие федеральные музеи страны…
Новое здание Фонда удивляет с порога: просторное фойе, в уголке касса с сувенирами, гулко бродящий по залу охранник с автоматом, парадный стенд с благодарностями руководителям, причастным к организации выставки, и ряд дверей по дальней стене. И ещё — цена! Пятьсот рубликов за посмотреть на шедевры — для Тулы немало. Нам повезло, в отличие от петербургского Русского музея дома художников пустили по корочкам Союза бесплатно. Получив заветную бумажечку с рукописной двойкой (типа «пропуск на двоих»), мы поспешили к одной из дверей с надписью «Вход», за которой оказался спрятан лифт, почему-то упорно не хотевший везти нас на второй этаж — пришлось начать знакомство с выставкой с третьего.
Там мы сразу увидели картины Василия Рождественского, из-за которого мы тут в первую очередь и оказались — в мае отмечается его 140-летие, и где-то в сети промелькнуло, что в Тулу, на родину художника, привезут несколько его картин. А учитывая, что мы ярко столкнулись с одной из его картин на выставке в Санкт-Петербурге в первые же дни этого года, то упускать шанс увидеть что-то новое от столь разнообразного автора было бы обидно.
Василий Васильевич Рождественский родился в Туле, в семье священника 12 (24) мая 1884 года. Первоначальные художественные навыки приобрёл в Тульском духовном училище. В 1900 году приехал в Москву, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова, Константина Коровина, Абрама Архипова, Леонида Пастернака; окончил 4 курса, но был отчислен за участие в революционных выступлениях. В годы учёбы сблизился с Петром Кончаловским, Ильёй Машковым, Александром Куприным, Аристархом Лентуловым, Робертом Фальком; в 1910 году вместе с ними организовал объединение «Бубновый валет». Много путешествовал по стране; бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае. Регулярно работал в Подмосковье. Писал пейзажи, портреты, натюрморты; в конце 1910-х — начале 1920-х занимался плакатом. Прошёл через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом; в 1920-е годы обратился к реалистической манере.
В каждом экспонате выставки отражена история, связанная с тульской землёй — это не только авторы и мастера, родом из Тулы, но и сюжеты произведений — будь то живопись, литература или изделия тульской промышленности…
Как-то давно читали в сети восторженный отзыв про красивый завод под Тулой, который видят из окон поездов все едущие на юг отпускники. Автор заметил, что такой завод должен выпускать «что-то прекрасное: пусть это будет тульский пряник». И замечательно, что на выставке есть такой яркий портрет нашего Косогорского металлургического комбината.
В экспозицию вошли полотна великих русских художников, в том числе уроженцев тульской земли: Григория Мясоедова, Наталии Гончаровой, Андрея Попова, Василия Рождественского, Василия Пукирева.
Картина «Опахивание» представляет собой очень редкое изображение древнейшего славянского обряда, который проводился крестьянками во время падежа скота. Тянет за собой плуг незамужняя девушка, сопровождаемая женщинами деревни. Смысл обряда — проведение круговой борозды, через которую «коровья смерть» не сможет перепрыгнуть.
Представлены на выставке портреты знаменитых туляков, написанные знаменитыми русскими живописцами. Среди них — образы Льва Толстого и Ивана Тургенева кисти Ильи Репина, портрет Ивана Тургенева, созданный Василием Перовым. Произведения Ореста Кипренского: портреты поэта Василия Жуковского и гусара Евграфа Давыдова.
На полотне Ореста Адамовича Кипренского (1782–1836) изображен двоюродный брат известного героя-партизана Дениса Давыдова — Евграф Владимирович Давыдов (1775–1823). Судьба его сложилась трагично. Участие в «Битве народов» под Лейпцигом в августе 1813 года превратила Евграфа Давыдова в инвалида: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. При отставке его произвели в генерал-майоры. Он прожил в родовом имении Аксинино Тульской губернии ещё десять лет и умер нестарым человеком на сорок восьмом году жизни.
Портрет Е.В.Давыдова — самое известное произведение Кипренского, своеобразный манифест романтической эпохи. Перед нами герой войны 1812 года. Гусарский полковник изображен в мундире, непринужденно облокотившимся на каменную плиту. Задумчивый и отстраненный взгляд, большой открытый лоб создают впечатление одухотворенности образа, усиленный романтической атмосферой полумрака, грозовым пейзажем, где по поверхности скал как будто пробегают пятна света.
На выставке можно порассматривать иллюстрации Н.А.Бенуа к повести И.С.Тургенева «Вешние воды» и портрет автора кисти В.Г.Перова, предоставленный Русским музеем. Третьяковка тоже привезла портрет Тургенева, выполненный И.Е.Репиным. Иван Сергеевич, хоть и родился в Орле, но семья его происходила из древнего татарского рода тульских дворян Тургеневых. Дед писателя после увольнения от службы прапорщиком гвардии построил храм в Вязовне Чернского уезда, ставший центром усадьбы Тургенево, отошедшей после его смерти сыну Сергею, отцу писателя. В 1807—1814 годах, два трёхлетия дед состоял уездным предводителем дворянства Чернского уезда…
Ермолай из "Записок охотника" привлёк внимание портретным сходством с актёром Фёдором Добронравовым.
Очень интересными показались портреты Полины Виардо и Жорж Санд.
С Тургеневым соседствует портрет А.А.Бобринского, доставленный в Тулу из Эрмитажа. Он был написан в Париже в 1844 году Францем Ксавером Винтерхальтером. Граф Алексей Алексеевич Бобринский — это внук Екатерины II (от внебрачного сына императрицы и Григория Орлова), владелец имений Бобрики и Богородицк (Тульской губернии), крупнейший деятель сельского хозяйства, зачинатель сахарной промышленности в Российской империи и один из создателей железных дорог в России.
Так как Успенский собор Тульского Кремля закрыт от публики на бесконечную реставрацию и консервацию, особенно интересно было увидеть копии фресок, созданные выдающимся советским реставратором, художником, исследователем древне-русской живописи С.С.Чураковым.
Целый раздел посвящён тульским ремёслам и промыслам. В него вошли шедевры тульских златокузнецов, самовары, гармони, оружие, иконы в окладах, выполненных тульскими мастерами.
На выставке «Тула. Шедевры. Музеи России» подлинные предметы представили: Государственный исторический музей, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Политехнический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Российский национальный музей музыки, Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный центральный музей современной истории России, Государственный музей Л. Н. Толстого. Также на выставке представлены экспонаты Тульского музейного объединения и Императорского тульского оружейного завода.
Выставку «Тула. Шедевры. Музеи России» в «Фонде искусств» можно посетить до 18 сентября. Тула, ул. Фридриха Энгельса, 64. 8 (4872) 35 40 53.
Тула, 18 мая 2024 года